Игра в нашем представлении — это прежде всего развлечение. Однако, не стоит забывать, что именно через игру происходит развитие ребенка. Ведущая деятельность дошкольника — игровая, а значит, веселое развлечение помогает эффективно усваивать знания и вырабатывать полезные навыки.
Сегодня мы поговорим об игре как о важнейшем методе обучения детей дошкольного возраста.
Почему мы разделяем игру и обучение?
Все знают поговорку: «Делу время, а потехе час». Она верна, но только не для детей. Игра — активный метод обучения, через который дети познают мир и приобретают разнообразные способности. Информация, которую они получают в такой форме, закрепляется в памяти гораздо надежнее.
Не всегда получается учиться в игре. Например, отработать навык письма в ходе игры довольно сложно, и для решения примеров требуется собранность и серьезный настрой. Игра предполагает некоторую расслабленность, баловство, легкомысленность. Однако при надлежащей подготовке можно заинтересовать ребенка так, что он с увлечением вольется в учебный процесс, и результат будет гораздо лучше, чем при классической форме обучения. К примеру, если проводить артикуляционную гимнастику при помощи логоигрушки, ребенок будет сильнее мотивирован в качественном выполнении упражнений, занятия будут сопровождать азарт и веселый настрой.
Преимущества игры как метода обучения:
- Активизация воображения. Как известно, воображение — важнейший фактор обучения.
- Эмоциональная составляющая. Знания и навыки, полученные с яркой эмоциональной окраской, усваиваются гораздо эффективнее, чем информация, полученная в нейтральной эмоциональной среде.
- Соревнование. Если в игре присутствует элемент конкуренции, нацеленность на хороший результат значительно возрастает.
- Живой интерес. Процесс игры увлекает ребенка, поэтому обучение проходит более естественно, без принуждения и стресса.
- Развитие критического мышления. В игре ребенок вынужден анализировать и оценивать предложенные обстоятельства, принимать решения. Без критического мышления справиться с той или иной задачей в игре не удастся.
Таким образом, мы видим, что обучение дошкольников каким-либо навыкам пройдет успешнее, если внедрить его в игру.
Какие бывают игры для обучения
1. Предметные игры. Манипуляции с обычными игрушками полезны для развития воображения, мелкой моторики, понимания свойств предметов, устройства окружающего мира. Этот вид игр как метода обучения особенно актуален для малышей в возрасте до 3 лет.
2. Сюжетно-ролевые игры. Такие игры приобретают особое значение для детей после 3 лет. Их основное назначение:
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование эмоционального интеллекта;
- адаптация в социуме;
- умение находить выход в сложных жизненных ситуациях;
- решение психологических проблем.
3. Командные игры. Часто используются в дошкольных учреждениях и направлены на формирование ответственности, лидерских качеств, коммуникативных навыков.
4. Игры для развития логического мышления: головоломки, пазлы, ребусы и т.д. Эти игры ставят задачи, для решения которых необходимо включать критическое мышление и находить нестандартные выходы.
5. Компьютерные игры. Сюда же отнесем различные развивающие и обучающие приложения для смартфонов и планшетов. Существует большой ассортимент для разных сфер интересов и уровня знаний.
6. Интерактивные игрушки для развития и обучения.
В своих статьях мы неоднократно говорили о том, что развитие ребенка происходит в основном через эмоциональный контакт с близкими людьми. Ничто не может заменить малышу живого общения любящих родственников. Подрастая, дошкольник включает в круг общения сверстников.
Однако, когда речь заходит об обучении и подготовке к школе, приходится использовать все возможные инструменты, чтобы натренировать важные навыки.
Многие интерактивные игрушки могут предложить игру и обучение в одном наборе. Например, логопедические игрушки от BertToys не просто помогают развивать речь, но и тренируют мелкую моторику, внимание, память. Заменить логопеда или обучение через общение с живым человеком они не смогут, их задача — повысить эффективность занятий и привести к более скорому результату. Интерактивные игрушки призваны помогать мамам в нелегком деле развития ребенка, брать на себя развлечение малышей, когда у мамы иссякли силы, закреплять или развивать навыки, полученные в обычной жизни.
Игрушки не должны заменять ребенку общение с живыми людьми, однако, если малыш испытывает недостаток внимания и душевного тепла, иногда интерактивная игрушка способна стать неким утешением, которое будет отвлекать ребенка от депрессивных мыслей. Кроме того, интерактивная игрушка может стать приемлемой заменой гаджета, уберегая ребенка от коварной зависимости от коммуникативного устройства.
Выбирая интерактивную игрушку, интересуйтесь материалами, из которых она произведена, наличием сертификатов и объемом функционала. Почитать о том, как выбирать развивающие игрушки можно здесь.
Выбирайте лучшее — выбирайте BertToys!