Очередной раз, и, надеюсь, не последний, мы отправились в увлекательное путешествие по Пермскому краю в поисках остатков тетрапод и ископаемых рыбок. Наше путешествие проходило по уникальным местам, подарившим учёным множество интересных находок. Эти отложения в перспективе сулят немало сенсационных открытий будущим поколениям палеонтологов, так как их подробное исследование только начинается.
Одним из ярких событий в изучении палеонтологического наследия Пермского края было недавнее открытие уникального местонахождения пермских животных и растений, расположенного в двух километрах к северу от посёлка Куеда.
Местонахождение было открыто куединским краеведом, учителем географии С. В. Нечаевым, который искал в крутых обрывах дендриты гидроокислов марганца и железа, а обнаружил на поверхности одной из плиток мергеля отпечаток пермской рыбы. Эта находка была далеко не единственной, и вскоре выяснилось, что в слоистых мергелях у Куеды встречаются не только разнообразные рыбы, но и ископаемые растения, земноводные, и даже насекомые.
В разрезе два костеносных горизонта, возраст пород которых трактуется по-разному. На территории карьера выделена бураевская толща шешминской свиты уфимского яруса. Состав ихтиокомплекса указывает на верхнеказанский возраст разреза.
Сначала местонахождение получило название по близлежащей деревне - Ключики. Теперь данное обнажение официально зарегистрировано как разрез Липняк по названию местного урочища. Сделать это позволила лицензия, полученная музеем в министерстве природных ресурсов Пермского края. Имея лицензию минприроды, палеонтологи музея могут вести полноценные раскопки и давать названия новым видам фауны и флоры, прежде не описанным другими.
На этом месте примерно 268 миллионов лет назад была лагуна, уровень воды в которой значительно колебался в зависимости от времени года, что отчетливо прослеживается в ритмичном характере отложений.
В прибрежной полосе царствовали то рыбы, с приходом воды, то тетраподы, с ее сезонным отливом. Соленость воды была слабая, поэтому и рыбы здесь водились особые. В первую очередь, следует упомянуть палеонисков - древних лучеперых рыб, близких типичному для пермских отложений роду Platysomus.
Их внутренний скелет состоял, в основном, из хрящей, а несущая нагрузка приходилась на внешний скелет из костной чешуи, по строению напоминавший кольчугу. Чешуйки не наслаивались одна на другую, а цеплялись друг за друга.
Как я успела заметить, остатки многих рыб перемежаются с остатками корней и древесины. Скорее всего, древние местные рыбы обитали в илистом дне среди корней прибрежной растительности, захораниваясь вместе с ней.
В этом году, а за окном 2025-й, экспедиции удалось вскрыть слои с захоронением остатков ископаемых рыб kazanichtys viatkensis.
Ранее палеонтологами на этом разрезе были обнаружены скелеты тетрапод. Не все они отпрепарированы, и ученые пока затрудняются уверенно их идентифицировать. Среди находок присутствуют скелеты сеймуриаморфов, относящихся к семейству дискозаврисцид (Discosauriscida), а также фрагменты черепов и нижних челюстей крупных хищных лабиринтодонтов.
Нашей экспедиции не так сильно повезло с остатками тетрапод, но все же, фрагмент мелкого дискозавриска и несколько костей найти удалось.
Так как древняя лагуна изобиловала обитателями, которые, питались в том числе и рыбой, то в разрезе частенько можно встретить следы их жизнедеятельности - копролиты, т.е. ископаемые экскременты, с остатками переработанной чешуи.
Ископаемая флора разреза тоже весьма интересна. Наибольшее количество хорошо сохраненных остатков ископаемых хвойных растений наблюдается в основании разреза.
Здесь можно найти остатки войновскиевых, так называемых ангарских кордаитов с изолированными семенами Sylvela, а также остатки листьев прегинкгофитов Psygmophyllum.
В плотных мергелях нами были обнаружены хорошо сохранившиеся веточки с репродуктивными органами, остатки коры и семена хвойных, а также остатки древних древовидных хвощей - каламитов.
Также одной из интереснейших находок этого разреза является древнее ископаемое насекомое палеодиктиоптера (лат. Palaeodictyoptera, в переводе — «древнее сетчатое крыло»). Внешне оно напоминало современную стрекозу, но хищницей не являлось. Палеодиктиоптера питалась соками семязачатков с помощью колющего хоботка.
Надеюсь, статья была полезна и познавательна. До скорых встреч на канале!