- Обстоятельство № 1. В действующем законодательстве понятие «изготовление товара» включает в себя и операцию по его сборке.
- Обстоятельство № 2. Действующим гражданским законодательством – статьёй 134 Гражданского кодекса РФ предусмотрено понятие «сложной вещи».
- В связи возникает вопрос: а сборка радиоэлектронной продукции (например, компьютера) по индивидуальному заказу заказчика является изготовлением сложной вещи или нет?
Уважаемые коллеги!
С 19.06.2025 г. действует новое исключение из применения мер нацрежима, указанное в подпункте и) пункта 4 Постановления № 1875, согласно которому запреты, ограничения и преимущества не применяются при осуществлении:
«закупки товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг по изготовлению такого товара по индивидуальному заказу заказчика, осуществляющего закупку».
То есть любой закупаемый товар при выполнении работ, оказании услуг, который изготавливается индивидуально, не подпадает под действие нацрежима с 19.06.2025 г.
Например, изготовление мебели, стеллажей, одежды, типографской продукции и др.
С одной стороны, это представляется разумным и обоснованным:
- во-первых, если необходимая заказчику продукция не производится серийно, а заказчику требуются индивидуально-определённые изделия или оборудование, то он (заказчик) объективно не сможет закупить такие изделия или оборудования с применением мер национального режима;
- во-вторых, запреты, ограничения и преимущества, предусмотренные ПП РФ № 1875, ВООБЩЕ НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА РАБОТЫ И НА БОЛЬШИНСТВО УСЛУГ, кроме прямо в нём упомянутых
При этом на договоры подряда на выполнение работ (в том числе по изготовлению индивидуально-определённых изделий оборудования) ПП РФ № 1875 распространяется только в случае, если сам заказчик в тексте договора, что данный договор подряда на выполнение работ является «смешанным» договором, то есть предусматривает элементы договора поставки товара наряду с выполнением подрядных работ(понятие «смешанного договора» см. в п. 3 статьи 421 ГК РФ).
Об этом автор писал на страницах портала в соответствующем материале.
Однако, с другой стороны, в новой редакции в подпункте и) пункта 4 Постановления № 1875 речь идёт НЕ О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОПРЕДЕЛЁННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЛИ ОБОРУДОВАНИЯ, А ОБ ИХ ПОСТАВКЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ ЗАКАЗЧИКА НЕ ТОЛЬКО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ, НО И ОКАЗАНИИ УСЛУГ.
То есть указан более широкий перечень случаев, когда меры нацрежима не применяются в отношении товара, изготавливаемого по индивидуальному заказу при выполнении работ или оказании услуг, не применяются.
При этом обращаю внимание читателей на следующих юридически значимых обстоятельства:
Обстоятельство № 1. В действующем законодательстве понятие «изготовление товара» включает в себя и операцию по его сборке.
Например, в соответствии с Соглашением от 20.11.2009 г. о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств:
«изготовление/производство - выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта»
Таким образом, изготовление товара может состоять только из одной технологической операции по его сборке.
Обстоятельство № 2. Действующим гражданским законодательством – статьёй 134 Гражданского кодекса РФ предусмотрено понятие «сложной вещи».
Согласно этой норме закона, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (например, мебельный гарнитур, состоящий из отдельных элементов (стол, стулья, шкаф), но используемый как единое целое). При этом действие сделки, совершённой по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в неё вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
В связи возникает вопрос: а сборка радиоэлектронной продукции (например, компьютера) по индивидуальному заказу заказчика является изготовлением сложной вещи или нет?
По мнению автора, безусловно является.
Сборка компьютера по индивидуальному заказу – это определение конкретной конфигурации, то есть требуемого заказчику набора компонентов и их характеристик, а также процесс сборки этих выбранных компонентов в сложную вещь.
Сам процесс по сборке компьютера по заказу включает в себя соединение и настройку различных компонентов (процессор, материнская плата, оперативная память, видеокарта, накопители, блок питания, корпус и др.). которые в совокупности образуют сложную вещь.
После сборки компьютер должен получить соответствующее подтверждение (сертификаты, декларации) соответствия требованиям действующих технических регламентов:
- ТР ТС ЕАЭС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования";
- ТР ТС ЕАЭС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств";
- ТР ТС ЕАЭС 037/2016 "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники".
Обращаю внимание читателей на то, что действующее законодательство РФ о техническом регулировании разрешает сертификацию единичных изделий или партии продукции (для компьютеров – это схемы сертификации 3с или 4с).
Поэтому, по мнению автора, никаких объективных препятствий с закупкой услуг по изготовлению путём сборки компьютеров или другой радиоэлектронной продукции с 19.06.2025 года нет.
Более того, такая закупка таких услуг по сборке компьютеров снимает с заказчиков в рамках Закона № 44-ФЗ запрет на указание дополнительных характеристик закупаемой радиоэлектронной продукции помимо предусмотренных КТРУ (пояснение: согласно пункту подпункту а) пункта 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, запрет на дополнительные характеристики электронной продукции не применяется, если не применяются запреты или ограничения), а также снимает необходимость соблюдения специальных особенностей описания объекта закупки и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных Постановлением № 1875.
Кроме того, обращаю внимание читателей, что такие закупки на оказание услуг по сборке радиоэлектронной продукции решают техническую проблему закупки комплектов такой продукции, которая состоит в том, что в настоящее время в рамках Постановления № 1875 участник может указывать только одну реестровую запись на поставляемый товар, что делает невозможным закупку комплектов такой продукции, являющихся сложными вещами, при проведении конкурентных закупок.
Автор материала*:
директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок
*@ Все права на материал принадлежат автору. Допускается (без дополнительного согласования) распространение и размещение на сайтах и в соцсетях активной гиперссылки на материал с использованием не более чем 10% текста оригинала. Исключения, которым автор разрешает полностью использовать материал: тг-канал Дмитрия Исютина-Федоткова "Корпоративные закупки" и электронный журнал "ПРОГОСЗАКАЗ.РФ" (гл. редактор Гурин О.Ю.).
***
Интересно увидеть наши новые материалы
Подпишись на наш телеграм-канал , вконтакте и дзен, чтобы быть в курсе последних тенденций закупок по Закону № 223-ФЗ