Найти в Дзене
Куда поехать

Куда поехать: поездка на ретропоезде «Селигер»

Оглавление

«Стена кирпичная, часы вокзальные…»

Уже достаточно давно увидел на официальном сайте РЖД информацию о возможности совершить поездку на первом в России пригородном поезде на паровой тяге, курсирующего по субботам и воскресеньям по маршруту БологоеОсташковБологое. Но реализовать желание прокатиться никак не получалось.

Ретропоезд «Селигер» Бологое – Осташков – Бологое | Ретропоезда | Пассажирам

-2

И вот, 29.06.2025 я на вокзале в городе Бологое сажусь в этот ретропоезд.

-3
Состав ведется паровозом серии «Л» 1953 года выпуска. Во время путешествия можно послушать бесплатный аудиогид, увидеть в вагонах выставку исторических фотографий о строительстве Бологое-Полоцкой железной дороги. В пути пассажиров сопровождают проводники в форменных костюмах образца 1950-х годов.
-4

-5
На станции Куженкино открыт музей с уникальным комплексом построек начала XX века: зданием вокзала, «Жилым сторожевым домом», водонапорной башней, керосиновым погребом, демонстрационным стрелочным переводом, гидроколонкой для заправки паровоза.

-6
Бесплатная экскурсия по музейному комплексу «Старинная станция Куженкино» предусмотрена во время получасовой остановки пригородного поезда на паровой тяге для заправки водой (при следовании в сторону Осташкова).
-7

-8

Поезд идет в одну сторону 3,5 часа, но время летит незаметно — скучать некогда. В начале пути был подробный рассказ от экскурсовода — мужчины в форме работника железной дороги тех лет.

-9

-10

Затем экскурсия на станции Коженуино, в пути можно было посмотреть несколько документальных фильмов или послушать аудиогида.

-11

-12

Единственный минус — в обоих направлениях (и в сторону Осташкова и обратно в Бологое фильмы одни и те же), а в остальном полнейший восторг, как от вида из окна так и антуража (паровозные гудки, огромные клубы дыма и пара).

-13

-14

Лично мне больше всего понравились фильмы про строительство первой железноой дороги из Петербурга в Царское Село (а затем в Павловск), про строительство Витебского вокзала, о том как появилось само понятие «вокзал».

-15

-16

О расцветке вагонов

В этой поездке открыл для себя интересный факт о том, что с 1879 года вагоны на железных дорогах Российской империи окрашивались строго по классам:

-17

-18

I класс — синий; II класс — жёлтый, светло-коричневый или золотистый; III класс — зелёный; IV класс — серый. 

-19

-20

Иногда вагоны были смешанного типа, например, половина II класса и половина III, — в таком случае их красили «по половинкам». 

-21

-22

На кузов вагона дополнительно наносились обозначение дороги, тип вагона, его класс, число мест, система тормоза. Также обязательно присутствовали герб Российской империи и символика Министерства путей сообщения. 

-23

-24

Бологое-Полоцкая железнодорожная линия

Бологое-Полоцкая железнодорожная линия — северо-восточный участок Бологое-Седлецкой железной дороги, связывающий Бологое, Осташков, Торопец с Великими Луками и Полоцком. Линия задумывалась, в первую очередь, как стратегическая железная дорога из центра на запад страны.

-25

-26

Причины строительства

Необходимость переброски армейских частей из центра страны к западным рубежам на случай войны. Это было связано с военной конвенцией 1892 года, согласно которой Россия в случае войны должна была удерживать германские войска в Восточной Пруссии.

-27

-28

Стремление привязать к железнодорожной сети старинные русские уездные города — Осташков и Торопец.

-29

-30

Проектирование

В 1901 году на совещании российского и французского генеральных штабов французы заявили о готовности оказать финансовую помощь России в строительстве стратегических железных дорог Центр — Запад.

-31

-32

В 1902 году утвердили окончательное направление строительства — от станции Бологое через Полоцк в Царство Польское до города Седлец (Седльце).

-33

-34

Дорога должна была отвечать требованиям военного ведомства: по запросам военных на дороге полагалось иметь обгоночные пути и стрелки на запасных разъездах, тёплые бараки для новобранцев, коновязи и питьевые желоба для лошадей, погрузочные площадки, продовольственные пункты и бани на станциях III класса.

-35

-36

Строительство

Строительство началось в 1902 году. Работы велись под руководством инженера Николая Герсеванова.

-37

-38

Предполагалось завершить строительство в 1905 году, но с началом русско-японской войны было резко сокращено финансирование. Регулярное движение поездов открыли 1 января 1907 года.

-39

-40

Дорога состояла из двух независимых участков: юго-западного (Полоцк — Седлец) и северо-восточного (Бологое — Полоцк). Первый участок был двухпутным, а второй — построен в один путь, но на всём протяжении имел приспособленные под два пути земляное полотно и опоры мостов на случай резкого увеличения транспортного потока.

-41

-42

Поездка понравилась, не жалею, что ее совершил. Теперь возникло желание ее повторить на аналогичном ретропоезде в Арзамас или в Сортавалу.

-43

-44

Заключение

Спасибо за Ваше внимание, уделенное время, прочтение и активность (подписка, комментарии, лайки)!

Дорогие мои подписчики и гости канала!

Если вы еще не подписаны на мой канал, то сделайте это сейчас что бы не пропустить следующие публикации.

Куда поехать

Если это небольшое путешествие Вам понравилось, пожалуйста, поставьте "лайк" и напишите несколько слов! Мне будет приятно! Я ценю Ваше внимание!

Популярные направления

Посмотрите на список, может Вас заинтересуют эти направления для путешествия:

МоскваМосковская областьСанкт-ПетербургЛенинградская областьВладимирская областьКалининградская областьРязанская областьТверская областьНижегородская областьНовгородская областьПсковская областьМурманская областьТульская областьКраснодарский крайЧувашская республикаКостромская областьЯрославская областьСамарская областьКалужская областьСмоленская областьИвановская областьКрасноярский крайАрхангельская областьВологодская областьАбхазияРеспублика Марий ЭлРеспублика ТатарстанСевастопольРеспублика КрымДонецкая Народная Республика

Рядом

__________________

Читайте другие заметки этого цикла:

ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ