Воланд и его свита, демонические гости в советской Москве, выступают катализаторами обнажения людских пороков. Они не создают зло, они лишь его выявляют, как проявляющий раствор для фотографии. Без их вмешательства, как бы выглядела добродетель? Возможно, она бы закисла в самодовольной уверенности, утратила остроту и необходимость. Добро, лишенное испытания злом, рискует превратиться в бесцветную формальность. Вспомним Левия Матвея, ученика Иешуа. Он, казалось бы, воплощение добра и преданности. Но его доброта слепа, ограничена его собственными представлениями о правильном. Он не готов принять иную точку зрения, даже если она исходит от самого Учителя. Именно столкновение с «дьявольской» логикой Воланда заставляет его усомниться в своей непогрешимости, расширить границы своего понимания. Зло необходимо для существования добра? Не совсем. Скорее, оно выступает в качестве лакмусовой бумажки, позволяющей отличить истинное добро от лицемерного. Добро, прошедшее через испытание злом,
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла». Монологи из книги «Мастер и Маргарита»
30 июня30 июн
2 мин