В космосе чувств не бывает. 2010, драма, Швеция
Вот что о фильме говорит кинопоиск:
Жизнь 18-летнего Симона с синдромом Аспергера перевернулась с ног на голову, когда его брата Сэма бросила девушка. Для нормального существования Симону нужна некая структура. Ему необходимо, чтобы все было на своих местах: распорядок дня, еда, одежда, - неделя за неделей. Именно Сэм постоянно заботился о брате, и теперь, когда он впал в уныние, мир Симона обратился в хаос. Симон пытается вернуть всё на круги своя и ставит перед собой задачу: найти брату новую девушку.
Я смотрела фильм с вариантом перевода, где брата главного героя звали Сам. Мне так привычнее его называть, поэтому не удивляйтесь. У меня в статье будет не Сэм, а Сам.
А вот что Яндекс Алиса говорит о синдроме аспергера:
Синдром Аспергера — это нарушение психического развития, которое относится к расстройствам аутистического спектра (РАС).
Некоторые симптомы синдрома Аспергера:
- трудности в социальном взаимодействии: сложности с пониманием социальных правил и норм поведения, распознаванием эмоций других людей, пониманием сарказма и иронии;
- ограниченный круг интересов в общении, часто сосредоточенный на собственных увлечениях;
- избегание зрительного контакта или нетипичный зрительный контакт;
- сложности в установлении и поддержании дружеских отношений
В конце статьи я использую аббревиатуру РАС (расстройства аутистического спектра), запомните её, пожалуйста.
А дальше будут спойлеры!
Итак, действие фильма начинается с того, что возле огромной странной кастрюли стоят мужчина и женщина и пытаются оттуда кого-то выманить. Но всё безуспешно.
Внутри "кастрюли" сидит их младший сын, Симон, который считает что он в космическом корабле и ни в какую не хочет выходить.
Наконец родители зовут на помощь своего старшего сына, Сама.
Сам на удивление хорошо справляется со странностями Симона.
В какой-то момент даже кажется, что это именно он его растил, а родители стали родителями вот буквально только что - настолько они не подготовлены к особенностям своего, на минуточку, взрослого ребенка!
Судя по всему, Сам только что решил съехаться со своей девушкой, именно поэтому у его младшего брата и случился срыв.
Сам решает забрать брата с собой. По-моему, отличное решение, учитывая, насколько их родители не в теме особенностей младшего сына.
Девушка Сама, Фрида - не против, но она явно не понимает, во что ввязывается. Впрочем, очень скоро она всё-таки понимает...
Начинается рутинная жизнь, в которой Фрида чувствует себя лишней.
Сам создает для брата все необходимые условия. И, нужно отдать ему должное, он очень старается сохранить мир.
Сам любит Флиду, он хочет строить отношения с ней. Но он чувствует свою ответственность за брата.
Страшно, но в их семье только один взрослый - это он. Родители братьев не сумели взять на себя ответственность за воспитание ребенка с особенностями. И тогда эту ответственность взял Сам. Сколько ему тогда было? Судя по возрасту парней - разница в возрасте небольшая. И это особенно печально.
Получается, у Сама и детства-то не было.
Нет у него и молодости. Ведь на первое место он ставит брата. Прекрасно осознавая, что имеет полное право его бросить. Но так же осознавая, что у брата, кроме него, по сути никого нет.
Но жизнь с Симоном - это как жизнь с роботом, щеночком и капризным ребенком в одном лице!
Пока Сам заботится о Саймоне, а Фрида заботится о Саме, Саймон не заботится ни о ком. Всё что ему нужно - чтобы его мир оставался удобным и привычным. Его не заботят чувства других. В его космосе - чувств не бывает.
Предсказуемо, что Фрида уходит. И её можно понять.
В целом, она правильно делает. Если ей так плохо с Симоном, то лучшее, что она может сделать - уйти, сохранив себя. Это не её бремя.
Но вот беда, с уходом Фриды рушится и привычное уравнение Саймона.
Без Фриды Сам впадает в меланхолию. У него больше нет ресурса обеспечивать привычный мир для Симона. И мир рушится.
С точки зрения нормального человека - ничего не происходит. Сам слегка грустит, что логично, при расставании. Но с точки зрения Симона - мир рушится! В квартире беспорядок, еда появляется не во время и не та, а главное, теперь некому мыть посуду!
И это не каприз. Для Симона очень важно, чтобы всё имело свой чёткий распорядок.
Поэтому он прилагает некоторые усилия, чтобы вернуть Фриду. Но бедный Симон делает всё не то и не так. Поэтому всё, что ему удаётся получить у Фриды - это совет "найти другую девицу".
Он подходит к вопросу скрупулёзно и изо всех сил ищет "другую девицу" для Сама, руководствуясь "научным подходом".
Симон составляет целый фотоальбом с анкетами и фото, чтобы брат выбрал себе новую девушку. Но Сам отвергает эту идею.
Пытаясь объяснить брату, что это так не работает, что любовь не возникает просто потому, что люди похожи, Сам показывает пример с магнитами - что одинаковые полюса лишь отталкиваются, но не притягиваются.
И тогда Симону приходит "гениальная идея" - найти девушку не похожую на Сама, а наоборот, его полную противоположность.
У Симона уже есть такая на примете - случайная знакомая, безалаберная, но добрая девушка.
Главное в Дженнифер - лёгкость. Лёгкое отношение ко всему. И к беспорядку в комнате, и к странностям Симона. То, что для Фриды было трагедией, Дженнифер воспринимает с любопытством.
Она пробует понять Симона, пробует подстроиться... Как и у Фриды, у неё плохо получается, но и к этому Дженнифер относится с лёгкостью - ну, не получилось и не получилось.
Так же легко она отнеслась и к идее свидания с братом Симона, Самом. Найдя на месте встречи мешок, из которого доносились крики о помощи, Дженнифер не растерялась, а догадалась, что это сюрприз от Симона.
В мешке был Сам. В отличие от девушки он был очень зол и хотел серьезно поговорить с братом, но того нигде не было... Поэтому Сам был вынужден провести некоторое время с Дженнифер. И Симон сделал всё, чтобы его брат и Дженнифер влюбились друг в друга.
Однако мелодраматичной концовки не вышло. Сам не влюбился в Дженнифер. И это здорово, ведь мы понимаем, что в реальной жизни этого бы тоже не произошло, по крайней мере, так быстро.
Симон расстраивается, и в очередной раз прячется в свой "космический корабль".
Дженнифер приходит, чтобы поговорить с ним.
Фильм заканчивается на хорошей ноте - зрителю понятно, что Дженнифер останется, как минимум, другом этой семье. А это важно, ведь не так уж много окружающих может принять Симона таким, какой он есть.
Вывод
Фильм, конечно, не особенно реальный. Как и"Человек дождя" он создает из человека с особенностями психики - героя.
Смотреть его неподготовленным людям можно, но это грозит тем, что формируется неверное понятие о диагнозе РАС. Пока люди просто по-доброму относятся к аутистам это хорошо. Но если кто-то насмотревшись подобных фильмов решит усыновить ребёнка с особенностями, то его ждет масса неприятных сюрпризов. А это уже плохо.
Конечно же, в жизни всё далеко не так радужно.
Например взгляд, которым Симон смотрит на Дженнифер в конце фильма, может быть только у человека без синдрома. Это прямой зрительный контакт, глаза в глаза, расширенные зрачки, улыбка... Даже один только этот взгляд - уже фантастика...
И всё-таки фильм хорош. Он довольно веселый, и на конкретных примерах показывает, как могут выглядеть привычки человека с РАС. И в чем это может быть неудобно.
Инсайты
- Я уже сталкивалась с этим на работе, но и фильм ещё раз убедил: большая сложность при контакте с людьми с РАС в том, что ты всё равно привяжешься к ним эмоционально. А они к тебе - нет. Для них ты просто человек, который каждый день должен, например, мыть посуду. Неизменно, но должен. Любить их может быть больно.
- Задумалась. Интересно, а вдруг люди с РАС просто отключили свои эмоции? Сознательно не используют их, потому что если их что-то задевает, случается эмоциональное затопление, и они просто не могут с этим справиться? (Например, Симон мог просто впадать в истерику, из которой его очень сложно было вывести). Может ли быть, что мозг просто решил игнорировать эмоции, раз уж не может с ними справиться?