На днях Вячеслав Манучаров взял интервью у художественного руководителя Московского современного художественного театра Владимира Стеклова. Народный артист СССР (2001) известен широкой публике с конца 80-х годов, когда начал сниматься в кино и работать в московских театрах, где сыграл Тевье-Молочника, Дмитрия Карамазова, князя Мышкина и не только. Сегодня у актёра около 200 киноработ, в том числе Володя Петров в "Ворах в законе" (1988), следователь прокуратуры в "Криминальном квартете" (1989), прапорщик в сериале "Кадетство" (2005), думный дьяк в "Годунове" (2018). Считаю Владимира Стеклова талантливым актёром, но разговор на канале "Эмпатия Манучи" вызвал разочарование.
"Владимир Стеклов сыграл нам Владимира Стеклова"
Такого количества недовольных комментариев я не видела давно. Казалось бы, позиция актёра ясна и понятна: Владимир Стеклов называет себя зет-артистом, с 2021 года ездил в ДНР и ЛНР, много выступает в этих регионах и сегодня. Отчего же появляются подобные комментарии:
"Актёр замечательный, но на прямые вопросы не отвечает. Слишком обтекаемо и толерантно, когда нужно обозначить свою позицию твёрдо".
Вижу три причины зрительского недоумения:
📌Уж очень сложно и витиевато высказывает артист свои мысли. "Непросто уследить, что он в итоге хочет сказать", - пишут в комментариях.
📌Очень редко Владимир Стеклов поднимает глаза - почти все его рассуждения словно направлены куда-то в пол. А ведь перед нами не обыватель, который стесняется и не знает, как работать с камерой.
📌Артист не называет конкретных имен, но при этом сетует, что многие его коллеги раньше принимали награды из рук первых лиц, пожимали руки, а сегодня... С одной стороны, хорошо, что их не ущемляют профессионально, с другой, такое поведение культурной элиты "неприлично".
Мне показалось, что Стеклову больше понятны те, кто уехал. Коллег, которые остались, но при этом разделяют либеральные идеи, называет "проституированной прослойкой". Однако отсутствие в разговоре имен говорит о том, что артист не хочет ни с кем ссориться, ибо в его окружении достаточно таких людей. Это вызвало вопрос Вячеслава Манучарова:
"Россия проигрывает борьбу за умы либеральной повестке?"
И снова в ответ ни да, ни нет, а уход в рассуждения, что и вызывает негатив аудитории. Владимир Стеклов попытался сформулировать, что движет коллегами, о которых идет речь. Среди них есть люди откровенно глупые, и есть те, кто сознательно работает на продуманный имидж.
Мне понравился комментарий: "Владимир Стеклов сыграл нам Владимира Стеклова". Самые искренние моменты интервью - это цитаты и отрывки из пьес, которые когда-то артист играл на сцене. А его "монолог о птице разбередил душу", как пишут в комментариях. И снова я вспоминаю слова Олега Янковского в пересказе его сына Филиппа:
"Однажды мы смотрели телевизор, и там известный актер давал интервью, папа посмотрел и сказал мне: «Филипп, я думаю, что артист должен говорить только чужой текст».
Соглашусь. Есть две категории артистов: талантливые и не талантливые. И на этом точка.
О том, что происходит в театре
"В театр больше не хожу, дабы опять не вляпаться в г....но", - пишет в комментариях один из зрителей канала "Эмпатия Манучи". Вячеслав Манучаров в ходе беседы поинтересовался, нравится ли артисту то, что происходит сегодня на сцене. "В театре возможно, наверное, всё... Где границы свободы?" - рассуждает артист.
И тут же вспоминает свое приглашение на первый ряд в театр "Практика", где шел спектакль с нецензурной бранью со сцены. Для него это неприемлемо. Самоцензура быть должна.
При этом зрители задают резонный вопрос: почему Владимир Стеклов не покинул театр? То, что в спектакле не было антракта, а он сидел посредине ряда - совсем не оправдание. Публика воспринимала его присутствие как некий знак: артист поощряет то, что происходит на сцене.
Небольшая справка: «Практика» — экспериментальный центр новой драмы. Это площадка современного искусства без постоянной труппы, синтезирующая языки и искания театра, новой музыки, арта и мультимедиа. Худ. руководитель - Марина Брусникина, жена Дмитрия Брусникина (1957 - 2018). Что еще важно знать? Это государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы.
Вячеслав Манучаров вспомнил спектакль "Гоголь-центра" "Машина Мюллер", которая, по его мнению, "поражала вульгарностью постановки". Напомню, премьера спектакля по пьесам, дневникам и письмам немецкого драматурга Хайнера Мюллера (1929-1995) состоялась в 2016 году. В ролях - Александр Горчилин, Константин Богомолов и Сати Спивакова, ведущая программы «Нескучная классика» на телеканале «Культура». Смущал участников беседы перфоманс - 18 обнаженных тел на сцене, которые стояли весь спектакль, создавая фон.
Почитала отзывы зрителей о спектакле и поразилась нашей публике. Большинство ставили пять звезд:
"В этом спектакле нагота - символ хрупкости и уязвимости человеческого существа. Огромный респект артистам за открытость и за доверие публике". (Луцик Светлана).
В одно окно смотрели двое и видели разное? Публика увидела суть, участники беседы - форму?
Мне лично кажется более вульгарным спектакль "Охота на мужчин" Театра Эстрады (идет с 2019 года), где на сцене Настасья Самбурская и Станислав Бондаренко демонстрируют то, что должно маркироваться 18+. А на афишах стоит 16+.
Нагота никого не смущает на полотнах великих художников и в скульптурах эпохи Возрождения, украшающих музеи. Может, дело не в ней, а в посыле автора? Оправдано или нет?
О главном
Владимиру Стеклову 77. Он уже прадедушка: старшая дочь Агриппина 1973 г. р. - бабушка шестилетнего внука. Почти столько же младшей дочери артиста, которая родилась в 4-м браке. Нынешняя супруга младше Владимира Стеклова на 33 года, по профессии - финансист.
Средняя дочь Глафира окончила журфакт МГУ, преподает русский язык и литературу. Владимир Стеклов считает, что главное - это твои близкие и их поддержка, остальное "пролёт" (по В. Высоцкому). С его слов, дочери его понимают. Есть какие-то разногласия с Глафирой и внуком, но это вполне обсуждаемые вопросы.
Напомню: личная жизнь артиста всегда вызывала интерес, потому что Владимир Стеклов несколько лет состоял в браке с Александрой Захаровой, дочерью художественного руководителя театра "Ленком". Однако детей у пары не было.
В конце выпуска Вячеслав Манучаров спросил, в чем главная задача культуры. И получил ответ: "Находиться в творческом поиске, чтобы делать дело..."
Будем делать дело. Каждый свое.
В детстве в пионерских лагерях у каждого отряда было название и девиз, которые с гордостью кричали на линейках. Наверняка и в вашей дружине кто-то выбирал эти слова:
"Больше дела - меньше слов!"
Уверена, что дело Владимира Стеклова - актерская профессия, в которой он очень убедителен.
Друзья, 1 июля отмечался День ветеранов боевых действий. Поздравляю всех причастных и предлагаю вспомнить песню "Верните память", написанную Марией Захаровой (историю ее создания можно прочитать в статье по ссылке).
Всем добра, Виктория Самарская