Найти в Дзене

Забота или медвежья услуга? Привычки взрослых, влияющие на формирование грамматического строя речи у ребёнка 2–3 лет

Признавайтесь: вам когда-нибудь доводилось умиляться речевым ошибкам ребёнка? А может, за умилением был замечен кто-то из ваших знакомых, друзей, коллег или родственников? «Много лягушатов», «Большая дядя», «Искай, мама» — такие «оговорки» на первый взгляд кажутся забавными и милыми. Но задумывались ли вы, что за этой «милотой» может скрываться медвежья услуга, которую взрослый невольно оказывает ребёнку, мешая освоению правильных грамматических форм? Каюсь, среди обилия дочкиной «милоты» у меня даже есть любимая фраза: «С котой и папом». Оговорки участились в момент резкого скачка в овладении словарём - в 2,5 года. Я собрала для вас примеры фраз, в которых встречались ошибки, и сгруппировала их. Посмотрим? Закончу подборку единичным и интересным: Типичны ли наши ошибки и соответствуют ли они норме речевого развития ребёнка 2–3 лет? Давайте посмотрим. Грамматический строй речи — это система языковых категорий и правил, позволяющая строить связные и понятные высказывания. Грамматику н
Оглавление

Признавайтесь: вам когда-нибудь доводилось умиляться речевым ошибкам ребёнка? А может, за умилением был замечен кто-то из ваших знакомых, друзей, коллег или родственников? «Много лягушатов», «Большая дядя», «Искай, мама» — такие «оговорки» на первый взгляд кажутся забавными и милыми. Но задумывались ли вы, что за этой «милотой» может скрываться медвежья услуга, которую взрослый невольно оказывает ребёнку, мешая освоению правильных грамматических форм?

О чём и как говорит ребёнок в 2,5 года: пример дочери

Каюсь, среди обилия дочкиной «милоты» у меня даже есть любимая фраза: «С котой и папом». Оговорки участились в момент резкого скачка в овладении словарём - в 2,5 года.

Я собрала для вас примеры фраз, в которых встречались ошибки, и сгруппировала их. Посмотрим?

  • «Много лягушатов» — попытка образовать множественное число от лягушонок.
  • «Мамуля пришёл», «Какая большая дядя!» — попытка согласовать существительное с глаголом и прилагательным. Заметьте, вторая фраза состоит уже из трёх слов.
  • «Мама кормила кормой» (мы кормили кошек кормом) — ошибка в согласовании падежа.
  • «Книжка про шариков» — ошибка в образовании родительного падежа множественного числа.
  • Чем чаще всего занимается ребёнок? Верно, играет. И как только дочка освоила фразу «Я играю», в ход пошли ошибки в образовании форм глаголов: «рисоваю», «искаю» и прочее. И мама искала, кстати: «Искай, мама». А позже и «мама нажмила» вместо «нажала».
  • Иногда дочкой искажалась форма слова: «Выпить каплев, чтобы нам не болеть», «Рисовала фиолетовой мелкой».
  • «Выгонила зайку» — вот такой вариант спонтанной «свободной» грамматики, вызванный сильными эмоциями.

Закончу подборку единичным и интересным:

  • «На одную ступеньку» — так дочка назвала первую ступеньку, а вторую — «на двую».
  • «Он отличный» — здесь слово употреблено не в значении «очень хороший», а в смысле «отличающийся, другой».

Типичны ли наши ошибки и соответствуют ли они норме речевого развития ребёнка 2–3 лет? Давайте посмотрим.

Особенности грамматического строя речи ребёнка раннего возраста

Грамматический строй речи — это система языковых категорий и правил, позволяющая строить связные и понятные высказывания. Грамматику называют «скелетом» языка, который превращает набор слов в осмысленную речь.

В возрасте 2–3 лет ребёнок начинает изменять слова и соединять их в простые предложения. А. Н.  Гвоздев называл этот этап «периодом усвоения грамматической структуры предложения». Он же указал на «наличие значения» в процессе усвоения грамматических категорий: порядок их усвоения зависит от того, насколько понятно значение. Труднее всего детям даются формы, смысл которых неочевиден и не связан с детской логикой.

Раньше всего ребенок усваивает число существитель­ных, а также разницу между уменьшительны­ми и неуменьшительными существительными. Повелительная форма глаголов тоже усваивается рано, ведь в ней в первую очередь есть "значение": она выражает детские желания. Сложнее усваиваются падежи, времена и лица глаго­лов. Особенно сложно и дли­тельно усваиваются категории рода.

В усвоении грамматического строя А.Н. Гвоздев отметил последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, а все единичное и нарушающее нормы этой системы, часто подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде.

Наиболее типичные грамматические ошибки описаны в учебных пособиях О.И. Соловьевой и Л.П. Федоренко. Это неправильные окончания имен существительных в различных падежах, склонение несклоняемых имен существительных, образование множественного числа существительных, обозначаю­щих детенышей животных, изменение рода существительных, образование глагольных форм (повелительное наклонение, изменение основы глагола, спряжение) и другие.

Нам с вами важно понимать, что ошибки — нормальное явление в процессе речевого развития. Они свидетельствуют о том, что ребёнок активно усваивает грамматические правила. Ошибки обязаны присутствовать в речи ребёнка 2–3 лет и даже позже, а по мере накопления речевого опыта большинство из них исчезнут.

Так что же у нас? Род существительных, формы глаголов, падежи. Получается, бинго собрали. Единичный случай ошибки в числе существительных. Повелительная форма? Ещё допускаем ошибки. Искажение форм слов и необычные конструкции? Присутствуют, что связано с экспериментированием и эмоциональной речью. В целом - речь развивается, как ей и положено, если не зацикливаться на конкретных цифрах.

Как взрослому поддержать становление речи ребёнка, а не навредить?

Ребёнок живёт не в вакууме, поэтому легко догадаться, на чьи плечи ложится задача поддержки процесса усвоения грамматических норм. Верно, на речевое окружение — родителей и педагогов детского сада. И здесь я говорю не про организованное взаимодействие в рамках, например, занятий. Я про речь взрослого в целом и то, как он реагирует на детскую речь, в том числе на ошибки. Худшее, что мы можем сделать, собрано ниже.

● Излишнее внимание к правильной речи других детей и сравнение речевых возможностей своего ребёнка с возможностями других детей. Развитие речи — процесс индивидуальный. Мы ориентируемся на рамки, а не руководствуемся ими. А ещё держим в уме скачкообразность развития: сегодня малыш двух слов связать не может, а завтра заговорит предложениями.

● Акцент на ошибке ребёнка. Тут, кстати, может быть вилка: акцентировать, чтобы исправить, или акцентировать, чтобы поругать. Как быть? Просто повторить фразу правильно.

Ребёнок: «Много лягушатов»
Взрослый: «Правильно, много лягушат! Какого они цвета?»

● Умиление над ошибками. Вернее, умиление над ошибками вслух. Дети рады стараться веселить взрослых и будут повторять ошибку снова и снова, чтобы порадовать публику. А это способствует закреплению в речи искажённых форм. Умиляться «про себя» — пожалуйста.

На канале «Методист в отставке» есть раздел «Премиум», подключившись к которому вы получаете доступ к тому, что я делаю с особым вдохновением: шаблонами дидактических пособий для работы с детьми и другими полезными материалами для педагога и просто родителя. Если нам по пути — буду рада видеть вас среди подписчиков. Подключиться к Дзен Премиум можно здесь. Перед подключением, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с описанием уровней.

Поддержать ребёнка опосредованно в освоении грамматических форм несложно:

● Поощряйте речевую активность ребёнка, задавайте вопросы, просите поделиться впечатлениями.

● Используйте повседневные ситуации для развития речи. Во время прогулки, приготовления еды, уборки комментируйте свои действия, задавайте ребёнку вопросы.

● Читайте книги и обсуждайте иллюстрации в них. Чтение расширяет словарный запас, а чем богаче словарь ребёнка, тем легче ему усваивать грамматические формы.

● Не забывайте, что главный источник будущей грамотной речи ребёнка — это грамотный взрослый, находящийся рядом с ним. Говорите правильно, чётко и выразительно. Используйте больше прилагательных, синонимов, метафор. Не бойтесь использовать в разговоре с ребёнком слова, которые он не понимает — он обязательно переспросит, а вы в доступной форме объясните.

● Играйте: дети эмоционально реагируют и активно включаются в речевые игры.

Три простые, но рабочие игры для усвоения ребёнком грамматических форм

Ниже — несколько простых игр и упражнений, которые не требуют значительной подготовки, но эффективно поддерживают развитие грамматического строя речи.

1. Игра «Один — много» — базовая, её цель — усвоение категории числа существительных. Использовать можно любые предметы: ложки, чашки, кубики, восковые мелки — всё, что найдётся. Покажите ребёнку предмет и назовите его в единственном числе, затем попросите назвать этот же предмет во множественном числе. Не пропустите этап демонстрации речевого образца — ребёнок не научится без него.

2. Игра «Кого нет?» упражняет детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе. Покажите ребёнку несколько игрушек (например, кошку, собаку, корову) и попросите их назвать. Спрячьте одну из игрушек и спросите, кого нет? Нет кошки (собаки, коровы).

3. Игра «Закончи предложение» упражняет ребёнка в употреблении винительного падежа существительных. Приготовьте сюжетные картинки. Начните предложение, а ребёнок закончит его: «Кот ловит (мышку)».

Ошибки — не повод для паники или умиления вслух. Они отражают активный процесс речевого развития ребёнка, где каждая неточность — шаг к полноценной, богатой и выразительной речи. Наша задача — быть рядом, поддерживать и создавать такое речевое окружение, где ребёнок смело, пусть пока не совсем грамотно, строит свои первые предложения и учится превращать язык в инструмент для мыслей, эмоций и общения. Так забота превращается в настоящую помощь, а не в медвежью услугу.