Косьба травы в огороде, на дачном участке.
Здесь речь пойдет о кошении травы на приусадебном участке. То есть не в промышленных масштабах, а дабы не навлечь на себя наказание за использование земли не по назначению, с последующим штрафом и отъемом участка.
Описание устройства триммера можно прочитать в инструкции.
Сразу приступим к практическому использованию триммера.
Триммеры бывают бензиновые, аккумуляторные или электрические на шнуре.
Здесь речь пойдет о бензиновых триммерах. Электрические от сети, и аккумуляторные мало чем отличаются от бензиновых, разве что отсутствием громкого выхлопа, меньшей мощностью и необходимостью беречь и опасаться шнура 220 в случае сетевого триммера. При прикосновении к неизолированному участку кабеля человек получит удар током 380 в. Практически до смерти.
Триммер всегда продается с ремнем, на котором он должен висеть на плече. Иногда ремней два, на оба плеча, для более мощных и более тяжелых модификаций.
Из чего состоит конструкция любого триммера.
Трубка с вращающимся внутри валом, на одном конце трубки – двигатель со сцеплением, на другом конце редуктор который изменяет ось вращения на угол близкий к 90 градусам. К редуктору крепится на левой резьбе катушка с леской.
Трубка - «штанга» может быть цельная, может быть разъемная на две части. На трубке крепится одна или две ручки для удержания триммера при работе с ним. На одной из рукояток, обычно на правой, смонтирован пульт управления двигателем в виде двух клавиш и одной кнопки сбоку пульта.
Соединяются две разъемные части штанги довольно просто. В машине удобнее перевозить триммер, разобранный на две части.
Однако у разборной конструкции бывает недостаток – люфт в месте муфтового соединения двух трубок. То есть, редуктор с катушкой будет слегка вращаться на штанге, что затруднит правильное кошение.
Если одна трубка сильно вращается в муфте, приходится рассверливать соединительную муфту и трубку, крепить трубку к муфте коротким саморезом со сточенным острым кончиком, чтобы он не повредил вал. После этого желательно замотать место установки самореза изолентой, чтобы саморез не выкрутился и не выпал в поле. Такая кустарщина уже не позволит насладиться сервисом разъемного соединения, но обеспечит предсказуемость положения катушки в пространстве.
Вместо катушки с леской, на триммере может устанавливаться диск, с тремя заточенными лопастями.
Приступаем к работе.
Заправляем катушку леской. Закручиваем её на редуктор. При этом необходимо жестко зафиксировать ось вращения триммера. Для этого имеется круглое отверстие на кожухе редуктора, в которое нужно вставить отвертку, или гвоздь, надеть на вал съемный внутренний фланец, чашечкой на редуктор, с таким же отверстием сбоку. Пропихнуть отвертку и в это отверстие. И удерживая отвертку в обоих отверстиях, закрутить катушку на вал по его резьбе до упора. Резьба левая – против часовой стрелки.
Заправляем триммер смесью бензина марки 92 с маслом для двухтактных двигателей, в соотношении от 1/25 до 1/40. Масло специальное, продается в тех же магазинах, где продаются триммеры.
Кладем триммер на подставку, это может быть длинная лавка в огороде или стол. Нажимаем несколько раз резиновую пипочку под двигателем, подкачиваем бензин в карбюратор двигателя – вытесняем воздух из трубочек.
Беремся правой рукой за пульт управления на рукоятке триммера – большим пальцем утапливаем круглую кнопку слева, одновременно ладошкой нажимаем заднюю клавишу пульта и пальцами утапливаем переднюю клавишу до конца. Затем отпускам руку. Все клавиши должны зафиксироваться в утопленном положении, и кнопка тоже.
Ставим рычажок «воздушная заслонка» в верхнее «закрытое» положение. Прижимаем левой рукой двигатель к основанию, на котором лежит триммер. Правой рукой берем рукоятку с веревочным тросиком на двигателе и дергаем его что есть силы на себя.
Не заводится.
Еще дергаем. Не заводится.
Опускаем рычажок вниз и еще дергаем. Не заводится.
Снова дергаем за веревочку.
На холодном двигателе, одни триммеры заводятся с поднятым рычажком воздушной заслонки, другие заводятся с опущенным.
Манипулируем положением рычажка и дергаем рукоятку с тросиком пока двигатель триммера не заведётся.
Запоминаем, на каком положении рычажка – нижнем или верхнем, заводится холодным данный двигатель.
По идее, нужно раз-два дернуть с поднятым рычажком – подкачать бензин в камеру сгорания с подачей малого количества воздуха – обогатить смесь бензином, а потом уже дергать с опущенным рычажком воздушной заслонки – при открытой воздушной заслонке.
Если дергать постоянно на закрытой заслонке, когда рычажок вверху, то можно перекачать бензин в цилиндр и залить им свечу.
Придется выкручивать свечу, сушить её, или ждать пока она высохнет сама по себе в самом двигателе.
Горячий, прогретый двигатель должен заводиться на опущенном рычажке воздушной заслонки и с отпущенной клавишей газа.
Один раз дерганул за веревочку, и он забормотал себе.
Еще один момент.
Катушка с леской при запуске триммера должна висеть в воздухе, не касаясь земли, лавки и прочих твердых предметов.
При запуске на утопленной «газульке» - клавише подачи топлива, двигатель сразу входит в максимальную скорость вращения, поэтому клавишу нужно быстро нажать и отпустить, чтобы она отщелкнулась из нажатого положения. Двигатель должен начать работать на холостых оборотах на малой скорости.
Завели.
Надеваем защитную маску или хотя бы специальные очки. Замечание ценное, так как леска триммера может поднять с земли и запустить в левый глаз осколок от бутылки, железяку или свой обрывок. Почему, в левый? Ну, хотите и в правый.
Всё, завели, надели очки. И чего ждем?
Цепляем карабинчик, который на ремне, который для правши через левое плечо, к дырочке пластикового крепления на штанге. Для левши, похоже, тоже самое.
И вперед с песней.
Можно петь во все горло, все равно никто не услышит от шума двигателя.
А вообще как косить-то?
Заходим на поле где есть трава, опускаем штангу с катушкой с краю самой гущи травы, нажимаем «газульку» до упора, и начинаем триммером перемещать катушку с леской по траве туда-сюда из стороны в сторону.
Рабочий ход триммера – справа налево. Провели по низу травы – скосили.
Косим по окружности, вокруг себя, сколько хватает рук и ног. И идем вперед, оставляя за собой полосу скошенной травы.
Перемещение катушки по траве слева направо, это холостое движение. Но его нужно использовать для зачистки полосы от непрокошенной травы.
То есть, влево косим новую полоску травы шириной, примерно 10-15 см. Вправо, по той же траектории возвращаем триммер в исходное положение – крайне правое, при этом проводим по скошенному участку катушкой еще раз – зачищаем не прокошенную траву.
Желательно катушкой лишний раз не касаться земли. Это приходит с опытом. Нужно косить как можно ниже у основания травы, но не саму землю.
Смысл примерно тот же что и косьба обычной косой.
Кто бы еще знал, как ею косят, ага?
Но примерно тот же.
Разница только в том, что коса режет один раз справа налево, и больше не режет, бережет скошенную траву. Которую, потом можно высушить и использовать в качестве сена по назначению.
Это если коса.
А если триммер, то леска при одном ходе триммера туда и обратно, успевает крутануться сотни раз, и порубить скошенную траву в труху.
То есть. Сена не будет. Будет посыпка сенной трухи. И чуть-чуть сена. Если его отсортировать от мусора.
Вообще чтобы скосить траву на сено, нужно использовать вместо катушки - специальный трехлепестковый металлический диск. Лепестки - ножи идут с завода условно заточенными. Можно косить и ими, но лучше заточить до состояния бритвы. Особенно кончик.
Обычно кончики и срабатываются в первую очередь, об камни, железки и прочий мусор на огороде.
Диск хорошо режет жесткую, высокую траву. Мелкую, слабую, полегшую, практически не косит, а мучает косца, морально и физически.
Использование диска подразумевает наличие достаточной мощности двигателя триммера.
Триммер с малой мощностью диск не потянет. Не создаст хорошую скорость вращения, а без скорости диск траву не срезает.
Работа с диском на неровном поле или при наличии крупного твердого мусора ведет к выходу из строя редуктора. Редуктор конечно можно заменить, но это стоит каких-то денег и времени. Не всегда в магазине можно найти нужный редуктор.
Что еще сказать?
Если косим катушкой с леской.
Высокую, плотно растущую траву косить хорошо, но чревато наматыванием скошенной травы на ось редуктора между катушкой и кожухом редуктора. И тогда триммер клинит - двигатель натужно гудит, но сцепление пробуксовывает, и катушка не крутится.
Приходится левой рукой, если она длинная, пытаться вытянуть клочки травы намотавшейся на ось редуктора не снимая триммер с плеча. Если не получается, приходится останавливать триммер, снимать его с ремня и вытаскивать траву вручную, потом опять запускать триммер и пытаться косить дальше. Дальше будет то же самое и постоянно.
С целью избежать наматывания травы на ось триммера можно косить эту траву – дважды, или трижды. То есть, сначала скосить часть высоты травы, потом уже докашивать ту часть травы, которая торчит еще от самой земли. Укороченная трава меньше наматывается на ось редуктора. Если есть намек на наматывание травы – поднять триммер и включить газ на полную – намотавшаяся трава обычно сбрасывается с оси в стороны.
Тот же прием можно использовать при скашивании кустов чертополоха и прочих густых кустов травы с толстыми стеблями. Сначала скашиваем верхушки все ниже и ниже, потом остатки того, что росло на этом месте. При этом повышается расход лески, но другого выхода нет.
Не лишне посоветовать косить следующую полосу с правой стороны от предыдущей.
То есть, полосу скосил, разворачиваешься и косишь справа от свежескошенной полосы. Всегда справа, даже если не разворачиваешься, а возвращаешься и косишь с начала.
Важное.
Когда уменьшается производительность скашивания травы, это значит концы леска выходящие из катушки – сильно укоротились.
На катушках полуавтоматах, для выпуска из катушки лески для восстановления её рабочей длины – нужно стукнуть катушкой на большом газу по твердой поверхности (по земле, например) – утопить внутреннюю втулку катушки, и она внутри катушки прокрутится – выпустит некоторое количество намотанной на ней лески.
В смысле, в момент нажатия втулки, в катушке произойдет снятие барабана с леской с фиксации, и часть лески выскочит на улицу. Лишняя длина лески будет обрезана автоматически специальным ножом, установленным на защитном щитке триммера, который внизу вокруг катушки.
Естественно, не нужно касаться вращающейся катушкой твердых предметов, как-то: камни, деревяшки, железки и пр. Поскольку камни и железки бесплатные, а катушка стоит денег. Она может разлететься в одно мгновение, разбросать свои внутренности и отломанные наружности и больше не собраться никогда.
Вот вы уже научились косить триммером.
Теперь что касается катушки с леской.
Катушки бывают разные. Не забивайте себе головы, какие марки и конструкции. Знайте точно – дешевые это деньги на ветер.
Дорогие, это тоже деньги на ветер, но в больших масштабах.
Средние, по цене, то самое, что нужно. Но их надо тоже понимать правильно.
Отказываюсь проводить сравнительное описание катушек.
Я пользуюсь такими катушками, которые, можно перезарядить леской не разбирая самой катушки. После регулярных разборок и сборок защелки катушек ломаются, и конец фильма.
То есть, в такой катушке есть сквозная дырка по диаметру через всю конструкцию, в которую можно просунуть леску, затем выровнять леску по длине концов. Длина каждого из двух концов лески должна быть изначально в пределах 1,2 - 1,5 м.
Затем, утапливая «шпульку» катушки и прокручивая выступающий шток шпульки рукой по часовой стрелке, закрутить леску на катушку. Лишнюю леску придется отрезать – не хватит места для лески на катушке. Зависит от толщины лески. Рабочая длина выступающей из намотанной катушки лески должна быть порядка 12 - 20 см. Пусть лучше будет побольше, Лишнее срежется ножом на щитке.
Теперь о толщине лески.
Тонкая леска, до 2 мм - для маломощных триммеров. Для мелких покосов. И вообще не понимаю зачем она нужна, срабатывается быстрее чем доедешь до магазина за новой.
Для мощных триммеров лучше нет, чем леска 3 мм. Рубит и траву, и мелкую поросль деревьев.
Причем диаметр лески главную роль не играет. Эту роль играет материал лески и форма её в своем поперечном сечении.
Опять же к черту сравнения, я пользуюсь только круглой или рельефной леской, но сделанной с применением прочных материалов, видимо стекловолокна – темная структура в центре тела лески.
Принципиально не пользуюсь переплетенными лесками, состоящими из двух тонких перекрученных лесок. Ни в коем случае не применяю леску со стальным тросом – стреляет по ногам осколками стального троса. Кусок стального троса может пробить и защитную маску, и сонную артерию, кому как повезет.
Есть еще цепные катушки, катушки с пильной цепью. Классная вещь. Если прилетит кусок цепи в ногу, запомнишь на всю оставшуюся безногую жизнь.
Что еще следует иметь ввиду.
Если триммер при работе начинает неестественно сильно трястись, вызывая тремор в руках, значит один из двух концов лески на катушке срезан полностью. И возможно приплавился к пластику катушки. Или катушка имеет отколовшийся кусок. Эксцентралитет. В любом случае – нужно смотреть катушку и принимать меры.
Сначала конечно постучать ею по земле на полной скорости вращения, авось прокатит.
Ну и конечно. Опять же. А как выдвигать леску из катушки, когда она стала выступать из неё меньше нужной длины? Производительность скашивания упала, двигатель начал вращаться быстрее и гудеть не правильно.
Если полуавтоматические катушки. Нужно ударить катушкой на большой скорости её вращения по земле и катушка сама, прокручиваясь внутри, выпускает наружу некоторую длину лески.
Стучать нужно не сильно. С дури можно повредить редуктор, корпус катушки, да и остальным механизмам не поздоровится. При ударе катушкой о землю, ось её вращения должна быть как можно перпендикулярнее к поверхности земли, а поверхность земли в этом месте должна быть ровная и твердая, но не жесткая, (не каменная). Соответственно, удар должен соответствовать твердости поверхности, чем она тверже, тем слабее должен быть удар.
Лишняя длина лески автоматически срезается на скорости о специальный нож, установленный на кожухе ограждения катушки.
Сколько времени можно работать триммером без перерыва?
Столько, чтобы не перегрелся и не заклинил двигатель. Пробуйте.
Я даю триммеру и себе отдых, после окончания бензина в бачке, минут на 10 – 15.
И мне хорошо и триммеру не обидно.
Но если очень нужно срочно скосить какой-то участок, то можно косить без перерыва на остывание, «до посинения». Пока совсем не надоест, или пока не нужно будет перезаряжать катушку. Вот тут и срабатывает эффект правильного дозирования масла в бензин. Читай инструкцию.
После работы и в перерывах, желательно очищать защитный кожух триммера от налипшей массы мелко рубленной травы. Пусть он всегда остается чистым. Налипшая трава тоже имеет вес, и дает лишнюю нагрузку на руки.
В завершении.
Какой покупать триммер.
Лучше купить двухручный триммер, он в любом случае мощнее. На дачном участке его хватит лет на пять минимум. Не гонитесь за дешевизной.
При промышленной косьбе, триммера хватит на сезон. Затем обычно выходит из строя в первую очередь редуктор. Но его можно поменять. Если угораздит, то может накрыться и двигатель. Но иногда нужно просто заменить свечу, или топливный шланг, или кольца, если удастся расклинить приплавившиеся цилиндр и поршень, или заменить всю цилиндро-поршневую группу.
Хороший ремонт, обойдется по цене нового триммера, если не дороже.
Если забывать добавлять масло в бензин, двигатель накроется очень быстро. Ремонт двигателя возможен, если найти запчасти. А это уже проблема. Запчасти редко где продают. Мегамаркеты обычно не закупают запчасти, им выгоднее продать новый триммер целиком. Да и поставщики того же мнения.
Триммеры сейчас примерно одинакового качества, в основном китайские, или из китайских деталей, даже если собраны в России или в других странах. Все зависит от наличия или отсутствия опыта, и во многом зависит от состояния поверхности участка.
При сильной кочковатости участка, большого количества крупного мусора, катушки и редуктора придется менять очень часто. Катушка просто разлетается на куски. Естественно будут страдать и другие узлы триммера.