Найти в Дзене
CULT

Эволюция клоунов: Почему мы так их боимся?

От древних скоморохов к современным клоунам страхов. Те, кто начинался как безобидные шуты, приносящие радость и юмор, со временем превратились в тревожные фигуры, вызывающие страх. Но как произошла эта трансформация? Чтобы полностью понять это, нам нужно взглянуть на происхождение клоунов, проследить их исторические корни и понять, как социальные изменения превратили их из привлекательных артистов в символы ужаса. Древний Египет: Первые "клоуны" Самые ранние известные предшественники фигуры клоуна восходят к Древнему Египту, где для развлечения фараонов использовались исполнители, называемые "шутами". У этих ранних шутов часто были физические особенности, такие как карликовость, которые выделяли их из общей массы. Их развлечения основывались не только на юморе, но и были связаны с их уникальной внешностью. Фараоны и знать были очарованы этими личностями и часто использовали их для развлечения в придворной обстановке. В ту эпоху шуты рассматривались как сочетание юмора и зрелищных фиг

От древних скоморохов к современным клоунам страхов.

Те, кто начинался как безобидные шуты, приносящие радость и юмор, со временем превратились в тревожные фигуры, вызывающие страх. Но как произошла эта трансформация? Чтобы полностью понять это, нам нужно взглянуть на происхождение клоунов, проследить их исторические корни и понять, как социальные изменения превратили их из привлекательных артистов в символы ужаса.

Древний Египет: Первые "клоуны"

Самые ранние известные предшественники фигуры клоуна восходят к Древнему Египту, где для развлечения фараонов использовались исполнители, называемые "шутами". У этих ранних шутов часто были физические особенности, такие как карликовость, которые выделяли их из общей массы. Их развлечения основывались не только на юморе, но и были связаны с их уникальной внешностью. Фараоны и знать были очарованы этими личностями и часто использовали их для развлечения в придворной обстановке. В ту эпоху шуты рассматривались как сочетание юмора и зрелищных фигур, которые выделялись своей "причудливостью" и использовали юмор в качестве своего инструмента. Хотя эти ранние исполнители и не были злонамеренными, они выделялись из-за своей внешности и странностей. Эта форма "развлечения" заложила основу для будущих клоунов, сочетая элементы юмора с жутковатым увлечением причудливым.

Средневековье: Шут и дурачок

-2

В средневековой Европе клоуны превратились в культовых придворных шутов, которые служили не только артистами, но и комментаторами светской жизни. Придворный шут мог подшучивать над знатью, высказывая истины, которые никому другому не сходили с рук. Они использовали свой юмор для критики общества, за что их часто и любили, и боялись. В отличие от своих египетских предшественников, средневековые шуты больше ассоциировались с острым умом, сатирой и насмешками, чем с физическими отклонениями. Однако именно в это время шуты также стали ассоциироваться с непредсказуемостью. Роль шута заключалась в хаосе — он нарушал установленный порядок с помощью юмора, но в его непредсказуемости всегда была скрытая опасность. Это ощущение дикости в сочетании с их диковинными костюмами и гримом начало менять представление о шутах и дураках в сторону чего-то более зловещего.

В эпоху Возрождения клоуны получили дальнейшее развитие

В то время как шуты все еще существовали, современный клоун начал появляться в итальянской комедии дель Арте, где такие персонажи, как "Арлекин", играли роли трикстеров. Эти исполнители носили преувеличенные костюмы, раскрашивали свои лица и использовали физическую комедию, чтобы развлечь массы.

-3

Эти клоуны больше не были привязаны ко двору, а были частью театральных представлений и уличных шоу, что сделало их более доступными — и, в некотором смысле, более пугающими, поскольку они перешли из структурированного мира придворных развлечений на улицы. В этот период клоун также отделился от "уродца". Хотя шуты и "фрики" (люди с физическими отклонениями) когда-то считались частью одного и того же странного представления, эпоха Возрождения ознаменовала собой сдвиг. Клоуны стали артистами, ориентированными на юмор, в то время как шоу уродов превратилось в своеобразный мрачный аттракцион, где люди с физическими недостатками демонстрировались для развлечения публики. Однако преувеличенная внешность клоуна и его странное поведение все еще сохраняли следы этой потусторонней "причудливости".

19 век: Появление современного клоуна

К 19 веку такие клоуны, как Джозеф Гримальди и Жан-Гаспар Дебуро, укрепили имидж современного клоуна. Белое лицо Гримальди, нарисованная улыбка и печальные глаза стали образцом для будущих клоунов. Его жизнь также была отмечена печалью и личной трагедией, что привело к появлению первых примеров образа "грустного клоуна" — счастливого на сцене и несчастливого вне ее.

-4

Эта двойственность стала причиной появления более тревожных элементов в образе клоуна. Фигура трагикомического клоуна Пьеро Дебуро еще больше развила эту эстетику, превратив клоунов в символы как юмора, так и грусти. С их раскрашенными лицами, преувеличенными чертами лица и причудливыми костюмами клоуны в этот период стали более архетипичными. Но этот образ "грустного клоуна" был также эмоционально сложным, исполнителем, чье внутреннее страдание начало проявляться во внешнем облике. Напряженность между натянутой улыбкой и скрытой печалью позже стала отличительной чертой того, почему клоуны могут вызывать дискомфорт.

20-й век: Рождение страха

20-й век ознаменовался поворотным моментом в восприятии клоунов. В начале 1900-х клоуны все еще считались неотъемлемой частью цирковых представлений, а такие фигуры, как клоун Бозо, олицетворяли детскую радость.

Клоун Бозо
Клоун Бозо

Но даже тогда идея "маски" подвергалась сомнению — что скрывал клоун? Было ли что-то более мрачное за натянутой улыбкой? 1960-е и 70-е годы стали свидетелями культурного сдвига, вызванного растущим разочарованием в устоявшихся нормах. Клоуны стали вызывать подозрение, а присущая их разрисованным лицам лживость стала источником беспокойства. В романе Стивена Кинга "Оно" (1986) чудовищный персонаж Пеннивайз еще больше превратил клоуна в олицетворение ужаса. Пеннивайз, с его способностью менять облик и склонностью наживаться на детских страхах, довел образ клоуна до самой кошмарной крайности. Современный образ клоуна теперь ассоциировался с опасностью, обманом и ужасом, с тем, чего скорее следовало бояться, чем смеяться.

Пеннивайз из фильма "Оно", 1990
Пеннивайз из фильма "Оно", 1990

Клоун сегодня: Символ беспокойства

Сегодня клоуны занимают странное место в обществе. Хотя они по-прежнему присутствуют на детских праздниках и в цирках, их мрачная репутация становится все более заметной. Фильмы, книги и поп-культура постоянно пересматривают идею страшного клоуна, укрепляя его место как символа страха в коллективном воображении.

Кадр из фильма "Клоуны-убийцы из космоса" , 1987
Кадр из фильма "Клоуны-убийцы из космоса" , 1987

Феномен "коулрофобии", или боязни клоунов, в настоящее время широко известен, и некоторые психологи предполагают, что преувеличенные черты, искаженные лица и замаскированные выражения связаны с первобытными страхами перед обманом и неизвестностью.

Яркий грим, необычная одежда и маски создают ощущение, что истинные эмоции артиста скрыты под ними. Это вызывает тревогу и дискомфорт. Страх может появиться после неприятного взаимодействия, например, если человек испытывал сильный испуг, насмешки или физическую боль.

Во многих отношениях современный клоун является отражением неприятия обществом двойственности — за жизнерадостной внешностью скрывается нечто более мрачное. Именно это напряжение, порожденное многовековой историей, превратило клоуна из символа радости в символ страха. Когда мы снимаем слои их наигранных улыбок, нам остается только гадать: что же они на самом деле скрывают за маской?

Клоун-убийца из реальной жизни

Ужасная история Джона Уэйна Гейси, который выступал в роли клоуна на детских праздниках, но позже выяснилось, что он серийный убийца, закрепила образ "клоуна—убийцы" в общественном сознании. Это ужасающее противопоставление невинности и зла потрясло общество, навсегда изменив представление о клоунах.

-8