Найти в Дзене
КП - Новосибирск

«Дед молча указал нам на шкаф»: бывшие сотрудники ФСИН убили 100-летнего ветерана ради пенсии

Оглавление
Убийство знаменитого ветерана стало шоком для всей Республики
Убийство знаменитого ветерана стало шоком для всей Республики

В июле 2020 года в тихом селе Леуза Кигинского района произошло чудовищное преступление. Жертвой стал 100-летний ветеран Великой Отечественной войны Иван Николаевич Несмеянов – человек, переживший войну, но не переживший жестокости мирного времени.

О случившемся первой сообщила глава Кигинского района Зухра Гордиенко. В своем посте в соцсетях она написала: «Сообщаю страшную трагедию – погиб наш земляк, 100-летний ветеран Великой Отечественной войны. Предварительная версия – убийство при ограблении».

Живая легенда

Иван Николаевич был для местных жителей живой легендой. Воевал на Забайкальском фронте, участвовал в Маньчжурской операции 1945 года. Вернувшись с войны, он не замкнулся в себе, а продолжал жить активно – читал, гулял, общался с детьми в местной школе.

Супруга ушла из жизни на 27 лет раньше мужа
Супруга ушла из жизни на 27 лет раньше мужа

Жена Мария Несмеянова всю жизнь проработала медсестрой: они прожили с мужем душа в душу много лет, но в 1993 году, в возрасте 67 лет, женщина скончалась. После ее смерти Иван Несмеянов остался жить один, работал в страховой компании.

Иван Николаевич с дочерьми
Иван Николаевич с дочерьми

Его дочери – Надежда и Любовь – пошли по стопам матери и тоже пошли в медицину. Обе женщины вместе со своими семьями живут в Челябинске, но регулярно приезжали проведать отца, привозили в гости внуков и правнуков. Как рассказывают соседи, в последний раз ветерана навещала младшая дочь 2 июля.

– Он обладал феноменальной памятью, – вспоминает краевед Любовь Козлова. – На своем 100-летнем юбилее прочитал наизусть всю поэму Симонова «Ледовое побоище». Жизненное кредо у него было: жить в холодке и голодке, не переедать и не перегреваться.

12 ноября 2019 года Леуза праздновала его столетие. Глава района лично вручил ветерану поздравления от президента и министра обороны. Казалось, судьба берегла этого человека – он пережил войну, сохранил ясный ум и даже в столь почтенном возрасте оставался бодрым. Но в ночь с 8 на 9 июля 2020 года его жизнь оборвалась.

«Он жил с открытыми дверями...»

Иван Николаевич жил один – после смерти жены он не пускал в дом никого, кроме дочерей, которые навещали его из Челябинска. За ним присматривали соцработники и соседи.

Иван Николаевич в молодости
Иван Николаевич в молодости

– К нему постоянно приходили люди – школьники, земляки, интересовавшиеся историей. Он всех принимал с радостью, – рассказывает Любовь Козлова. –А потом вдруг перестал выходить.

Иван Николаевич часто посещал общественные мероприятия
Иван Николаевич часто посещал общественные мероприятия

Когда тревогу забили соседи, было уже поздно. Дверь дома оказалась распахнута, а внутри – следы жестокой борьбы.

– На полу валялась разбитая бутылка из-под шампанского и сигаретные окурки. Также с места преступления была изъята резинка, которой перетягивают купюры. Медали и наградные листки ветерана все были целые, – рассказывали сыщики журналистам после осмотра квартиры ветерана.

Охота за убийцами

На поимку нападавших ушло почти два месяца. За информацию об убийцах в МВД даже обещали выплатить полмиллиона рублей. Сельчане не могли поверить, что кто-то из своих мог поднять руку на беззащитного старика. Но в начале сентября у сыщиков появились зацепки – правда оказалась страшнее любых предположений.

Преступниками оказались двое бывших сотрудников ФСИН – 41-летний Виктор Валавин, живший в Леузе, и 32-летний Юрий Никитин из Бакала. Мысль убить ветерана у отморозков появилась, когда Юрий гостил у Виктора. Убийцы хотели поживиться пенсией Ивана Николаевича, Виктор знал, что ветеран откладывает деньги и накопил немалую сумму.

– К сожалению, одним из убийц оказался наш односельчанин, – рассказали «КП» в сельсовете. – Мы такого не ожидали. Обычный человек, ничем не отличался от других, семья, двое дочерей, служил в ВДВ.

Для своих близких Юрий тоже был примерным семьянином и трудягой. У мужчины тоже есть дети – дочь и сын. Последние три года перед трагедией он проработал на добыче руды в Бакале. А последнее время подрабатывал грузчиком.

Ночью Никитин и Валавин ворвались в дом. Иван Николаевич проснулся от шума и спросил: «Кто здесь?».

– Мы требовали, чтобы он сказал, где деньги, – позже признался Валавин. – Дед молча показал на шкаф.

Но, даже получив желаемое, убийцы не остановились. Они избили ветерана до смерти.

«Не хотели убивать?»

На суде преступники пытались оправдаться: «Мы не собирались его убивать». Но факты говорили обратное.

А приятелей обратили внимание сразу, обоих позвали на допрос, а позднее проверили на полиграфе, который оба смогли обмануть. Однако это напугало сообщников. В итоге деньги – 2,4 миллиона рублей – убийцы спрятали в лесу, а сами залегли на дно.

Никитин и Валавин на суде. Фото: СК по РБ
Никитин и Валавин на суде. Фото: СК по РБ

Впрочем, расследование все равно вело к ним. В итоге обоих задержали. И если Никитин пытался отпираться, то Валавин заговорил почти сразу. А восстановить ход событий для следователей было уже делом техники. В вине мужчин не было никаких сомнений.

Что касается денег, то часть украденного удалось вернуть. Какую сумму конкретно – неизвестно. Остальное убийцы, вероятно, успели потратить.

Возмездие

Расследование прошло быстро, и уже 21 февраля 2022 года суд вынес приятелям приговор:

Юрий Никитин – 23 года колонии строгого режима;

Виктор Валавин– 10 лет.

Кроме того, они должны выплатить родным ветерана 2 миллиона рублей компенсации: 1,5 миллиона рублей должен Никитин, остальные 500 тысяч – Валавин.

Весть о гибели Ивана Николаевича потрясла не только Леузу.

– Как можно было поднять руку на беззащитного дедушку? – пишет в соцсетях Валентина Р., знакомая ветерана. – Прошел войну, и вот так… в своем же доме. Какое зверье!

– Наше поколение жило с открытыми дверями, – с горечью говорят сельчане. – И вот до чего дожили.

Иван Несмеянов пережил войну, но не пережил мирного времени. Его убийцы – не бандиты из 90-х, а бывшие силовики, знавшие, на кого поднимают руку.