Что стоит за сказками о салемских судах? Ведьм никогда не сжигали, массовая истерия была из-за наркотиков в урожае, а первая осуждённая ведьма оказалась чёрнокожая. В статье рассказана реальная история, стоящая за вымыслами.
Появление слова Ведьма
Термин "Witch" ("Ведьма") происходит от слова "Witchcraft" ("Колдовство"), то есть тот, кто практикует магические заклинания и обладает особыми способностями. Хотя это может звучать отчасти благостно, в древние времена так не думали, поскольку это было более тесно связано с проклятиями, такими как "сглаз" или соглашения с сатаной. Колдовство всегда осуждалось и вызывало страх у большинства населения с тех пор, как католическая церковь приговорила к смерти тех, кто практиковал колдовство.
В 481 году нашей эры ведьм начали преследовать и сажать в тюрьмы. Хотя ведьмами считались как мужчины, так и женщины, суды над ведьмами проводились почти исключительно против женщин, около 78% из них. Параллельно с этими преследованиями была создана целая литература об инквизиции, около двух тысяч работ, обличающих злые силы ведьм. Но именно в 1326 году, после опубликования указа папы Иоанна XXII, началось усиленное преследование ведьм, которое продолжалось около четырех столетий. Католическая церковь была одним из виновников хорошо известной "охоты на ведьм", в частности инквизиции, поскольку именно она отвечала за публикацию самого важного трактата, связанного с этим, под названием "Malleus Maleficarum", в 1484 году. Этот трактат состоял из трех частей и подробно описывал, как дьявол и его последователи совершали множество злодеяний "без разрешения Всемогущего Бога". В нем также подробно описываются методы обнаружения, судебного преследования или уничтожения ведьм и показываются пытки при обнаружении ведьм как нечто обычное. В период с февраля 1692 по май 1693 года в маленькой деревушке Салем, штат Массачусетс (ныне известной как Дэнверс), произошла одна из самых печально известных "охот на ведьм", где более 150 человек предстали перед судом по обвинению в колдовстве - Салемские процессы. Но что на самом деле стояло за всеми этими испытаниями и почему эти события вызвали истерию в Новом Свете?
Поселение
Салем была основана несколькими английскими пуританами в 1628 году, после того как католики изгнали их из Англии. Они поселились в Массачусетсе в надежде избавиться от преследований. С прибытием новых иммигрантов население быстро выросло до 1400 человек, образовав несколько общин в деревне Салем, где позже произошли драматические события. Салему пришлось пережить множество столкновений с Францией, эпидемии, такие как оспа, а также непрерывные бои с индейскими племенами. Все это сделало граждан чрезмерно чувствительными к стрессовым ситуациям, а позже усугубило ситуацию с судебными процессами над ведьмами.
Первые осуждённые
Были осуждены Титуба, уроженка Южной Америки. В то время она была служанкой министра Салема Сэмюэля Пэрриса и няней его дочерей и племянниц. Чтобы развлечь девочек, она рассказывала им истории из своего детства и показывала фокусы. В феврале 1692 года две девочки, Бетти Пэррис и Эбигейл Уильямс, начали вести себя странно, они волочили ноги по полу, говорили на незнакомом языке, и у них даже начались судороги. Когда доктор заверил жителей деревни, что они действовали под сверхъестественным влиянием, девочки обвинили в этом служанку.
“Дьявол пришел, чтобы найти меня и попросить служить ему: мужчина, одетый в черное, с седыми волосами, предложил мне подарки в обмен на то, что я буду служить ему в течение 7 лет. Этот незнакомец открыл книгу, где я должна была расписаться своей кровью, и где я также увидела подписи других ведьм, живущих в Салеме”, — ТИТУБА.
Вслед за Титубой к обвинениям присоединились Сара Гуд и Сара Осборн. Женщины, которых весь город считал изгоями. Все трое были заключены в тюрьму в ужасных условиях, потому что состояние Бетти Пэррис и Эбигейл Уильямс не улучшалось. В то же время все больше девушек и пожилых женщин, казалось, были одержимы. В марте было выдвинуто еще четыре обвинения, в том числе в адрес одной из самых любимых женщин Салема. В тот момент никто не был в безопасности и не застрахован от обвинений, даже министры или политики. Судебные процессы начались 2 июня 1692 года, и многие обвиняемые были приговорены к смертной казни и повешены на Гэллоуз-хилле. Это вызвало всеобщую панику.
Тест на ведьму
Было проведено большое количество тестов, чтобы доказать, действительно ли ведьмы являются ведьмами, большинство из них были бессмысленными и в основном манипулированными.
- Ведьм попросили произнести слово "Бог". Настоящие ведьмы не смогли бы произнести его правильно.
- Охотники на ведьм привязали один палец обвиняемой к пальцу другой ноги, а затем опустили их в воду. Если они всплывали, это означало, что они были ведьмами, однако в результате большинство подозреваемых тонули.
- Ведьма должна была приготовить цветочный пирог и скормить его собаке. Если у собаки проявлялись те же симптомы, что и у одержимого, это было доказательством заклинания. Они верили, что собаки имеют прямую связь с дьяволом или являются самим дьяволом. Одна девушка обвинила соседскую собаку в том, что она околдовала ее, поэтому в большинстве случаев собак казнили.
- Отметина на коже ведьмы: считалось, что дьявол оставил отметину на коже ведьмы, и они пытались найти эти отметины. Чаще всего это были повреждения от болезни, ран или родинки.
- Когда одержимые страдали от конвульсий, ведьма должна была прикоснуться к ним, и если у них прекращались конвульсии, это было доказательством того, что они были ведьмами.
Все обвиняемые подверглись жестоким пыткам, и большинство из них дали ложные признания, когда больше не могли этого выносить. Например, так произошло с Титубой, которая призналась, что она ведьма, чтобы покончить со своим порабощением. В этот момент гнев и разочарование начали распространяться по городу. Соседи начали осуждать друг друга, что вынудило многих горожан принять решение сбежать в Нью-Йорк. В общей сложности 150 человек были заключены в тюрьму, 19 повешены, Джайлза Кори забили насмерть огромными камнями за то, что он отказался давать показания против своей жены, четверо умерли в тюрьме в ужасных условиях, а остальные сбежали во время и после отмены судебных процессов.
Причины массовой истерии
История Салема может показаться банальной по сравнению с другими великими европейскими преследованиями, но в англосаксонском мире, где судебные процессы были гораздо более умеренными, эти события были исключительными. Многие исследователи до сих пор пытаются понять причины этой массовой истерии. Некоторые указывают на напряженность, которая уже существовала в городе Салем из-за обстоятельств их выживания и изгнания из Англии. Другие осуждают девушек, которые начали выдвигать обвинения, поскольку они обладали большой властью. Многие из них страдали от психологических проблем, вызванных стрессовой обстановкой, и воспринимали эти обвинения как простую игру. Самая интересная версия - заражение ржи в деревне. В злаках развился грибок, содержащий вещество, полученное из ЛСД, которое при попадании внутрь вызывает галлюцинации, судороги, боли в животе и почернение конечностей. Такие эффекты заставили бы людей поверить в существование колдовства.
Неизвестные факты
Никто не знает, где были похоронены ведьмы, поскольку они не были католиками и им не были установлены надгробия. Салемских ведьм не сжигали на кострах, как показано на многих иллюстрациях, все казненные были повешены или забиты до смерти. Все казненные были повешены на “Висельном холме”, достаточно высоком месте, чтобы их могла видеть вся деревня. Многие жители Салема начали говорить о привидениях, утверждая, что многие из обвиняемых появлялись перед ними и избивали их "тростью". Один из обвиняемых, Жорж Жакоб, был казнен, потому что многие соседи говорили, что он являлся им. Охотники на ведьм ходили от двери к двери и спрашивали граждан, нет ли у них кого-нибудь, кого они хотели бы обвинить. Это подлило масла в огонь. Считается, что пуритане в основном ответственны за эти обвинения, однако на самом деле именно местные магистраты (гражданские служащие, окончившие юридический факультет) усилили преследование указанных ведьм.
Все обвинения не имели реальных доказательств, и когда пуританские священники начали все больше и больше выступать против методов, применяемых мировыми судьями, для вынесения приговора обвиняемым потребовались более весомые доказательства. Когда к делу присоединилось больше людей и обратило на него внимание, судебные процессы потеряли доверие, истерия улеглась, и многие обвиняемые были освобождены. В течение 20 лет стороны, ответственные за судебные процессы, просили прощения и предлагали финансовую компенсацию семьям пострадавших, однако стереть эту темную и позорную часть колониального прошлого Америки по-прежнему невозможно.
Салемские процессы над ведьмами подчеркивают опасность осуждения людей из-за менталитета толпы, это похоже на культуру отмены приговора в современном обществе. Как можно разрушить репутацию человека в обществе без надлежащего судебного разбирательства или сбора доказательств.