Ниже – очередное краткое и доступное изложение сложного материала. А, значит, выполненное с большими упрощениями и пробелами. Но, тем не менее, постараемся сделать это по возможности корректно.
Мы уже рассмотрели с нашими читателями действие таких препаратов, как антидепрессанты, нейролептики и транквилизаторы (анксиолитики). Сегодня завершим рассказ о типичных представителях психофармакологии разговором о нормотимиках и ноотропах.
Но сначала несколько слов о пользе и в то же время лишь относительной применимости подобных классификаций.
Зачем создаются классификации лекарственных средств
Здесь, как раз, вроде бы понятно: чтоб знать, «кто за что отвечает». И это было бы абсолютно корректно, если бы не колоссальная сложность и взаимосвязанность отделов мозга и происходящих в нем биохимических процессах.
В итоге же имеем ситуацию, когда, условно – «всё влияет на всё».
Значит ли это, что классификация не работает, и, соответственно, не нужна?
Нет, конечно.
Однако всегда следует помнить об её «относительности».
Примеров можно найти сотни:
- многие нейролептики снимают тревогу (анксиолитический эффект). Недаром была классификация, по которой нейролептики именовались большими транквилизаторами, а анксиолитики – транквилизаторами малыми;
- некоторые из часто используемых атипичных нейролептиков в меньших дозах являются антидепрессантами;
- наконец, есть нейролептики с седативным эффектом (таких много), но есть и с активирующим.
Есть, конечно, и то, что объединяет любых представителей этого класса препаратов – антипсихотический эффект. Поэтому они все имеют второе общее название – антипсихотики.
Впрочем, и в этом качестве они сильно разнятся: от мощного антипсихотического влияния у типичных нейролептиков первых разработок до умеренного и слабого у некоторых из позже разработанных атипичных препаратов. Зато синтезированные для них молекулы «умеют» многое из того, что было невозможно при использовании прежних препаратов. Например, длительный профилактический прием без заметного развития неприятных побочных эффектов. Или гораздо более узкое, специфическое воздействие на какой-то элемент психики. Или, наоборот, более широкое, но мягкое.
Сказанное имеет прямое отношение и к сегодняшней теме.
Например, мы поговорим о том, почему противосудорожные препараты могут применяться – и помогать! – при депрессивных и тревожных расстройствах.
Нормотимики – стабилизаторы настроения
А мы добрались до одной из двух главных тем сегодняшней заметки.
Что значит – нормотимик? Приводящий настроение к норме. Но разве антидепрессант не улучшает настроения пациента с депрессией?
Да, улучшает.
Из неоправданного ситуацией плохого (это и есть болезнь) оно становится лучше или даже нормализуется полностью, то есть, бывает плохим, только тогда, когда имеются серьезные основания.
Но есть такое расстройство – циклотимия, когда периоды излишне плохого настроения сменяются периодами излишне хорошего. И, наконец, если эти процессы зашли слишком далеко, то можно говорить о биполярном аффективном расстройстве. В этом случае неоправданно хорошее настроение становится болезненно хорошим – человек, испытывая вроде бы чудесные ощущения, и, не осознавая реальности, совершает поступки, которые после вызывают глубокое сожаление, а то и стыд с отвращением к самому себе. Зато и неоправданно плохое становится болезненно плохим, переходя в тяжелый депрессивный эпизод.
И вот тут антидепрессанты могут не только не помочь, но даже навредить: их прием может вызвать «перескок» с депрессивной фазы в гипоманиакальную. А чем чаще такая смена фаз происходит, тем тяжелее протекает биполярное аффективное расстройство, полностью выбивая человека из нормальной жизни.
Вот тут-то нормотимики и оказываются совершенно незаменимыми. Они могут помочь в любой фазе болезни: снизить степень гипомании и повысить настроение в депрессивном периоде.
Второе рождение лития. И второе ли?
Сам термин возник с открытием австралийским психиатром Д. Кейдом антиманикальных свойств солей лития. На самом деле – «переоткрытием», потому что психические расстройства лечили минеральной водой с высоким содержанием солей лития еще античные эскулапы. Потом их использовали при лечении подагры, для растворения кристаллов мочевой кислоты. Но именно Кейд получил первые выдающиеся результаты при лечении литием маний.
Кстати, в Википедии я нашел еще один интересный научный факт: «в 2020-м году была статистически доказана обратная корреляция между содержанием лития в водопроводной воде и уровнем самоубийств местного населения».
Вообще, как и при появлении других новых классов препаратов, сначала казалось, что это абсолютная победа. Отчасти – правда: лечение биполярного аффективного расстройства сегодня редко обходится без лития.
Впрочем, практика быстро расставила все по местам. Да, препараты лития заняли свое важное место в психофармакологии, однако, к сожалению, не стали панацеей, как не стал панацеей ни один из когда-либо открытых фармпрепаратов или методов лечения.
Конкретно по литию, его широкому и безопасному использованию сильно мешает высокая токсичность при превышении допустимых доз. А это, в свою очередь, требует четкого контроля концентрации ионов лития в крови.
В общем, аккуратное и точное использование лития в медицине – это, безусловно, хорошо. Но только аккуратное и точное, и только в медицине. Недаром в США запрещена реклама «литиевых» напитков (это тоже я взял из Википедии).
Как оно работает. Знаем, но это не точно
Принцип действия его до конца не изучен, но уже ясно, что литий является антагонистом натрия, ослабляя проведение нервных импульсов, что, видимо, и объясняет антиманиакальный эффект. С антидепрессивным же есть предположение, что литий «повышает чувствительность некоторых областей мозга к дофамину». Хотя, на самом деле, наверняка биохимия его воздействия еще будет долго и упорно изучаться, пока возникнет достаточный уровень понимания всех процессов.
Такое «неполное знание» – нормальное явление, но, как уже сказано, требует дополнительной осторожности при применении.
Впрочем, во всех своих материалах по психофармакологическому «ликбезу» я не устаю повторять: любые психотропы – только по назначению врача, и только в указанных врачом дозировках. Нарушения этого правила могут стоить дорого.
Почему в «нормотимики» вдруг попали и антиконвульсанты?
Кроме лития нормотимиками являются некоторые атипические нейролептики, а также – на первый взгляд, неожиданно – противоэпилептические препараты, например, производные вальпроевой кислоты.
Как я уже сказал, это объясняется сложнейшими взаимосвязями различных структур и молекул в центральной нервной системе.
Отдельного интереса заслуживает так называемы киндлинг-эффект. Происходит от английского слова kindling – разжигание.
Если в двух словах, то мозг становится уязвимым к каким-либо воздействиям, когда они повторяются многократно. Это явление объясняется, как и любая память, нейропластичностью. Например, «подпороговое» многократное возбуждение амигдалярной области в конце концов приводило подопытную крыску к «полноценному» эпилептическому припадку. Да еще она оставалась чувствительной к данному воздействию. Интересно, что при раздражении многих других областей мозга такого эффекта не наблюдалось.
То есть, опять наше внимание сосредотачивается на амигдале и амигдалярной области, зоне мозга, явно ответственной, в том числе, за наше восприятие негатива.
Как бы то ни было, но эксперименты – а теперь и клиническая практика – показывают, что антиэпилептические препараты также могут проявлять нормотимические свойства, пусть и не столь выраженные по сравнению с литием.
На этом, пожалуй, краткий экскурс по классу нормотимиков можем закончить. Добавим лишь, что широко известным нормотимиком является никотин. Недаром у завзятых курильщиков утренняя сигаретка бодрит, а курение при нервотрепке – успокаивает. Возможно, никотин был бы в этом плане очень неплох, если бы курение не убивало человека столь доказательно и неумолимо. Поэтому, чтоб завершить тему никотина, подытожим – его «рекреационный» прием в конечном счете уничтожает тело и мозг в любом варианте: хоть курением, хоть вейпом, хоть жевательным табаком. Так что такой «нормотимик» нам точно не нужен.
А теперь – НООТРОПЫ (нейрометаболические стимуляторы)!
Пожалуй, самый многообещающий и самый... спорный класс психофармакологических препаратов.
Достаточно сказать, что среди крупных ученых есть как апологеты ноотропов и их влияния, так и полностью отрицающие клиническую эффективность этих препаратов.
Не мне судить, кто из них прав. Скажу лишь по своему жизненному и профессиональному опыту, что, скорее всего, правы обе точки зрения. Некоторые из широко разрекламированных препаратов, так и не показавших в серьезных клинических исследованиях свои расчудесные свойства, окажутся очередными фуфломицинами. А некоторые – в том числе, российской разработки – вполне могут со временем стать «звездами» фармацевтики.
В этом смысле заявления Википедии, что «в США не используются» и «в FDA не зарегистрированы» для меня не совсем показатель, ведь конкурентную борьбу, влияние «биг фармы» и недоверие к России на Западе никто не отменял, особенно, в связи с последними событиями.
Лично мне кажутся интересными и широко применяемый отечественный «м-л», и «ф-т», и интраназальный регуляторный пептид «с-с», и очень мягкий нейромедиатор, он же – аминокислота «г-н» (Дзен, не ругай меня, я ж не полностью назвал), и некоторые другие разработки. Однако я не врач, и не фармацевт, так что мое мнение – сугубо частное, основанное лишь на личных наблюдениях.
В целом же, это препараты, не предназначенные для прямого «лечения» мозга, а, скорее, способствующие его правильной и здоровой работе: «подкармливающие» клетки мозга, выполняющие антиоксидантную деятельность, увеличивающие устойчивость к нагрузкам, инфекции, помогающие восстановить мозг после травм и повреждений.
И, если верить заявлениям разработчиков, способствующие развитию когнитивных способностей, памяти и прочего всего хорошего.
А уж верить или не верить этим заявлениям – частное дело каждого.
На сегодня – всё.
В оформлении заметки использована работа художника И.А. Сапункова "Прогулка".
Ниже – близкие по теме заметки из нашего канала в Дзен:
Как лечили психозы и депрессию до появления психофармакологии
https://dzen.ru/a/XuKDm9YxCjienRdp?share_to=link
Зачем нужна психофармакология, и почему так опасно самолечение
https://dzen.ru/a/Xs1hZAa-Sl3AJxuK?share_to=link
Антидепрессанты
https://dzen.ru/a/XteOlJ5C6yqaPpT3?share_to=link
Еще раз про серотонин
https://dzen.ru/a/YgUBdAK5A3PTFC-m
Убираем тревогу… пальцами
https://dzen.ru/video/watch/60fbe926d0a97d5400bf2665
Этот канал был, есть и всегда будет бесплатным. Реклама, скрытая или явная, автором также не размещается.
Но если Вы захотите поощрить нас донатом, теперь это можно сделать на карту Сбера:
2202 2008 8732 6591
Пожалуйста, укажите в назначении платежа, что это донат.
Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.