Найти в Дзене
Заводной Кролик

Лучшие независимые фильмы Индии

Термины «независимый» или «инди» часто используются для обозначения искусства или культуры, выходящих за рамки мейнстрима, но сложно дать определение тому, что представляет собой по-настоящему независимое кино. Для Индии независимое кино — относительно новое явление, пришедшее на смену волне альтернативного кинопроизводства 1970-х и 1980-х годов, известной как «параллельное кино». 2012 год стал знаковым для нового индийского независимого кино благодаря выходу фильмов «Корабль Тесея», «Наркодилеры» и «Банды Вассейпура». Последняя криминальная эпопея, состоящая из двух частей, показала, как режиссёры могут сочетать традиции популярного индийского кино с более нетрадиционной инди-эстетикой. Появление стриминговых платформ, таких как Netflix, также способствовало развитию нового индийского независимого кино, предлагая альтернативный источник дохода и привлекая молодую аудиторию ко многим новым жанрам и интересным фильмам. Режиссер: Ананд Ганди Дебютный фильм Ананда Ганди «Корабль Тесея» п
Оглавление

Термины «независимый» или «инди» часто используются для обозначения искусства или культуры, выходящих за рамки мейнстрима, но сложно дать определение тому, что представляет собой по-настоящему независимое кино. Для Индии независимое кино — относительно новое явление, пришедшее на смену волне альтернативного кинопроизводства 1970-х и 1980-х годов, известной как «параллельное кино».

2012 год стал знаковым для нового индийского независимого кино благодаря выходу фильмов «Корабль Тесея», «Наркодилеры» и «Банды Вассейпура». Последняя криминальная эпопея, состоящая из двух частей, показала, как режиссёры могут сочетать традиции популярного индийского кино с более нетрадиционной инди-эстетикой. Появление стриминговых платформ, таких как Netflix, также способствовало развитию нового индийского независимого кино, предлагая альтернативный источник дохода и привлекая молодую аудиторию ко многим новым жанрам и интересным фильмам.

Корабль Тесея (2012)

Режиссер: Ананд Ганди

Дебютный фильм Ананда Ганди «Корабль Тесея» получил широкое признание критиков, в том числе в рамках индийской киноиндустрии. Снятый за два года в Мумбаи и Стокгольме с низким бюджетом, глобальный эпос Ганди — это глубоко философское произведение, затрагивающее этику современной жизни.

Корабль Тесея, также известный как парадокс Тесея, — это парадокс, в который рассматривается вопрос о том, остаётся ли объект, в котором были заменены все составные части, тем же самый объектом или становится совершенно новым. Эта концепция легла в основу одноименного фильма. Суть парадокса, заключающегося в вопросе о том, какую часть объекта можно заменить, чтобы он остался тем же самым объектом, раскрывается в трёх отдельных историях. В этих историях убедительно показана концепция идентичности личности и то, как люди дорожат своим единственным настоящим достоянием — телом, в котором они живут.

Три пересекающиеся истории, в которых фигурируют фотограф с нарушениями зрения, джайнский монах и биржевой маклер, раскрывают очень личный поиск себя, который в конечном счёте оказывается несовместимым с реалиями капитализма. Это технически совершенная работа с диссонирующим интеллектуализмом, который редко встречается в индийском кинематографе.

Дневники Мумбая (2010)

Режиссер: Киран Рао

Дебютный фильм Киран Рао стал одним из первых в новой волне индийских независимых фильмов 2010-х годов. «Дневники Мумбая» объединяет жизни четырёх персонажей из разных слоёв общества в микрокосме современного Мумбая, где каждый — художник или, по крайней мере, стремится им стать. Отчасти это роман о жизни на задворках общества, отчасти — портрет яркого и динамичного города, отчасти — размышление о классовых привилегиях, позволяющих превращать (в основном бедную) жизнь в искусство.

«Дневники Мумбая» это тонкая, лиричная картина о многолюдном городе и его хрупких, переплетённых между собой жителях. Фильм переносит нас в Мумбаи, которого мы не видели ни в зрелищных фильмах Болливуда, ни в разоблачительных фильмах Голливуда. Здесь город перенаселён и глубоко разделён на слои, но его жители остаются людьми. С точки зрения режиссера, бедность не вызывает ни жалости, ни восхищения — это просто материальная реальность, в которой разворачивается повествование.

Тумбад (2018)

Режиссер: Рахи Анил Барве

«Тумбад» — один из самых новаторских и оригинальных фильмов ужасов, снятых в Индии за многие десятилетия. Съёмки длились шесть лет, и в фильме используются первобытные образы из индийской мифологии, такие как Богиня-Мать и падший Бог жадности Хастар, для раскрытия исторически универсальных тем, включая материализм.

Вступительная цитата Махатмы Ганди о том, что мир достаточен для нужд людей, но не для их жадности, затрагивает тему, которая редко и, как правило, поверхностно раскрывается в жанровом кино. Далее следует малоизвестная мифологическая история о боге Хастаре, первенце богини Земли, которому предложили на выбор всё золото мира или всю еду в мире. Он выбрал золото, но когда попытался заполучить и еду, его братья и сёстры объединились против него. Его спасла мать, но он был вычеркнут из канонических книг, приговорён к вечному заточению и забвению в её чреве (то есть в ядре Земли). Люди больше не поклонялись ему. На этом мифология заканчивается и начинается кинофантазия в виде триптиха, действие которого происходит в деревне Тумбад в первой половине прошлого века и повествует о мифе и человеческой жадности.

«Тумбад» — смелый и рискованный фильм, который легко мог бы превратиться в типичную болливудскую мешанину из фэнтези и мелодрамы, изобилующую клише из фильмов категории «Б» и плохими визуальными эффектами, но это не тот случай. Это полноценный, мастерски снятый хоррор, с леденящей душу атмосферой, и при этом довольно жестокий, в нужные моменты, без использования простых решений вроде скримеров.

С технической точки зрения «Тумбад» почти идеален, особенно учитывая разницу между скромным бюджетом и масштабными историческими амбициями создателей фильма. Это, безусловно, знаковый фильм для индийского жанрового кино и возможно будущая классика.

Банды Вассейпура (2012)

Режиссер: Анураг Кашьяп

Эта пятичасовая криминальная сага, состоящая из двух частей, стала краеугольным камнем нового индийского независимого кинематографа и вознесла режиссёра Анурага Кашьяпа на международный пьедестал. В центре сюжета — угольная мафия в восточном индийском штате Джаркханд, где враждующие преступные кланы вовлечены в жестокую борьбу за власть, основанную на мести, преданности и кровной вражде.

Благодаря одному из самых запоминающихся актёрских составов в индийском кинематографе этот фильм положил начало карьере многих новых лиц. Стилизованный реализм, подкреплённый влиятельным саундтреком, полон энергии, которая не уступает таким фильмам, как «Крёстный отец» (1972), «Лицо со шрамом» (1983) и «Город Бога» (2002). Однако у «Банд Вассейпура» есть своя собственная атмосфера: энергичная, игривая и очень заразительная.

Эстетически безупречный, и немного неуклюжий по сюжету, этот диптих представляет собой новый поворот в индийской кинематографии, глоток свежего воздуха для кинематографических традиций, которые всегда нуждаются в легком прикосновении к современности.

Четвёртое направление (2015)

Режиссер: Гурвиндер Сингх

Это вторая часть эпической трилогии Гурвиндера Сингха «Пенджаб», в которую также входят «Подайте милостыню для слепой лошади» (2011) и «Ночь полумесяца» (2022). «Четвёртое направление» исследует влияние сепаратистского восстания в Пенджабе на жизнь обычных людей. Действие происходит в 1980-х годах. В повествовании переплетаются две истории: о двух друзьях-индусах, Джугале и Радже, которые пытаются сесть в поезд до Амритсара, и о деревенском жителе Джогиндере, чью семью терроризируют как боевики, так и военные.

Этот фильм снят в строгом, эллиптическом стиле, с медленным темпом, который усиливает атмосферное напряжение. Съёмки сопровождаются эклектичным и экспериментальным звуковым оформлением. Этот фильм помогает переосмыслить историю восстания в Пенджабе с точки зрения мирных жителей, оказавшихся под перекрёстным огнём.

Картина была представлена на Каннском кинофестивале и удостоена номинации «Особый взгляд», но премию так и не получила.

Все, что нам кажется светом (2024)

Режиссер: Паял Кападиа

Мастерски снятая в Мумбаи драма Паял Кападиа «Все, что нам кажется светом» — поэтичное повествование о двух молодых медсестрах, пытающихся справиться с хаосом и несовершенством городской Индии, — не только стала первым индийским фильмом, отобранным для участия в Каннском кинофестивале за 30 лет, но и получила престижный Гран-при фестиваля.

«Все, что нам кажется светом» это фильм, цель которого - запечатлеть невыразимое. Режиссер создает на экране атмосферу безмолвия, переходящую в неописуемую боль, фреску взглядов, наполненных непролитыми слезами и воспоминаний, которые имеют такой же вес, как и скрывающаяся за ними неуверенность. Таким образом, это произведение излучает магнетический лиризм, показывая правдивый портрет двух главных героинь.

Картина демонстрируют не столько прорыв, сколько триумф индийской экспериментальной традиции, которой никогда не уделялось должного внимания в индийском кинопроизводстве.

Наслаждайтесь фильмами! И до скорых встреч!