160 лет Ленинградскому зоопарку.
Сегодня исполняется 160 лет со дня основания Ленинградского зоопарка. Изначально, 14 августа по новому стилю 1865 года был открыт как частный зверинец, но очень скоро стал достопримечательностью города и стал именоваться Санкт-Петербургским зоосадом. После революционных событий в 1918 году зоосад был национализирован и позже приобрел привычное нам название - Ленинградский зоопарк.
Всю историю зоопарка осветить в одной статье невозможно, да вероятно и не нужно. В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне хотел бы остановиться на жизни зоопарка во время блокады Ленинграда. Кольцо блокады вокруг города замкнулось 8 сентября 1941 года, в это время в зоопарке жили слониха, самка бегемота, два ослика, антилопа-нильгау, бизоны, олени, тюлень, тигрята, винторогие и сибирский козлы, медведи, лисы, пони, макаки, гамадрил, страусы, черный гриф, попугаи и еще много мелких животных.
Начало блокады.
Уже в ночь с 8 на 9 сентября на зоопарк во время налёта упали три фугасные бомбы, разрушившие помещение для обезьян, слоновник, красивый вход и домик юннатов. Погибли дрессированные медвежата и лисята, которые содержались в домике юннатов. Из разбитого обезьянника разбежались обезьяны, которых лишь утром поймали в городе и вернули в зоопарк напуганных и голодных. Любимица ленинградской детворы слониха Бетти также погибла во время этого налёта и была зарыта на территории парка.
По-разному реагировали животные на вражеские налеты, бомбежки и обстрелы. Большинство в панике металось по загонам и вольерам, громко рычали и криками выражали свой испуг и недовольство. Самка бегемота Красавица громко трубя, скрывалась под водой, пока она была в её бассейне, с достоинством и не спеша уходил в свой домик тигренок Котик. Лишь серна подчеркнуто выражала свою невозмутимость и спокойствие, она забиралась на горку и не уходила оттуда до конца обстрела.
Во время одного из обстрелов бизон провалился в воронку. Вытащить его оттуда обессиленные люди уже не могли, но выход нашли. Соорудили настил и выманили животное, разложив сено от дна воронки до её верхнего края. Раненых двух оленей и козу выхаживала служительница зоопарка Е.А. Коновалова, она делала перевязки животным, делилась с ними собственным хлебом, которого и так выдавали немного, кормила из рук и животные выздоровели. К сожалению, они были убиты при последующих обстрелах, так же, как бизоны и тигрята.
У гамадрила Эльзы в ноябре 1941 года родился детеныш. У истощенной обезьяны не было молока, и ближайший родильный дом ежедневно выделял пол-литра донорского молока. В те годы детеныши обезьян редко выживали в зоопарках, а в блокадном Ленинграде гамадрильчик выжил! Возможно он изображен на пробном значке, почему его не включили в серию у меня есть догадки, а у вас?
Зима 1941-1942 года.
Если в первые дни войны подбирали убитых в городе во время обстрелов лошадей и более мелких животных, собирали овощи, оставшиеся на полях, то ближе к зиме исчезла и такая возможность пополнять запасы продовольствия. Прекратились поставки отходов круп, жмыха и хлебных крошек. Кроме этого, зимой 1941 года прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод и канализация. Животные стали погибать не только от обстрелов и голода, но и от холода, они умирали от истощения, дистрофии и переохлаждения. Сотрудники зоопарка выбивались из сил, делая все возможное, чтобы накормить и сберечь своих подопечных.
Зимой собирали желуди и рябину, оставшуюся на полях хряпу, весной серпами жали траву во всех доступных местах города. Все свободные от животных территории зоопарка, газоны и освободившиеся загоны, территорию парка Челюскинцев, отданную зоопарку перед войной, весной превратили в огороды. Они были засеяны и на них выращивали капусту, брюкву, картофель, овес. Бегемоту Красавице варили кашу из опилок, с трудом, но привыкли к такому рациону обезьяны, медведи стали вегетарианцами и начали питаться смесью из овощей и травы.
Намного сложнее было с хищниками, мелких хищников: хорьков, лисиц, коршунов удалось обмануть проваривая растительный фарш из жмыха и корнеплодов вместе со старыми костями животных, но с тигром и хищными птицами этот номер не прошел. Люди и тут нашли выход, зашивали растительный корм в сохранившиеся с довоенного времени шкурки кроликов и морских свинок, смазывая их рыбьим жиром. Для тигров этого было достаточно, хищным птицам в растительную смесь добавляли немного рыбы, изголодавшиеся орлы и грифы вынуждены были питаться вымоченной соленой рыбой, только беркут так и не стал есть рыбу, приходилось ловить для него крыс.
Самка бегемота Красавица.
Около четырех лет было Красавице, когда в 1911 году она стала обитателем Санкт-Петербургского зоосада. Она была не только красивым, но и вторым по величине бегемотом в зоопарках мира. Еще в 1935 году знаменитая фирма Гагенбека предлагала за нее пару бегемотов и бесплатную транспортировку в Германию. Ежедневно необходимый рацион в 40 килограммов пищи Красавице, которая весила больше двух тонн, обеспечить в условиях блокады было просто нереально. Кормили её 4-6 килограммами смеси из овощей, травы, сена и жмыха, этот рацион дополняли 30 килограммами распаренных опилок для заполнения желудка.
Но питание, как не странно было не основной проблемой содержания животного, бегемоту постоянно необходима вода, без неё кожа млекопитающего высыхает, растрескивается и покрывается "кровавым потом". В книге Юрия Иванова «Мы шли под грохот канонады»:
«Евдокия благодарила судьбу за то, что ее подопечная осталась в живых, однако блокадные обстоятельства стали складываться так, что служба при бегемоте стала напоминать каторгу. Сначала отключили электроэнергию, затем водопровод — бассейн в бегемотнике стал пустым, а гиппопотам не может существовать без воды».
Ежедневно Евдокия Ивановна Дашина, ухаживающая за Красавицей отправлялась к ближайшему Кронверкскому каналу и поднимаясь по крутому берегу приносила или зимой привозила на саночках 40 ведер невской воды. Принесенную из Невы воду нагревали на дровах, напиленных из разрушенных немецкими бомбами деревянных построек. Дважды в день Евдокия Ивановна обмывала животное теплой водой, слегка обсушивала, а потом втирала камфорное масло и тюлений жир, чтобы не трескалась кожа. Красавица пережила блокаду и жила в зоосаде до 1951 года.
Возрождение зоопарка.
За 160 лет своего существования, если не учитывать кратковременные перерывы до его национализации в 1918 году, связанные в основном с изменением прав собственников, Ленинградский зоопарк был закрыт для посетителей только с осени 1941 по весну 1942 года. Большинство зданий и помещений зоопарка были полностью или частично разрушены, вся территория была испещрена воронками и перерыта траншеями, немногочисленные сотрудники зоопарка по очереди несли ночные дежурства.
Но истощенные люди нашли в себе силы и уже весной 1942 года восстановили часть загонов и вольеров, расчистили дорожки. 8 июля зоопарк торжественно открылся для посетителей, доказывая, что город живет полной жизнью, само существование в Ленинграде столь мирного и работающего учреждения в те страшные дни поддерживало в ленинградцах веру в себя и победу, помогало им выжить. Благодаря огородам и неустанному труду сотрудников зоопарка по обеспечению жизнедеятельности подопечных, уже в 1943 году количество животных начало увеличиваться. Да, за счет приплода от кроликов, павлинов и кур, тем не менее это был хороший знак, означавший, что жизнь продолжается.
Пережившим и выжившим в таких сложных условиях самку бегемота Красавицу, антилопу нильгау Маяка, медведя Гришку и черного грифа Верочку можно по праву считать «Жителями блокадного Ленинграда». Многие сотрудники жили прямо в зоопарке, чтобы быть ближе к своим питомцам и вместе с ними встретили победу, шестнадцать человек, спасших животных во время войны были награждены медалью «За оборону Ленинграда». В память о подвиге сотрудников, сохранивших зоопарк в блокаду, было решено не переименовывать, несмотря на переименование города и оставить его старое название «Ленинградский», а у входа была установлена мемориальная доска.
Зоопарк в эвакуации.
Еще летом 1941 года часть питомцев зоопарка была эвакуирована в Казань, она стала плачевной для животных. Большая часть просто не пережила военное время, погибли они в эвакуации из-за недостатка кормов и неподходящих условий содержания. В итоге ни одно животное не вернулось из Казани. В январе 1943 года, когда блокада еще не была снята, Евдокия Ивановна Дашина на партсобрании сказала: «Если бы звери остались в Ленинграде, то люди смогли бы их сохранить». Мало того, но в самые тяжелые дни блокады из Казани в Ленинград приходили письма с просьбой оплатить содержание эвакуированных животных.
Белый медведь изображён на эмблеме Ленинградского зоопарка, так как с 1932 года в нем начали регулярно размножаться белые медведи, что в те времена было большой редкостью. В начале 1970-х годов на заводе «Ленинградский сувенир» было изготовлено 14 значков с изображением разных животных. В начале 1980-х годов на том же заводе были повторены эти 14 значков в иной цветовой гамме и дополнительно выпущено еще 6 значков с изображением других животных. На значках 80-х годов стоит другое клеймо этого же завода.