Инна Ульянова сыграла главную роль в кино лишь однажды, однако это исполнение оставило значительный след в памяти многих поколений зрителей. Тем не менее, даже её второстепенные персонажи были восхитительными. Сцена с пьяной женщиной-математиком, приставшей к Штирлицу в баре, является одной из самых ярких в 12-серийном фильме.
Уроженка Донецкой области, Инна Ульянова, в детстве переехала в Москву, так как её отец занимал высокую должность и со временем стал заместителем министра угольной промышленности. Она жила в комфортной квартире в центре столицы, пользовалась специальным снабжением и имела возможность общаться с известными актёрами. С ранних лет Инна была уверена в своём призвании – сцене.
Поступление в Щукинское училище стало для неё настоящим чудом: во время чтения басен Крылова она неожиданно рассмеялась, глубоко проникнувшись сутью произведения в неподходящий момент. Это необычное поведение привлекло внимание членов приемной комиссии, и Ульянову приняли с испытательным сроком в полгода. Если бы она не проявила себя, её путь в училище мог бы завершиться. Однако этого не произошло: Инна обладала талантом.
После получения диплома она переехала в Ленинград, где поступила в Государственный театр комедии.
«Николай Петрович Акимов сказал мне тогда: «Инна, у вас редкий комедийный дар, не стоит этого стесняться!» Он не только формировал из нас артистов, но и воспитывал, не позволяя лгать или доносить», – вспоминала позже Ульянова о том периоде.
Через шесть лет она вернулась в Москву и стала членом труппы Театра на Таганке. Тем не менее, её карьера в этом театре не складывалась успешно, и в кино её не часто приглашали. Более активно Инна Ульянова начала сниматься в 1970-х годах, когда ей было за 35.
Звёздный час актрисы настал в 1982 году, когда на экраны вышел фильм «Покровские ворота». Персонаж Маргариты Павловны Хоботовой покорил зрителей, однако для Инны Ивановны это осталась единственной главной ролью. Её ассоциировали с этой героиней, поэтому Ульянова всегда подчеркивала, что она совершенно не похожа на неё.
«На самом деле я ужасная трусиха и в отношениях с мужчинами тоже. Но в творчестве я стараюсь компенсировать то, чего мне не хватает: самоуверенность, властность, даже нахальство, поэтому и появляются такие героини, как Маргарита Павловна», – признавалась актриса.
Инна Ульянова пользовалась успехом у мужчин, однако часть романов ей просто приписывали – с партнёрами по съёмкам, такими как Евгений Моргунов и Виктор Борцов. Замужем она была лишь однажды – за Борисом Голдаевым, режиссёром и актёром (его самая известная роль – Левин в «Анне Карениной»). Брак продлился менее двух лет и распался по незначительной причине. Инна приревновала мужа к Анастасии Вертинской, с которой он танцевал на каком-то мероприятии. Он обиделся и не пошёл на примирение.
«Кроме актёрства, она не видела и не собиралась видеть ничего другого, поэтому мы развелись. Инна в личной жизни была несчастным и одиноким человеком из-за своего бескрайнего эгоизма», – впоследствии говорил Голдаев.
В жизни актрисы произошел еще один значимый роман с французским летчиком Константином Фельдзером, который был старше ее на 15 лет. Он часто бывал в СССР по служебным делам, а Инна приезжала с гастролями в Париж. Константин сделал ей предложение. Причины, по которым она отказалась, могли быть различными: возможно, она опасалась, что не сможет продолжать свою карьеру в другой стране, или переживала, что брак с иностранцем негативно скажется на карьере ее отца, либо же просто не желала вступать в брак. В течение четырех лет они поддерживали связь, созваниваясь и встречаясь, когда это было возможно. Однако однажды, когда Инна позвонила, на звонок ответила не Константин, а его экономка, которая сообщила о его смерти. После этого Инна сожгла все его любовные письма.
«Их было очень много: целый мешок. Уля тогда сказала, что у нее нет родственников, и она не хочет отдавать их кому попало, чтобы память о Константине не оказалась на свалке», — рассказала подруга актрисы Ольга Обметко.
После этого жизнь Ульяновой вошла в кризис. В 1990-е годы в театре и кино было недостаточно работы. Инна Ивановна согласилась сняться в рекламе чистящего порошка, за что подверглась критике со стороны коллег, которые считали это недостойным для актрисы. У нее не было близких людей и детей, и она начала погружаться в себя, иногда пытаясь справиться с одиночеством и тоской с помощью алкоголя.
«Сильнейший запой у Ульяновой произошел в 2001 году. Я как-то ночью дежурила по подъезду и увидела, как Инна спускается без одежды, говоря: «Там у меня трое мужчин в комнате сидят». Мы пришли, а там никого не оказалось. Очевидно, это была белая горячка. Я вызвала скорую психиатрическую», — рассказала соседка актрисы.
На некоторое время Инна Ивановна остановилась, но вскоре ее снова стали видеть в непотребном состоянии. Ульянову время от времени приглашали сыграть в эпизодах и антрепризах, но вскоре и эта работа прекратилась.
«Когда я выходила из дома, Инна лежала около магазина, ей было очень плохо. Я еле доволокла ее до дома, она не могла стоять на ногах — не от пьянства, а от того, что была очень больна и истощена, практически не ела! Зимой она сидела на лавке, в чоботах на голые ноги, с пустыми глазами. Я попросила консьержку не впускать никого из театра. А до этого в течение года-двух она играла, зарабатывала, приезжала с цветами, была счастлива», — делилась с журналистами та же соседка.
Неизвестная Марина Маматюк, которая якобы ухаживала за актрисой, неожиданно появилась в ее жизни. Ульянова даже представляла ее своей племянницей и составила завещание на ее имя. Однако Марина не часто навещала актрису. Как-то соседи не могли достучаться до Инны Ивановны в течение недели. Лишь когда Маматюк наконец приехала, выяснилось, что Ульянова находится в тяжелом состоянии: она скончалась в машине скорой помощи по дороге в больницу от цирроза печени. Актрисе было 70 лет.
После ее кончины разразился скандал, связанный с разделом наследства: внучатая племянница оспорила завещание и одержала победу в конфликте с Маматюк.
– Мне казалось, что все эти встречи и романы будут бесконечными, как жемчужины на длинной нити. Возможно, мне следовало уделить больше внимания женским вопросам и родить детей... Возможно. Однако я не могу жаловаться на свою жизнь. Для меня главное то, что моя актерская карьера продолжается... Мне не знакомо волнение, возникающее при упоминании слов семья, дом, бабушка, дедушка, папа, мама, дети, племянники. Я осознаю, что родственники зачастую являются лишь теми, кто ждет от тебя подарков. Я просто не являюсь домохозяйкой, – Инна Ульянова.