Найти в Дзене

Чувство прекрасного! Феномен красоты. 12 моделей для вязания спицами

Чувство прекрасного — загадочный феномен, сопровождающий человечество с древнейших времен. Оно проявляется в восхищении закатом, гармонией музыки или изяществом рукотворного узора. Но откуда берется это внутреннее мерило красоты? И как оно связано с таким ремеслом, как вязание одежды? Попробуем разобраться, переплетая философию, науку и нити пряжи.

Прямо сейчас смотрите еще больше красивых вязаных моделей! Подписывайтесь на мой Telegram: https://t.me/SvetlanaLosevaknit

В Контакте со мной: https://vk.com/club228769356

№1

-2

Истоки чувства прекрасного: природа или культура?

Ученые спорят о происхождении эстетического восприятия. Эволюционная теория предполагает, что тяга к симметрии, плавным линиям и контрастам заложена в нас биологически: например, предпочтение «идеальных» форм могло помогать предкам выбирать здоровых партнеров или безопасные места для жизни. Нейроэстетика — наука о восприятии красоты — обнаруживает, что при созерцании прекрасного активируются зоны мозга, связанные с удовольствием (например, орбитофронтальная кора).

№2

-3
-4

Однако культура играет не меньшую роль. Японский ваби-саби и европейский классицизм — примеры того, как общество формирует эстетические идеалы. Человечество обязано пробуждением этого чувства и природе, вдохновляющей нас формами и цветами, и творцам — художникам, поэтам, ремесленникам, — расширяющим границы восприятия.

№3

-5
-6

Всем ли присуще чувство прекрасного?

Способность ощущать красоту универсальна, но её проявления индивидуальны. Одни восхищаются авангардными узорами, другие — строгостью минимализма. Психологи отмечают, что даже младенцы дольше смотрят на симметричные лица, но с возрастом наши предпочтения обрастают культурными и личными наслоениями. Вязальщица, выбирая между ажурным узором и платочной вязкой руководствуется именно этим внутренним компасом — уникальным сплавом интуиции и опыта.

№4

-7
-8

Вязание как диалог с прекрасным

Создание одежды — процесс, где личное чувство прекрасного становится материальным. Каждая петля, подбор оттенков пряжи, сочетание текстур — это воплощение индивидуальной эстетики. Вязальщица словно проводит эксперимент: как её внутреннее видение гармонии соотносится с практикой. При этом даже в этом интимном творчестве заметно влияние коллективного:

  • Традиции: народные узоры несут в себе многовековую мудрость и эстетику сообществ.
  • Тренды: мода на «бабушкин квадрат» или градиентную пряжу рождается из общего запроса на определённую красоту.
  • Сообщества: вязальные группы в соцсетях создают пространство для обмена идеями, где личное превращается в общее достояние.

Коллективное чувство прекрасное существует, но оно динамично и многоголосо — как оркестр, где каждый инструмент важен, но мелодия рождается только в единстве.

№5

-9
-10
-11
-12

Почему у модельеров «особое зрение»?

Дизайнеры и художники часто обладают обострённым чувством прекрасного, но это не врождённый дар, а результат тренировки. Они учатся видеть нюансы: как свет ложится на ткань, как силуэт взаимодействует с движением, как цвет влияет на эмоции. Их восприятие — это «мышца», которую качают через изучение истории искусства, эксперименты и даже ошибки. Вязальщица, осваивающая новые техники, проходит похожий путь: её взгляд становится острее, а чувство пропорций — точнее.

№6

-13

Размеры: 36-40 (42-46) 48-52.

Пряжа: 150 (200) 200 г лиловой, 100 (100) 150 г нежно-сиреневой и 50 г желтой пряжи Lana Grossa "Ecopuno":(72% хлопок, 17% овечья шерсть, 11% шерсть альпака; 215 м/50 г.

Спицы № 4, чулочные спицы № 3,5.

УЗОРЫ

Узор 1. Резинка. Ряды в прямом и обратном направлении (число петель кратно 4 + 2 + 2 кромочные).

Лицевые ряды: кромочная, попеременно 2 лицевые, 2 изнаночные, закончить 2 лицевыми, кромочная.

Изнаночные ряды: петли провязывать по рисунку.

Круговые ряды (число петель кратно 4): попеременно 2 лицевые, 2 изнаночные.

Узор 2. Платочная вязка.

Лицевые и изнаночные ряды — лицевые петли.

Узор 3. Узор со спущенными петлями (нечетное число петель).

1-й р. = лицевой ряд: кромочная, * 1 лицевая, 1 п. снять как лицевую (нить за работой), от * постоянно повторять, 1 лицевая, кромочная.

2-й р. = изнаночный ряд: кромочная, 1 изнаночная, 1 п. снять как лицевую (нить перед работой), от * постоянно повторять, 1 изнаночная, кромочная.

3-й р.: все петли провязывать лицевыми.

4-й р.: кромочная, * 1 накид, 1 лицевая, от * постоянно повторять, кромочная.

5-й р.: все петли провязывать лицевыми, при этом накиды скинуть, петли вытянуть.

6-й р.: все петли провязывать лицевыми.

Постоянно повторять 1-6-й р.

Узор 4. Ажурный узор (нечетное число петель).

1-й и 2-й р. = все петли провязывать лицевыми.

3-й р.: кромочная, * 2 п. провязать вместе лицевой, 1 накид, от * постоянно повторять, 1 лицевая, кромочная.

4-й р.: все петли и накиды провязывать лицевыми.

5-й и 6-й р.: Вязать так же, как 1-й и 2-й.

7-й р.: кромочная, 1 лицевая, 1 накид, 2 п. провязать вместе с наклоном влево (= 1 п. снять как лицевую, 1 лицевая, затем протянуть ее через снятую петлю), от * постоянно повторять, кромочная.

8-й р.: все петли и накиды провязывать лицевыми.

Постоянно повторять 1-8-й р.

-14

Последовательность узоров и полос: 48 р. узором 3, при этом попеременно провязывать 2 р. желтой и 4 р. лиловой нитью, 50 (58) 66 р. узором 4 нежно-сиреневой нитью, 48 р. узором 3, при этом попеременно провязывать 2 р. желтой и 4 р. лиловой нитью, оставшиеся ряды вязать узором 1 лиловой нитью, при этом в 1-м р. прибавить 1 п. = 128 (136) 144 п.

Плотность вязания:

узор 3 — 20 п. х 34 р. = 10 х 10 см;

узор 4 — 20 п. х 38,5 р. = 10 х 10 см.

-15

Описание вязания

Спинка. Лиловой нитью на спицы № 4 набрать 127 (135) 143 п. и связать для нижней планки 1 см = 3 р. узором 2, при этом начать с 1 изнаночного ряда. Продолжить работу согл. последовательности узоров и полос.

Через 48 (50) 52 см от нижней планки закрыть все 128 (136) 144 п., при этом средние 56 п. образуют горловину, внешние по 36 (40) 44 п. относятся к плечам.

Перед. Вязать так же, как спинку.

-16

Сборка. Выполнить плечевые швы на (19,5) 21,5 см. Выполнить боковые швы на 33 см.

Для планок по краям пройм на чулочные спицы № 3,5 набрать 68 (76) 84 п. и связать 6 см = 19 круг. р. узором 1 круговыми рядами. Закрыть петли по рисунку.

№7

-17
-18
-19

Что говорит наука?

Исследования подтверждают, что эстетическое переживание связано с:

  1. Эмпатией: способность чувствовать эмоции автора или «настроение» объекта.
  2. Когнитивным диссонансом: мозг любит баланс между привычным и новым — например, неожиданный акцент в классическом узоре.
  3. Культурным кодом: узнаваемые элементы (как кельтские косы в вязании) вызывают глубокий отклик благодаря общим ассоциациям.

Интересно, что нейроны зеркальной системы активируются не только при наблюдении за действиями, но и при созерцании искусства — словно мы «воплощаем» творческий процесс автора.

№8

-20

№9

-21

Чувство прекрасного — мост между биологией и культурой, одиночеством и общностью. Для вязальщицы каждый проект — это разговор с собой и миром: она вплетает в узоры личную историю, но также откликается на голоса предков, современников и, возможно, будущих владельцев её творений.

№10

-22

№11

-23

Наука пока не может измерить красоту, но точно знает: она рождается там, где встречаются мастерство, искренность и готовность делиться. Ведь даже самый индивидуальный жилет, связанный с любовью, становится частью большого, пестрого полотна человеческой культуры.

№12

-24

Несите красоту в мир - вяжите с любовью!

Подписывайтесь на увлекательный вязальный канал ЗДЕСЬ

Новые лучшие публикации канала: