Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Россия — древняя земля? Вы не поверите, насколько — говорит Пермь

«Гемма, Римская империя, I век. Найдена в Мокинском могильнике близ Перми», — гласит подпись к этому экспонату местного краеведческого. «Исчерпывающе объяснить, каким образом фалера римского легионера попала на западный Урал, невозможно», — плачется научный сборник «Античность и средневековье Европы». Нет, постойте, давайте все же разберемся. «Пока мы прыгали по деревьям, в Помпеях создавали совершенство...», — так прокомментировал некий The Pablo мою публикацию о предметах, найденных в этом итальянском городе. Да что Зепабло — почти в каждую статью о красотах античной цивилизации приходят такие самокритики. Братцы, ну вы оторвитесь от экранов и сходите в ближайший музей. Не обязательно в Исторический на Красной площади. Убедительную картину нарисует и Пермский краеведческий. Это первый зал «Дома Мешкова» — музейного филиала, что стоит на высоком берегу Камы. Не пробегите мимо: слева от входа в витрине буквально светится некий пупс. «Гемма изображает детскую головку с характерной для
Оглавление

«Гемма, Римская империя, I век. Найдена в Мокинском могильнике близ Перми», — гласит подпись к этому экспонату местного краеведческого. «Исчерпывающе объяснить, каким образом фалера римского легионера попала на западный Урал, невозможно», — плачется научный сборник «Античность и средневековье Европы». Нет, постойте, давайте все же разберемся.

Коллаж КВ
Коллаж КВ

«Пока мы прыгали по деревьям, в Помпеях создавали совершенство...», — так прокомментировал некий The Pablo мою публикацию о предметах, найденных в этом итальянском городе. Да что Зепабло — почти в каждую статью о красотах античной цивилизации приходят такие самокритики. Братцы, ну вы оторвитесь от экранов и сходите в ближайший музей. Не обязательно в Исторический на Красной площади. Убедительную картину нарисует и Пермский краеведческий.

Калигула в деревне Мокино

Это первый зал «Дома Мешкова» — музейного филиала, что стоит на высоком берегу Камы. Не пробегите мимо: слева от входа в витрине буквально светится некий пупс. «Гемма изображает детскую головку с характерной для позднеэллинистической иконографии косичкой, опускающейся с темени на лоб», — таково научное описание экспоната.

«Гемма» — это резной полудрагоценный камень. А «светится» он, потому что это туманно-голубой халцедон-сапфирин, красота и редкость.

Гемма, Римская империя, I век. Высота 40 мм, ширина 35 мм, толщина 22 мм, Пермский краеведческий музей
Гемма, Римская империя, I век. Высота 40 мм, ширина 35 мм, толщина 22 мм, Пермский краеведческий музей

«Представляете, возраст — 2000 лет, а я её в руках держал и чуть в пруд не выронил. Помню, когда бусину извлекли на белый свет, все побежали к воде, чтобы смыть с неё глину... на обратной стороне обнаружились пересекающиеся крест-накрест отверстия-каналы. Это была загадка!», — вспоминает автор этой находки в публикации на своем канале, загляните потом за подробностями.

Дело было в июле 1989 года в деревне Мокино на левом берегу Камы, в 27 км от Перми. Раскопки вел Пермский госуниверситет. Потом были десятилетия бурных споров и вот результат: бусину признали фалерой — медалью римского легионера. Через загадочные перекрестные отверстия ее крепили к доспехам воина.

«Есть гипотеза, что фалера выпущена ограниченным тиражом в мастерских города Аквилеи в период правления императора Калигулы (37-41 гг. н. э.). Изображен на ней его старший брат, Гай, внук императора Тиберия, умерший в раннем возрасте. Возможно, Калигула лично вручал эту фалеру самым достойным воинам из рейнского легиона во время германского похода», — сообщает автор находки.

И обратите внимание — по соседству с Гаем в витрине выставлена крошечная бронзовая статуэтка бога Амона. Она была отлита в Египте примерно в VII-VI вв. до н.э., а найдена у села Конец гор в Пермской области при раскопках поселения IV-III вв. до н.э.

Статуэтка Амона, Египет, VII-VI вв. до н.э., бронза, литье, 44×12 мм. Пермский краеведческий музей
Статуэтка Амона, Египет, VII-VI вв. до н.э., бронза, литье, 44×12 мм. Пермский краеведческий музей

Такие дела )

Справа налево, и слева — направо

Пермь лежит на границе степной и таежных зон Евразии. Это транспортный коридор между Азией и Европой, по которому люди ходят туда-сюда уже сотни тысяч лет. Голубая фалера Калигулы приехала к нам, видимо, с кочевниками-сарматами, которые громили римлян в 1-4 веках нашей эры. Не удержусь, поставлю любимый череп сармата из Керченского музея древностей.

Череп в Керчи, трофей в Перми — вот такое единство культурных пространств.

Деформированный череп сармата, IV-V вв. н.э, Керченский музей древностей
Деформированный череп сармата, IV-V вв. н.э, Керченский музей древностей

Да что сарматы. В 1891 году у деревни Турбино (теперь это микрорайон Перми) нашли необычный медный топор. Так началось исследование Сейминско-турбинского феномена, который и сейчас лишает исследователей сна.

Где-то в XVI-XV веках до н.э. в на Алтае и в здешних местах будто ниоткуда вынырнуло сообщество воинов с высочайшей для тех времен металлургией. Они владели технологией тонкостенного литья и украшали оружие фигурками людей и животных. А их кинжалы и наконечники копий имели листовидную форму. В первом зале Пермского музея посмотрите направо.

Эти грозные бойцы зимой передвигались по замерзшим руслам рек на лыжах, держась за поводья лошадей. Они прошли от Монголии до Балтийского моря. Их дружинные захоронения «привязаны» к крупным водным магистралям: Волге и Оке, Каме и Чусовой, Иртышу и Оми.

«Воин на лыжах и конь», навершие ножа. Могильник Ростовка, середина II тысячелетия до н. э. Омское Прииртышье. Западная Сибирь. МАЭС ТГУ
«Воин на лыжах и конь», навершие ножа. Могильник Ростовка, середина II тысячелетия до н. э. Омское Прииртышье. Западная Сибирь. МАЭС ТГУ

Но они никак не связаны с окружавшими их поселениями той эпохи — никакой керамики и других предметов быта, только орудия убийства. Не осталось письменных свидетельств и даже костяков: от покойников до нас дошла только зубная эмаль. Поэтому ученые называют их не «археологической культурой», а «транскультурным феноменом».

Это такой изящный научный способ скрыть свое замешательство :-)

Пермь любви и добра

А потом здесь появились коми-пермяки — прямые родственники финнов, венгров, хантов, манси. «Звериный стиль» их священных предметов и украшений утверждает, что человек и природа едины. Так думали раньше и, похоже, к этому надо бы вернуться.

А еще коми-пермяки принесли нам сквозь тысячелетия первую легенду о сотворении мира, отзвуки которой находят в захоронениях по всей планете. Мать-утка снесла яйца, из которых вылупились два бога-демиурга — Ен и Омэль, лебедь и гагара. Лебедь Ен создал сушу и Солнце, добро и любовь. Его злой брат-гагара Омэль — Луну и болота, вредных духов и все беды.

А знаете, как появились на свет мужчина и женщина? «Ен вылепил из земли фигуру мужчины и дунул ему в лицо — появился первый человек. Омэль создал из земли фигуру женщины, но не ожила она. Тогда дохнул Ен — и ожила первая женщина».

Легенду о сотворении человека можно прочесть прямо на стене ресторана коми-пермяцкой кухни «Чоскыт керку» на Пермской улице в Перми
Легенду о сотворении человека можно прочесть прямо на стене ресторана коми-пермяцкой кухни «Чоскыт керку» на Пермской улице в Перми

Конечно, это отражение древнего спора о том, кто круче — дамы или кавалеры. Коми-пермяки решили так: женщины не «сосуд греха», ни в коем случае. Мы все наполнены дыханием добра, любви и света. И вы, и я. Эта концепция мне нравится больше ветхозаветной — давайте использовать ее?

Двое, стоящие на ящере, Пермский краеведческий музей
Двое, стоящие на ящере, Пермский краеведческий музей

Пермь — это колодец времени. А Россия — наследница всех цивилизаций, расцветавших в ее границах. Это наша страна — русских славян, русских коми-пермяков и вообще каждого, кто живет здесь и обустраивает эту землю. Наше общее прошлое — надежный тыл, который обеспечит нам прорыв в будущее.

А кто там прыгал или будет прыгать по веткам, мы еще посмотрим.

#Пермьвпорядке