По работе бываю в Санкт-Петербурге пару раз в год. И, если получается, всегда стараюсь попасть в тамошние ботанические сады. Их два, достойных посещения: Ботанический сад Петра Великого (он же Ботанический сад БИН РАН) и Ботанический сад СПбГУ. В обоих я бывал неоднократно и иногда описывал свои впечатления, которые можно найти в соответствующих подборках (подборка про первый и про второй).
Куда пойти в этот раз вопрос не стоял, сад СПбГУ находится в процессе масштабной реконструкции и доступ для посетителей туда закрыт. А вот что посмотреть в саду Петра Великого, мне предстояло выбрать. С коллекциями открытого грунта проще всего - покупаешь билет на доступ в саду или билет на любую экскурсию или на посещение оранжерей и ходи-броди, осматривай что растет на открытом воздухе. Но я люблю оранжереи, а с ними все сложнее. Туда попасть можно или с экскурсией, или в режиме прогулки (этот вариант очень редко встречается). И еще, надо выбрать из трех оранжерейных маршрутов: тропического (самый любимый с папоротниками, кактусами и другими интересностями), субтропический (обязателен к посещению в марте, когда там цветут азалии и сердце замирает от восторга), а также так называемый водный оранжерейный маршрут (он работает только летом).
Расписание экскурсий и прогулок они вывешивают еженедельно у себя в группе в ВК. Билеты лучше покупать заранее на сайте. Если прийти спонтанно с целью посетить сад, то у входа можно встретить очередь в кассы, да и наиболее интересные билеты уже будут разобраны.
В общем, за день до визита я изучил расписание, посмотрел доступные билеты на удобное для меня время и понял, что надо иди гулять по водному маршруту без экскурсии.
Водный маршрут состоит из трех оранжерей: Мангровой, Большой пальмовой и самой интересной по моему мнению - Викторной. Этот маршрут еще и самый короткий, если сравнивать его с тропиками и субтропиками. Представители ботсада, присутствовавшие на маршруте предупреждали гостей: не торопитесь, все хорошенько рассмотрите иначе слишком быстро закончите прогулку.
Я с одной стороны старался следовать их совету, пока добирался до Викторной оранжереи, но все же душа рвалась именно туда.
Тем не менее, на чем-то глаз задерживался на пути к заветной цели (разумеется) и фотоаппаратом я это фиксировал. Но в силу привязанности к определенным группам растений, в основном фотографировал именно их.
Так что в объектив попадали папоротники. Такие как этот неизвестный мне вид и, скорее всего, выросший тут самостоятельно. Особо привлекательным показался его рисунок спорангиев. А также аккуратный плотный габитус папоротника.
На берегу небольшого декоративного пруда пышно разрослись адиантумы (Венерин волос?). И почему бы им тут не разрастись, условия ведь идеальные. Субстрат известняковый, очень влажно. В Италии они благоденствуют в очень схожей обстановке вокруг водяных каскадов.
Помимо папоротников люблю бегонии. Поэтому они тоже не остались без внимания. Взгляните какое красивое растение с резными серебристыми листьями - Begonia diadema. Это, оказывается не сорт, в вид.
В некоторые проходы оранжереи доступ запрещен. Но заглянуть туда и сделать фото можно.
Уже много раз писал, что сочетание старого терракотового горшка и почти любого растения в хорошем состоянии действует на меня гипнотически. Эти сочетания горшков и растений, которые пришли к нам из прошлых веков, когда оранжереи только стали появляться в Европе, являются для меня символами "правильной оранжереи". Только не стоит думать, что мне не понравиться оранжерея, где растения высажены в грунт - с удовольствием посмотрю. Но "старая школа" нравится больше.
Тем временем, мы дошли до Викторной оранжереи. Она старинная, создана в 1853 году и перестроена в 1899. По форме восьмигранная, в центре ее расположен круглый бассейн диаметром около 13 метров. Изначальное предназначение этого места, как следует из названия, содержание самой большjй в мире кувшинки - Виктории королевской (Victoria regia). Сейчас виктория на месте, в бассейне, но, во-первых, она сейчас называется амазонская, а во-вторык, как мне сказал сотрудник, это какая-то ее разновидность или гибрид. Что никак не уменьшает эстетической ценности растения. Помимо виктории оранжерея наполнена другими водными и около-водными растениями.
Здесь гигантскую кувшинку каждый год выращивают из семян. В местном климате она не может расти круглогодично – слишком мало света. Кстати, на момент посещения виктория уже цвела (опять же со слов экскурсовода). Но цветки открываются по ночам, а днем остается любоваться листьями.
Маршрут в Викторной оранжерее очень простой - совершаем круг вокруг бассейна. Приглашаю пройти этот круг со мной. Нимфеи посмотрим во вторую очередь, а сначала пойдут другие группы. Они в основном размещаются вне пруда, но некоторые растут и в нем.
Встречает нас небольшая коллекция каладиумов. Как и в ботаническом саду СПбГУ их размещают в во влажных помещениях с бассейном. Возможно, они требовательны к влажности воздуха?
После каждой встречи с ними, я записываю каладиумы в самый любимый род комнатных ароидных. Вот сейчас перебираю в голове ароидные (у меня их, кстати нет) и снова подтверждаю - каладиумы самые интересные и красивые по моему мнению. Умопомрачительные цвета и рисунки на листьях.
Говорят, они плохо выходят из зимовки? Даже сотрудники ботсадов мне на это жаловались. Но так как я не собираюсь их себе заводить, то могу не беспокоиться о сложностях с уходом, а просто получать удовольствие от таких встреч.
Еще одно ароидное, я подозреваю, что это колоказия (если нет - поправьте). Только в отличие от каладиумов оно гигантское и посажено прямо в воду пруда. Обладает очень красивой тонко-пятнистой окраской листьев.
Далее небольшой уголок с насекомоядными - росянками и жирянками. Первые облеплены мушками, вторые демонстрируют идеально чистую поверхность листьев. Почему насекомые предпочитают росянок? Из-за соблазнительной "росы"?
Бромелиевые еще один частый гость водных оранжерей. Тут их целая полка, почти все в терракоте. Сфотографировал самые красивые неорегелии с листвой "зебрина". Снизу к ним тянется тропическая лиана.
А также неорегелии с розовыми листьями.
И еще немного бромелиевой красоты. Это эхмея гигантская.
В оранжерее повсеместно встречаются лианы. В частности цвела глориоза. Оказывается, это родственник безвременника (колхикума).
Немного водных и околоводных споровых. Крупный и сочный хвощ зимующий тянет вверх свои изумрудные побеги.
Папоротников тут немного, но они особенные. Например, "счастливый клевер" из мира споровых - Марсилия четырехлистная. В некоторых странах ее в народе так и называют клевером. Очень изящные вайи.
Второй водный папоротник - азолла. У меня в прошлом году была в коллекции и активно разрасталась, но зимовку (даже безморозную) не перенесла.
Орхидеи... Тут их совсем немого. Эта висела на блоке и цвела. Называется Epidendrum radiatum, согласно этикетки, растение попало в коллекцию в 1968 годы и не абы откуда, а из Ботанических садов Кью. С тех пор живет и здравствует.
Это, плавающее в бассейне растение, я бы назвал чилимом (водяным орехом, он же рогульник). Почему я сомневаюсь? Потому-что в тропической водной теплице более уместно увидеть людвигию (Ludwigia sedioides). Он очень похожи, хоть и принадлежат к разным семействам. Первый из Дербенниковых, вторая из Кипрейных.
Еще тут есть папирусы (циперусы). Один гигантский, второй карликовый. И если гигантский легко можно увидеть в квартирах (в моем детстве рос у нас дома), то карликовый гораздо более редок.
Вот старый-добрый Cyperus papyrus, растущий в бассейне.
А вот его собрат - Cyperus isolepis, похожий на плотную куртину мелкой осоки. Что не удивительно, ведь род Сыть (Cyperus), входит в семейство Осоковые. Как и у папируса, часть его горшка погружена в воду.
Проходя мимо мимо мимозы стыдливой немного похулиганил и коснулся пальцем ее листьев. Рядом со мной также хулиганила бабушка с внуком и получила предупреждение от работницы оранжереи: так делать нельзя, растения стрессуют. Совершенно справедливое предупреждение, надо сказать.
Над большим бассейном висел горшок к непентесом с ловчими кувшинчиками. Одни кувшинчики засыхали, другие только появлялись.
Следующее растение обладает не самым элегантным названием, но очень изящной листвой. Это уруть. Скорее всего тропическая, но представители этого рода растут и в нашей стране.
Еще одна лиана (или, точнее, вьющийся кустарник), которую часто можно встретить в водных оранжереях ботанических садов - алламанда слабительная. Происходит из Южной Америки.
Ну а теперь к нимфеям! Наверное очевидно, что здешние кувшинки растения тропические. Они немного отличаются от тех, которые растут в нашем климате под открытом небом и спокойно тут зимуют. У оранжерейных другая форма цветка, тем они и интересны.
Большая часть нимфей в бассейне была подписана, но некоторые нет, так что не обессудьте.
Например, эта была не подписана. Растет в центре бассейна, там бирку и не увидишь особенно. Красивый тонкий розовый оттенок у цветка, который возвышается над поверхностью воды на высокой ножке.
Следующая нимфея - капская, как следует из названия происходит из Африки, а если точнее, то из восточных и южных частей континента.
А это не видовая кувшинка, а гибрид со своим названием - Nymphaea 'Islamorada'. Название переводится как "Фиолетовый остров". Ее родители: Nymphaea micrantha и Nymphaea stellata. Как мне кажется, сильно похожа на предыдущую капскую.
Следующая нимфея сорт под названием Nymphaea Panama Pacific. Лепестки темно-фиолетовые, а центр цветка золотистый. Красивое сочетание.
К некоторым кувшинкам сложно подобраться близко, так что фотографировал из издалека, из противоположенного конца бассейна. Так что не могу подсказать у какого вида или сорта такие крупные белые цветки на высоких стеблях. Зато с этого ракурса открылся потрясающий вид на сам бассейн с мощными листьями виктории и зеленый фон из других растений.
Разбавим череду фиолетовых кувшинок нежно-розовой. Я бы с удовольствием поделился ее названием, но пластиковая бирка оказалась закрыта листом.
По какой-то причине оттенки фиолетового доминируют в окраски здешних тропических кувшинок. Возможно, это наиболее часто встречающаяся в природе палитра? Так что еще одна пурпурная красавица. Без названия и с красивыми пятнистыми листьями.
Кувшинка сернисто-желтая демонстрирует нам тонкие оттенки жёлтого. Распространена в Замбии, а сюда попала из Ставропольского ботанического сада в 2021 году.
Возвращаемся к фиолетовому, но в его насыщенной форме. Сорт называется Nymphaea Ultra Violet и вполне оправдывает свое название. Высокий цветонос лишь подчеркивает красоту цветка.
И напоследок чисто-белая кувшинка с желтыми тычинками. Названия не знаю.
На этом прогулка по Викторной оранжерее подошла к концу. Надеюсь, она вам понравилась.
Подборка по водным растениям находится тут:
Если вам интересно меня читать и вы хотите поблагодарить автора, кнопку с донатами можно найти внизу каждой статьи. А также на главной странице профиля. Спасибо огромное тем, кто уже поддержал канал. Я это очень ценю.