Найти в Дзене
Все про АвтоВАЗ

Защитная сетка приводит к перегреву? Проверяем на практике

Мода на крупные соты радиаторной решетки приводит к тому, что радиатор "ловит" крупных насекомых и камни. Для защиты принято ставить мелкоячеистые сетки, но есть мнение, что помимо пользы они несут и вред – провоцируют перегрев. Так ли это? Будем разбираться! Как показывает опыт многих автовладельцев и как говорят сами сервисмены, стандартные декоративные решетки действительно пропускают много "мусора", который может забивать соты радиатора и даже повреждать его, из-за чего снижается его эффективность и возрастает риск потери герметичности. При этом заметим, что в современных автомобилях непосредственно за решеткой обычно установлен конденсор кондиционера, так что в первую очередь достается именно ему, а не радиатору системы охлаждения двигателя. Но ведь и конденсор стоит денег, а значит, его тоже неплохо бы уберечь от повреждений. Вот для этого дополнительную сетку между ним и решеткой и ставят. У дилеров этот "доп" может стоить и 5000, и 10000 руб., и даже больше, хотя в автомоби
Оглавление

Мода на крупные соты радиаторной решетки приводит к тому, что радиатор "ловит" крупных насекомых и камни. Для защиты принято ставить мелкоячеистые сетки, но есть мнение, что помимо пользы они несут и вред – провоцируют перегрев. Так ли это? Будем разбираться!

Как показывает опыт многих автовладельцев и как говорят сами сервисмены, стандартные декоративные решетки действительно пропускают много "мусора", который может забивать соты радиатора и даже повреждать его, из-за чего снижается его эффективность и возрастает риск потери герметичности.

При этом заметим, что в современных автомобилях непосредственно за решеткой обычно установлен конденсор кондиционера, так что в первую очередь достается именно ему, а не радиатору системы охлаждения двигателя. Но ведь и конденсор стоит денег, а значит, его тоже неплохо бы уберечь от повреждений. Вот для этого дополнительную сетку между ним и решеткой и ставят.

У дилеров этот "доп" может стоить и 5000, и 10000 руб., и даже больше, хотя в автомобильном или хозяйственном магазине можно найти подходящую мелкоячеистую сетку за 100-500 рублей или на Озоне готовую. Правда, ее еще нужно установить на автомобиль, а это, как правило, означает демонтаж-монтаж переднего бампера плюс какие-то действия по фиксации решетки (с обратной стороны решетки, на "телевизоре", на самом бампере – зависит от конструкции автомобиля).

Потенциально опасно?

В общем, дополнительная защита не помешает. Но периодически на просторах интернета можно встретить мнения и даже исследования, которые поддерживают точку зрения о том, что защитные сетки могут приводить к перегреву двигателя или коробки передач. Основной смысл вот в чем: крупные отверстия в решетке специально предусмотрены производителем, чтобы воздух к радиаторам поступал с минимальными препятствиями.

А мелкоячеистая сетка и есть такое дополнительное препятствие, которое может сказаться в определенных режимах. А ведь современные агрегаты – двигатели и коробки – и так сильно нагружены и работают в условиях высоких температур, так что любое отклонение от штатно предусмотренной работы системы охлаждения грозит локальным или капитальным перегревом. Звучит пугающе и довольно правдоподобно… Проверим?

"Заметит" ли двигатель?

Суть эксперимента проста. Покатаемся по городу и по трассе без защитной сетки и с ней и посмотрим, как это будет отражаться на температуре двигателя. Для эксперимента использует Ford Focus с двигателем 1.5 TDCI. Дело в том, что бортовой компьютер в этом автомобиле можно перевести в сервисный режим – и видеть реальную температуру двигателя в цифровом выражении.

Ведь мы уже неоднократно писали о том, что в современных автомобилях ориентироваться на указатель температуры как сколь-либо точный прибор не приходится, поскольку он показывает "норму" в довольно широком диапазоне, например, от +80 до +100°С. Кстати, по этой же причине вы не увидите, что двигатель работает на грани перегрева, – стрелка отклонится от "нормы" в сторону красной зоны, когда перегрев уже происходит. 

Но в нашем случае все изменения температуры отображаются сразу же. Так что выводим на "приборку" нужные показания и контролируем температуру по ходу всей поездки. За бортом +30°С, но дизель прогрет лишь до +80..+84°С, больше по ходу поездки мы не получаем. Причем максимальные цифры достигаются сразу после разгонов, а также при движении по трассе (на скорости 90-100 км/ч), а вот в городском трафике температура чуть падает.

Кстати, в случае с "Фокусом" есть нюанс: на той модели применяются автоматически управляемые жалюзи, которые в определенных режимах прикрывают радиатор. Но именно в нашей машине этот узел исключен из конструкции, что для нашего эксперимента только на пользу.

Что же, пора ставить сетку. Мы ведь говорили, что ее установка может потребовать частичной разборки автомобиля. Вот и на Focus ее просто так не поставишь. Но мы используем элемент временно, поэтому закрепляем его с наружной стороны, фиксируя главным монтажным средством в автоспорте (после армированного скотча) – пластиковыми стяжками.

Со стороны "девайс" выглядит странновато, но только вблизи – издалека его вообще можно не заметить, так как стальная сетка сливается с хромированной решеткой. Однако нас интересует другой вопрос: "заметит" ли сетку двигатель?

Похоже, что нет. В тех же самых режимах, в городе и на трассе, нет и намека на то, что температура двигателя выше, чем без решетки. Все тот же диапазон +80..+84°С соблюдается, а в некоторые моменты мы фиксируем даже меньшую температуру, чем в предыдущей поездке.

Что скажут специалисты?

На этом бы и закончить с оптимистичным заявлением о том, что очередной миф разбит, в обычных режимах разницы нет, ставьте сетки – и не парьтесь. Но мы понимаем, что наш эксперимент был довольно примитивным, например, включал не все возможные сценарии, а еще мы не измеряли температуру радиатора или во впуске, поэтому в данном случае никакой разницы не увидели. Но это не значит, что ее не может быть в принципе. И эту мысль подтвердили те люди, которые периодически выступают в качестве наших технических консультантов.

"Если мы говорим о чип-тюнинге, о сильно форсированных двигателях, возможно, установленная сетка и будет играть роль. Мастера по чип-тюнингу говорят, что это зло, аргументируя тем, что температура "по интеркулеру" повышается. В случае с обычными автомобилями и обычными моторами проблем с температурным режимом не фиксировалось, – говорит Александр Добрицкий, который в свое время, будучи техническим экспертом белорусского представительства Ford, плотно работал с машинами этой марки, в том числе и на практическом уровне. – А вот сохранность радиатора в данном случае важна, и сетка в этом плане точно работает. Скажем, на Ford Focus после 3-4 зим конденсор кондиционера без защиты имеет множественные повреждения сот и трубок. Отверстия тонкие, как от иголки, но заваривать их уже бесполезно. С сеткой такого нет, поэтому в данном аспекте ее польза очевидна. При этом, повторюсь, проблем с температурным режимом на таких автомобилях не замечено, что ваш эксперимент и подтверждает".

Но тренер корпоративного университета бизнеса "Атлант-М" Дмитрий Перлин придерживается иной точки зрения:

"Есть такой закон Бернулли, который может быть применен и к газовой динамике (одним из следствий этого закона является эффект Вентури, на котором основывается вернувшийся в Формулу-1 граунд-эффект. – Прим. Автобизнеса). Если не уходить вглубь теории и касаться именно этой темы, то выясняется, что чем выше скорость воздушного потока, тем больше влияние препятствия на его пути, то есть в какой-то момент мелкоячеистая решетка становится настоящим экраном для него. В свое время мы тоже проводили эксперимент на автомобиле Volkswagen Jetta с двигателем 1.4 TSI. С дополнительно установленной сеткой двигатель почти сразу выходит на температуру масла +105°С, вентиляторы системы охлаждения и кондиционирования включались раньше и почти все время работали – в отличие от движения в тех же режимах без сетки. Такой эффект наблюдался именно при движении на высоких скоростях, а в городском режиме или во время остановки автомобиля различий не было. Так что в случае с даунсайзинговыми моторами в определенных режимах сетка действительно может вести к риску перегрева. Но справедливости ради, с такими случаями на практике сталкиваться не доводилось".

Наш вердикт

Даже имея в своем распоряжении чуть лучший инструментарий, чем у рядового автомобилиста, мы не смогли увидеть различий в температуре с сеткой и без в обычных режимах движения. Если ориентироваться сугубо на "задемпфированную" стрелку указателя температуры, вы ее тем более не увидите. Что же, на небольших скоростях у автомобилей с хорошим запасом по системе охлаждения, с не сильно нагруженным двигателем негативного эффекта, возможно, и не будет. Но если мотор форсирован, а вы любите "полетать" на высоких скоростях, имейте в виду, что в этом случае мелкоячеистая сетка может сработать в минус.