Пензенские затворники или как секта Александра Дворкина пыталась воспроизвести трагедию «Ветви Давидовой» в Пензе
Пролог
В 2003 году Александр Дворкин дал обширное интервью газете «Правда».
В статье затрагивался вопрос, почему Дворкин вернулся в Россию в
1990-е годы. На фоне его антиамериканской риторики особенно привлёк
внимание следующий фрагмент:
«Сейчас — это во многом уже совсем новая страна, закованная в
резиновые путы политкорректности, страна экономического принуждения и всё более усиливающегося глобального контроля…Да, в этом обществе редко сажают в тюрьму (хотя могу привести много вопиющих случаев и в этом). Но есть реальные — экономические — рычаги принуждения. Если все живут в долг — на пластиковую карточку, то угроза потерять работу из-за некорректности и в одночасье лишиться всего — от дома и машины до
медицинской страховки — страшнее всего. …в данный исторический момент Россия — самая свободная страна в мире, потому что пока у нас ещё есть возможность позволить себе всегда быть самим собой, выражать своё мнение, называть чёрное чёрным, а белое — белым и не бояться при этом за своё будущее». 1
Далее станет понятно, почему именно этот отрывок из длинного интервью Дворкина особенно бросился нам в глаза.
Нагнетание истерии вокруг «числа зверя»
В начале 2000-х, с развитием информационных технологий и переходом
множества государственных и общественных систем России на цифровую
основу, в православной среде начала нарастать волна протеста. Поводом
стало внедрение Единой базы данных налогоплательщиков и присвоение
каждому гражданину, платящему налоги, личного номера — так называемого
ИНН (идентификационного номера налогоплательщика).
В этом номере радикальные православные активисты увидели «печать антихриста» и знак грядущего конца света.
Стоит отметить, что религиозные волнения не ограничивались только
Россией. Ещё в середине 1990-х аналогичные протесты проходили в Греции,
где православные верующие выступали против вступления страны в
Европейский союз. Одним из главных поводов для недовольства стало
введение новых шенгенских паспортов с магнитной полосой для упрощённой
идентификации. К концу 1997 года аналогичные протесты докатились до
Украины, где православные общины выразили протест против планов властей
внедрить европейскую систему идентификационных кодов.
Начало использования штрихкодов
Справедливости ради, первые упоминания о «числе зверя» и штрихкодах
относятся к 1970-м годам в США, когда эта технология только начала
распространяться.
В 2023 году профессор коммуникации Клемсонского университета в Южной Каролине Джордан Фрит опубликовал книгу об истории штрихкодов. 3 В ходе исследования он нашёл статью 1975 года в издании Gospel Call, в которой предполагалось, что штрихкоды могут быть «печатью зверя» — отсылкой к библейскому пророчеству из Откровения Иоанна Богослова о конце света. 4
В России рост православного антиглобалистского настроя совпал с
политическими переменами — инаугурацией Владимира Путина на пост
президента. Одной из ключевых фигур, подливавших масла в огонь, стал
архимандрит Тихон Шевкунов, который ещё в 1990-е годы вёл кампанию
против православной общины Георгия Кочеткова. Уже в 1998 году Шевкунов начал активно выступать в различных российских СМИ против глобализации.
Вот интересный отрывок из книги Александра Верховского «Политическое православие: Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995–2001 гг.»:
«…Более того, концепция «дьявольского штрих-кода» стала достоянием
широкого круга консервативно ориентированных прихожан, так что игумен
(ныне архимандрит) Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве, выступая по радио «Радонеж» в мае 1998 года, хотя и продолжал
нагнетать страсти (утверждая, например, что число «666» «лежит вообще в основе компьютерного исчисления»), но одновременно уговаривал не отказываться покупать и есть продукты, продаваемые со штрих-кодом». 4
Добавим, что «Радио Радонеж» было основано Евгением Никифоровым —
другом Тихона Шевкунова. Тот самый Никифоров, который позже предложил
уничтожать украинцев с помощью «Солнцепёка» (термобарических бомб), о
чём рассказывалось в документальном фильме «Воздействие» [04:00:17].
Благодаря неустанному раздуванию темы со стороны Шевкунова и
активному участию СМИ, напряжение в церковных кругах продолжало
нарастать.
Духовник Путина
К осени 1999 года началась масштабная кампания против введения ИНН.
Протестное движение вскоре вышло за рамки московских и петербургских
православных националистов, охватив национально-патриотические круги
разных направлений, а также монахов и священнослужителей.
«В 2000–2001 гг., когда православная общественность не на жизнь,
а на смерть встала против института ИНН, считая его чуть ли не «печатью антихриста», о. Тихон взялся «разрулить» казавшуюся тупиковой ситуацию.
Для этого он использовал авторитет архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — старца Псково-Печорского монастыря, которого о. Тихон знал почти с детства. Сначала о. Иоанн вкупе с другими чтимыми «всероссийскими старцами» (таковых в РПЦ всего 3–4 человека) дал понять, что ИНН опасны для души и их ни в коем случае нельзя принимать. Злые языки утверждают, что это заявление, вызвавшее истерику в Церкви, о. Иоанн также сделал с подачи о. Тихона. Потом, когда истерика была в самом разгаре, о. Тихон вновь отправился к печорскому старцу и уговорил его сделать заявление о безопасности ИНН, которое даже было записано на видеоплёнку и широко распространялось в православных кругах». 5
Тихон Шевкунов, которого в СМИ часто называют «духовником Путина» 1, 6,
появился на рубеже 1990-х как одна из самых влиятельных фигур в РПЦ
(МП) — во многом благодаря тесным связям с ФСБ и Кремлём. После спорного
захвата Сретенского монастыря на Лубянке он быстро укрепил свои
позиции. Хотя сам Шевкунов никогда не комментировал утверждения о
«духовном окормлении» президента, известно, что Путин начал посещать
монастырь в конце 1999 года, и с тех пор они неоднократно появлялись
вместе на публике. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова,
Шевкунов действительно хорошо знаком с Путиным и «пользуется широкой
популярностью».
Учитывая, что пик истерии вокруг ИНН пришёлся на начало президентства
Путина, вполне возможно, что Шевкунов использовал этот момент, чтобы
укрепить своё влияние и позиционировать себя как посредника между
Церковью и государством, углубляя свою связь с президентом.
«Кроме собственно религиозного спора, большую роль сыграло и
отношение к государству, внедрявшему этот самый ИНН. Ведь дело
происходило через год-полтора с начала президентства Владимира Путина, отношение к которому у разных авторов было довольно разным, соответственно, разным было отношение и к реальной российской власти в целом. Для антипутински настроенных националистов введение ИНН было лишь частью злокозненной активности «антинародного режима»» 4.
Кампания против ИНН в России
Иначе говоря, шумиха вокруг ИНН была не просто религиозной истерией —
она приобрела и политическое измерение. Для многих это стало удобным
способом выразить недоверие к новой власти.
Некоторые священники доходили до отказа в причастии тем, кто принял ИНН 4, другие призывали верующих «уходить в леса», как партизаны во Вторую мировую. Звучали и призывы к свержению власти.
Особенно часто в СМИ и на православных сайтах появлялись цитаты из
Иринея Лионского о «имени зверя» и «числе зверя». Вот несколько выдержек
с сайта Тихона Шевкунова pravoslavie.ru:
«Святитель Ириней приводит два возможных типа толкования числа зверя 666…
Итак, писал святой Ириней, число 666 означает того, «в ком
восстанавливается всё (…) отступничество, неправда, нечестие,
лжепророчество и обман, почему и найдёт (на землю) потоп огненный» …
Святой Ириней Лионский полагал, что неизвестность имени Антихриста
предостерегает нас от обмана, т.к. он может прийти с другим именем, чем мы ожидаем.
Таким образом, святой Ириней вывел имена: Евантас, Латинянин, Титан…, святой Викторин — Антемос, а на латинском языке — Диклюкс…» 7.
И подобных строк там множество. Всё это выглядит как кампания по
продвижению Центра во имя священномученика Иринея Лионского, который к тому времени уже восемь лет вёл агрессивную деятельность.
Противоречивость и массовое распространение подобных цитат только
усиливали общественную истерию.
Андрей Кураев
Тут стоит вспомнить протодиакона Андрея Кураева —
друга Александра Дворкина, преподавателя Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), который уже в
2001 году активно разъезжал с лекциями по всей стране:
«Я уже пять лет живу в ритме еженедельных поездок. В год в среднем я посещаю пятьдесят городов» 8.
Ещё в 1999 году Кураев выпустил книгу «Наше поражение: христианство на краю истории», где аббревиатура ИНН упоминается 225 раз! Следует сказать, что он продолжает ездить с лекциями и поныне, хотя теперь в основном по европейским странам.
«Реальное движение против ИНН
было, конечно, гораздо шире формальных рамок. Кроме малотиражных газет и веб-сайтов, выпускались брошюры, аудиокассеты, листовки, всегда очень эмоциональные и часто содержащие совершенно фантастические домыслы. Всё это рассылалось по приходам по многим регионам страны. Люди внецерковные могли ничего и не заметить, зато в очень многих приходах идеи радикального антиглобализма стали общедоступны и широко известны». 4
Цитируем ещё одного борца с «тоталитарными сектами» — Александра Щипкова, бывшего члена Экспертного совета при Минюсте РФ (2009–2015), а позже — секретаря патриарха Кирилла:
«…проблемы, связанные с электронной идентификацией личности,
продолжают накапливаться и усложняться… Идентификационные коды и базы данных как элемент построения всемирной электронной управляющей системы…
При этом законы работы кибернетических систем подчас переносятся на
человеческое общество, а сама система [электронного правительства]
порождает опасность тотального контроля и управления гражданином и
обществом». 9
С учётом религиозных соображений
Но кто на самом деле боится электронного государства и глобализации? В
первую очередь те, кто всегда действовал в теневой зоне — через
мошенничество, «чёрный нал» и параллельные структуры власти. Для них
прозрачность и подотчётность опасны, как солнечный свет для вампиров:
они угрожают разоблачить их многовековые схемы и раскрыть истинные,
бесчеловечные цели.
Своё толкование туманного и неоднозначного высказывания архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовного наставника Шевкунова, по поводу технического прогресса и ИНН дал главный редактор сайта «Русская линия» Сергей Григорьев:
«Я думаю, что для того чтобы совесть была спокойна, разумна
та формула, которую высказал в отношении прогресса и в частности ИНН,
архимандрит Иоанн Крестьянкин. Смысл её я понял так: сами мы ускорять
прогресс не собираемся, найдутся люди и без нас, которые будут это
делать. Но отказываться, когда нам присвоят идентификационный номер,
мы тоже не станем, останемся с нашим государством, останемся с ним
до того самого времени, когда действительно придёт антихрист и служить тогда государству станет тоже, что и служить антихристу. Тем более, чтобы бороться эффективно с ИНН и другими подобными шагами глобализации, нужно не выходить из государственных структур, а наоборот, укрепляться в них». 10
Неудивительно, что 31 января 2001 года министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев появился перед патриархом Кириллом, а позднее дал интервью архимандриту Тихону Шевкунову.
Вот что сказал Геннадий Букаев в интервью Тихону Шевкунову:
«Патриарх выразил обеспокоенность, что в общество, в Церковь вносится
раскол, связанный с введением ИНН. В ходе нашего общения (а Святейший
выражал мнение части прихожан и священнослужителей) мы пришли к выводу, что ряд моментов заслуживает государственного, я бы так сказал,
переоформления действующей системы присвоения номеров» 11.
Фактически министр дал ясно понять, что никто не собирается отменять
эту систему. Однако для снижения общественного напряжения он предложил
её «переформатировать», то есть внести незначительные косметические
изменения, не затрагивающие суть, но создающие видимость учёта
религиозных соображений.
«Что бы я хотел пояснить, уважаемые налогоплательщики России. Я хотел
бы обратиться именно к вам. Номер не человеку присваивается, на чём и
Патриарх ставит ударение, а присваивается тому налоговому делу, которое заводится на конкретного человека в налоговых органах. Нельзя
пронумеровать человеческую личность, человеческую душу. Чтобы вести
чёткий налоговый учёт, не путаться, чтобы в первую очередь было удобно
людям, мы присваиваем номер налоговому делу, ведущемуся в налоговых
органах» 11.
Церковь и ИНН
В 2001 году антиИНН-движение стало ещё более массовым, чем кампания
конца 1999 — начала 2000 годов, и побудило Московский патриархат собрать
расширенное заседание Синодальной богословской комиссии 19–20 февраля 2001 года:
«Православный русский народ осознаёт пагубность глобализации, первым
шагом к которой является присвоение личных номеров, а затем и
электронных документов с единым личным номером. Сегодня было бы
необходимо Русской Православной Церкви возвысить свой голос в защиту
верующих. Просить правительство РФ отказаться от глобализационных
программ, как опасных для России, и от тоталитарных форм учёта,
ущемляющих свободу граждан и смущающих религиозные чувства верующих.
Просить органы Государственной власти РФ по примеру Украины и Белоруссии предоставить населению России возможность не принимать по религиозным убеждениям личные номера и электронные документы, содержащие закодированные идентификаторы личности» 4.
После этого пленарного заседания большинство настоятелей храмов и
монастырей, особенно архиереев, прекратили активные публичные
выступления по теме ИНН. Однако для рядовых прихожан вопрос о том, как
относиться к ИНН и электронным записям, остался неразрешённым.
На популярном православном сайте «Азбука Веры» — azbyka.ru — в статье «Анализ вопросов, связанных с ИНН», говорилось:
«Итак, на данный момент получение ИНН не есть грех. Может ли ситуация измениться?… Быть может, ситуация будет развиваться так: сначала ИНН, потом идентификационные электронные карты, потом чипы под кожу… А потом — ещё что похуже. Но зачем гадать о будущем? Живя же в настоящем, надо стремиться к трезвению и бодрствованию. И то, что на данный момент наше священноначалие разрешает нам получение ИНН, не должно нас расслаблять.
Кто знает, что будет завтра? А времена то ныне, братия и сёстры, не
последние ли?…
И ещё, да не помыслит никто из вас, что автор данной работы пытается защищать ИНН. Ни в коем случае. ИНН — это мирское. Если кто-то может его не получать — пусть лучше и не получает. Если кто-то имеет в себе силы противостоять построению «нового мирового порядка» достойными для того средствами — то да поможет ему Господь» 12.
Эта цитата прекрасно отражает всю риторику Церкви — внутренние
противоречия, оставляющие верующих в замешательстве. С одной стороны,
официально говорится, что получение ИНН не является грехом. С другой
стороны, сеется тревога и намёк на духовные опасности, связанные с
мирскими системами учёта. Верующий оказывается в подвешенном состоянии:
ИНН формально разрешён, но не одобряется. Более того, отказ от ИНН
становится признаком особой духовной бдительности. Такое построение
нарратива тонко внушает мысль, что даже послушные христиане, идущие за
официальной позицией Церкви, могут незаметно ступить на опасный путь,
что в итоге подрывает доверие к церковной иерархии.
Хотя острота истерии вокруг ИНН после 2001 года несколько спала,
Церковь так и не прояснила своей позиции. Вопрос продолжал тлеть в виде
вялого, но устойчивого недовольства — во многом потому, что угрозу,
которую якобы несла система ИНН, никто окончательно не развеял.
Пензенские затворники
После семи лет агрессивной пропаганды со стороны православных фундаменталистов и антикультистов из секты Александра Дворкина
неудивительно, что целенаправленное зомбирование паствы
апокалиптическими страшилками и нагнетание паники вокруг безобидных
технологий, вроде идентификационных номеров налогоплательщика, в конце
концов дало ядовитые плоды.
12 ноября 2007 года в интернет-газете «Комсомольская правда» вышла короткая любопытная заметка под заголовком: «Сектанты спрятались от конца света под землёй» 13.
«ЧП произошло в деревне Погановка Пензенской области. Около тридцати
человек ушли в землянку и завалили вход. Так они надеются спастись от
конца света, который по их прогнозам наступит в мае 2008 года. Сейчас
землянка оцеплена милицией, которая дежурит здесь круглосуточно. Власти боятся, что ряды сектантов могут пополниться,
и никого не подпускают к оврагу. К тому же, люди грозятся взорвать
себя, если их будут выгонять из-под земли – с собой они прихватили
газовые баллоны.
О том, что в Погановке живут сектанты, знает все местное население.
Коренной житель Петр Кузнецов открыл здесь молельный дом, прихожанами которого стали приезжие из Ростова, Белоруси, Подмосковья. Эти люди купили дома в деревне полтора года назад. Они нигде не работали, а своих детей не пускали в школу.
Сектанты вырыли в ближайшем овраге землянку, взяли с собой детей (самому маленькому из них только 1,4 года) и ушли в укрытие.
О случившемся стало известно, когда одна женщина из Подмосковья не смогла дозвониться до матери, проживающей в Погановке, и подняла на ноги милицию» 13.
Погановке, и подняла на ноги милицию» 13.
В тот же день эта новость была растиражирована порталом patriarchia.ru
и другими подконтрольными антикультистам СМИ, которые немедленно
подхватили истерию. Текст следовал классическим канонам антикультовой
пропаганды, используя проверенные методы демонизации: нагнетание страха,
грубые обобщения, искусственное создание угрозы. Группу людей без
разбора окрестили «сектантами», их действия были представлены как
исключительно опасные и иррациональные — вплоть до абсурдных обвинений в готовности взорвать себя. В центре повествования — карикатурный «тёмный лидер», якобы манипулирующий своими адептами. Ситуация была подана как зловещий заговор, требующий немедленного вмешательства.
Это был лишь первый шаг в сознательной эскалации ситуации
антикультистами до уровня реальной катастрофы — по образцу того, что
произошло в Уэйко (штат Техас) в 1993 году. По мере развития истории в ведущие издания — РИА Новости, Комсомольская правда, Ведомости, Известия, Вести, Коммерсантъ, Московский комсомолец, Vesti.ru, Газета.ru и другие — было вброшено более 200 публикаций о «пензенских затворниках». Эти материалы мгновенно разошлись по различным интернет-площадкам.
Стоит подчеркнуть то, что сам Дворкин и не стесняется открыто говорить в интервью. Вот его собственные слова:
«Надо сказать, что мы работаем с многими федеральными СМИ и хорошо
знаем журналистов, которые специализируются на темах, связанных с
сектами» 14.
Одним словом — Погановка
Неудивительно, что история «Пензенские затворники» получила такое
широкое и эмоционально заряженное освещение. В ней сошлись все нужные
элементы: «сектанты», подземное убежище, дети, «конец света» и, конечно
же, зловещее, почти нарочно жуткое название села. Официально события
разворачивались в селе Никольское. Однако антикультисты сознательно
предпочли использовать более звучное и зловещее название — Погановка.
По их версии, именно так местные жители называли эту местность. Выбор
не был случаен: в современном русском слово «поганый» ассоциируется с
чем-то грязным, отвратительным и пугающим. Однако в древнерусском и
церковнославянском контексте оно означало «языческий», то есть «не
принадлежащий христианскому миру». В итоге Погановка несёт двойной
смысл: место, где собрались нечистые, язычники — в устах антикультовых
журналистов это звучит почти как приговор. Название отлично работает:
запоминается, вызывает страх, идеально ложится в нарратив «секты,
спрятавшейся под землёй». Ещё один шаг на пути демонизации.
Кроме того, как обычно, о «страшной тоталитарной секте» мы узнаём из рассказов родственников и родителей. Как сам Дворкин говорит:
«Наряду с церковными уполномоченными существует и всемирная сеть так
называемых «родительских инициатив» и сходных организаций, которые в США называются «антикультовыми»» 15.
Так что появление подобных сюжетов в глобальном медиапространстве неудивительно.
15 ноября 2007 года «Газета.ру» опубликовала статью под заголовком «Конец света из Погановки» 16. Нагнетая истерию, журналисты проводили параллель между аналогичными событиями прошлого, вставляя и выделяя следующий раздел:
«Массовые самоубийства сектантов18 ноября 1978 года. В поселке Джонстаун (Гайана) совершено массовое
самоубийство 914 членов американской религиозной секты People’s Temple
(«Народный храм») по призыву её руководителя Джима Джонса, находившегося в длительном конфликте с властями США. 19 апреля 1993 года. В Уэйко (штат Техас, США), после 50–дневной осады полицией поместья религиозной секты «Ветвь Давидова» около 90 её членов, в том числе 25 детей, совершили самосожжение. 5 октября 1994 года. В швейцарских кантонах Вале и Фрибург сгорели 48 членов религиозной секты «Ордена храма солнца». В конце декабря 1995 года. Во Французских Альпах под деревней Сен-Пьер-де-Шерен в ритуальном костре погибли 16 человек, в том числе трое детей. 22 марта 1997 года В городе Сен-Казимир (провинция Квебек, Канада) в результате осуществления членами секты «Орден храма солнца» ритуального акта самоубийства погибли 5 человек. 26 марта 1997 года. В Сан-Диего (Калифорния, США) самоубийство совершили 39 человек секты «Врата небесные», которые приняли смертельную дозу фенобарбитала. 17 марта 2000 года. В городке Канунгу (Уганда) сотни членов секты, проповедовавшей наступление конца света, вошли в здание церкви и после нескольких часов песнопений и молитв подожгли здание. Количество жертв массового самосожжения может превысить 500 человек». 16
Именно такая заметка была опубликована на сайте «Русская линия» в
2000 году, которую подхватили СМИ и массово распространили в 2007 году.
Эхо ИНН в Пензе
19 ноября 2007 года Gazeta.ru опубликовала материал под заголовком «Эхо ИНН в Пензе» 17, в котором сестра одной из участниц «затворничества» объясняла поведение своей родственницы:
«Она очень переживала на этот счёт, неоднократно говорила, что новые
священники, принявшие ИНН, отошли от православия и живут во грехе, —
рассказала «Газете.Ru» сестра отшельницы Любовь. — Таня говорила, что в
церковь больше ни ногой, а доверять можно только старым церковным
книгам» 17.
По мнению Анатолия Пчелинцева, эксперта по защите прав верующих и религиозных организаций в России, это было вполне предсказуемо:
«…это происшествие с пензенскими «сектантами» было вполне
прогнозируемо, если учесть, какая вакханалия разворачивалась в
православной ультра-консервативной среде вокруг неприятия ИНН и
паспортов нового образца, и как многие пытались найти признаки последних времён, числа зверя и антихриста в современной цивилизации» 18.
Человеком, инициировавшим уход в затвор, был 43-летний Пётр Кузнецов, известный как схимонах Максим 19. Он призывал своих последователей отказаться от телевизоров, радиоприёмников, денег, а также сжечь свои паспорта. Однако сам он не спустился вместе с группой в подземное убежище. В середине ноября он был задержан и направлен на психиатрическую экспертизу.
20 ноября Интерфакс опубликовал следующий отчёт 20:
«Люди, укрывшиеся в землянке в Пензенской области в ожидании «конца
света», не принадлежат к какой-либо секте, а «просто находятся под
сильным впечатлением от пророчеств своего лидера», полагает архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет».
«»Это обычные православные христиане. Они не сектанты», — сказал архиепископ журналистам во вторник.
Он сообщил, что направил телеграмму властям, в которой рассказал о сложившейся ситуации.
«Самое главное, о чём я просил в этой телеграмме, не применять силовых действий к затворникам», — отметил владыка.По его словам, сейчас рядом с землянкой в Пензенской области развёрнута палатка, где ежедневно проводятся литургии, а на переговоры с затворниками приезжают самые авторитетные представители пензенского духовенства».
РАЦИРС вступает в игру
Однако замечания архиепископа Филарета Пензенского и Кузнецкого мало
что изменили — члены тоталитарной экстремистской секты под руководством
Александра Дворкина начали в СМИ кампанию информационного террора. Ниже приведены характерные выдержки из пресс-релиза, распространённого в ходе конференции РАЦИРС:
«21.11.2007 г. в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция
РАЦИРС, посвящённая проблеме сектантов, укрывающихся с двадцатых чисел октября в вырытой ими пещере вблизи деревни Погановка (б. Дуркино)
Пензенской области» 21.
Здесь вновь антикультисты Дворкина ввели новое оскорбительное
прозвище — «Дуркино», что грубо можно перевести как «Сумасшедшинск».
Напомним: как сам Дворкин признавал, «мы работаем со многими
журналистами федеральных СМИ», так что организация масштабной
пресс-конференции не составляла труда. В ней приняли участие
корреспонденты практически всех ведущих российских изданий, включая
ИТАР-ТАСС, Regnum, Новый Регион, Национальное агентство новостей,
Агентство социальной информации, Российскую газету, Известия, Комсомольскую правду, Газету.ru, а также телеканалы и радиостанции: Echo TV, Russia Today, City FM, Говорит Москва, Звезда, Авторадио.
«В пресс-конференции участвовали
президент РАЦИРС профессор А. Л. Дворкин — заведующий кафедрой
сектоведения Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), ответственный секретарь РАЦИРС священник Лев Семёнов — кандидат исторических наук, доцент ПСТГУ и психолог А. А. Виноградова». 21
В дальнейшем в пресс-релизе отмечалось:
«Пресс-конференция открылась вступительным словом профессора А. Л.
Дворкина, в котором он описал сложившуюся ситуацию, привёл основные
характеристики экстремистского псевдоправославного движения, к которому принадлежит погановская секта, и назвал целый ряд других подобных сект» 21.
Вновь прозвучала уничижительная формулировка — «погановская секта», с
целью дегуманизировать группу. Более того, отвечая на вопросы, Дворкин
настаивал, что для разрешения ситуации необходимо работать с духовным
лидером группы — Петром Кузнецовым:
«Очень важно проводить работу с самим Кузнецовым. Он велел сектантам
не выходить, пока не подаст им условный знак. Надо понять, что это
за условный знак, и заставить подать его сидельцам». 21
По словам Дворкина, тот факт, что сам Кузнецов не спустился с
последователями в подземелье, позволяет «почти со стопроцентной
уверенностью утверждать, что у него есть запасной вариант для разрешения
этой ситуации».
Затем антикультист Дворкин сделал ещё одно заявление:
«…члены секты, укрывшиеся под землёй, наверняка подвергаются
взаимному психологическому давлению, вследствие чего никто из 29 человек
не решается проявить возможно возникающие у них сомнения и желание
выйти наружу. Такое поведение типично для сект. Даже если у сектантов
есть сомнения, они боятся их проявить, потому что боятся выхода
в открытый мир» 21.
Агитация вместо анализа
Утверждение Дворкина о «взаимном психологическом давлении» не
является объективным анализом, а представляет собой элемент
антикультовой пропаганды. Оно лишено фактической основы, игнорирует
сложность человеческой мотивации и исключает голоса самих участников. В
таких случаях подобные заявления служат скорее для нагнетания паники,
чем для реального понимания ситуации. Фраза «такое поведение типично для
сект» — классический приём антикультовой риторики, подменяющий
тщательный анализ конкретных обстоятельств огульными обвинениями и
стигматизацией группы.
Примечательно, что на момент этих заявлений Дворкин не имел никакого
прямого доступа к участникам событий и надёжной информации о
происходящем под землёй. Его утверждения строились исключительно на
предположениях и домыслах. Ни интервью с участниками, ни независимых
психологических экспертиз представлено не было — и не могло быть,
учитывая изолированность группы.
Предположение о том, что все участники действовали исключительно под
воздействием психологического давления, является грубым упрощением,
заменяющим вдумчивый анализ догматическим суждением. Заявление Дворкина, по сути, направлено на то, чтобы вызвать тревогу и сострадание к
«жертвам секты», одновременно усиливая подозрение в отношении самой
группы. Это типичный приём антикультистов: изображать «сектантов» и
«культистов» как людей, полностью лишённых воли, управляемых своим
лидером.
В заключение, секретарь РАЦИРС Лев Семёнов подчеркнул «важность»
проведения в школах уроков «православной культуры». Эта инициатива
выглядит скорее как попытка внедрить определённые идеологические
установки в сознание людей. Как ясно видно по содержанию
пресс-конференции, речь идёт вовсе не об уроках христианской любви к
ближнему, а о нацистоподобной сегрегации. Чего ещё можно ожидать от
последователей Вальтера Кюннета и Фридриха-Вильгельма Хаака?
Ситуация обостряется
В тот же день — 21 ноября 2007 года — ещё одна статья появилась на сайте Александра Щипкова, ещё более подогревая истерию вокруг Пензенского дела. Вновь был использован классический антикультовый приём — обвинение по ассоциации к другим религиозным движениям.
«Ситуация, подобная той, что сложилась в Пензенской области, будет
возникать во многих регионах России, если не выработать единую программу по борьбе с сектами в стране, считает президент Российской ассоциации центров по изучению религий и сект Александр Дворкин.
«Этот случай может быть детонатором — другие секты также начнут
объявлять о «конце света», — сказал А. Дворкин на пресс-конференции,
прошедшей сегодня в Москве, сообщает «Интерфакс».
По его словам, «очень опасная ситуация» сегодня наблюдается в
Красноярском крае, где члены секты Виссариона уже давно живут в палатках также в ожидании «конца света». «В Красноярском крае в ближайшее время может «рвануть». Очень велика опасность массовых самоубийств», — отметил эксперт» 22.
Религиозное движение Виссариона не является предметом нашего исследования. Однако стоит отметить, что с 1990-х годов западные СМИ неизменно цитируют нападки Дворкина на это движение 23.
После нескольких лет травли и истерии вокруг сообщества, в которую была вовлечена агентурная сеть Дворкина в BBC и других европейских и американских СМИ, движение Виссариона было окончательно закрыто в 2020 году. Сам Виссарион был задержан по обвинению в незаконной религиозной деятельности и подозрению в психологическом насилии. В 2021 году BBC выпустила документальный фильм о движении. 24
Журналисты «Русского вестника» 25 предложили любопытную интерпретацию эпопеи «Пензенские затворники»:
«Пензенские затворники были для «профессора» подарком судьбы. Он с
пеной у рта верещал об их сектантстве. В то время, как, по словам
архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, люди, укрывшиеся в
землянке в Пензенской области в ожидании «конца света», не принадлежат к какой-либо секте, а «просто находятся под сильным впечатлением от
пророчеств своего лидера». «Это обычные православные христиане. Они не
сектанты». Для Владыки — это заблудшие овцы, а для «профессора» — враги» 26.
В выпуске газеты Комсомольская правда от 8 декабря 2007 года
была предложена альтернативная версия причин, по которым верующие ушли под землю. Елена Фетисова, член религиозной группы, которая не
спустилась в пещеру и вернулась в Новочеркасск, рассказала журналисту:
«Лезть под землю ни у кого и в мыслях не было, — заявила женщина. —
Мы собирались молиться в этих пещерах, и всё. Но когда стали приходить
местные дебоширы-алкоголики, стали собак убивать, били Виталия Недогона (он сейчас главный в подземелье. -— Ред.), приставали к его дочери, четырнадцатилетней Олечке, тогда и ушли…». 27
Это наводит на мысль: могли ли антикультисты Дворкина и их сообщники
сами спровоцировать всю ситуацию, учитывая его тесные связи с
догхантерами? Однако следствие не рассматривало эту версию событий.
Мария Орлова, старший помощник руководителя следственного управления
СК при прокуратуре РФ по Пензенской области по взаимодействию со СМИ,
сообщила Независимой газете о возможном уголовном преследовании членов группы:
«В настоящее время по факту происшествия возбуждено два уголовных
дела, объединённых в одно производство, — сообщила Орлова. — Первое дело было возбуждено ещё в ноябре по ст. 239 УК РФ в связи с созданием
религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан,
второе дело — по факту возбуждения ненависти или вражды на основании
экспертизы книг, изъятых у сектантов. Ранее считалось, что они изданы
лидером сектантов Петром Кузнецовым. В настоящее время идёт следствие, устанавливается авторство книг» 28.
К 11 декабря ситуация обострилась:
«Оперативники разработали подробный план спасения замуровавшихся
затворников в Пензенской области, ожидающих конца света: известна схема пещеры с подробным описанием возможных действий оперативников во время штурма. По словам источника в оперативных органах, сектанты не собираются выходить из пещеры, и выдворить их оттуда можно только силой»29.
Примечательно, что похожий подход был применён в отношении
давидианцев в Уэйко, когда ФБР — вопреки предостережениям экспертов —
полагалось на советы приглашённого антикультиста Рика Алана Росса. Этот
эпизод подробно освещён в документальном фильме «Воздействие».
Дезинформация полным ходом
14 декабря портал Интерфакс-Религия, со ссылкой на газету Твой день, сообщил: «Пётр Кузнецов, находящийся в психиатрической больнице, совершил попытку самоубийства. Однако его спасли». Позже эта дезинформация была опровергнута администрацией региональной психиатрической больницы:
«Это полная выдумка, — говорит заместитель главного врача по
медицинской части областной психиатрической больницы Вячеслав Белоусов. — Состояние Кузнецова стабильное. Он даже не высказывал желания уйти из жизни. В отношении него проводится психолого-психиатрическая экспертиза. Пока диагноз не установлен. Поэтому лечение не назначено» 30.
В январе 2008 года тема трагедии в Уэйко вновь всплыла в медиапространстве:
«Один из ведущих специалистов по сектам и культам, “профессор”
Александр Дворкин, считает, что укрывшиеся в пензенских катакомбах
действительно могут поджечь себя. В интервью телеканалу “Вести” он
заявил: “Эти люди долго находились под психологическим влиянием некоего
отца Петра. Он манипулировал их сознанием, изолировал их в глухой
деревне, вне привычной среды, и довёл до такой истерии. Это стандартная
практика в мире тоталитарных сект. Люди вроде бы действуют добровольно, но на деле — вынужденно, поскольку они абсолютно несвободны”. Эксперт по сектам говорит о высокой вероятности коллективного самоубийства среди затворников. …Из недавних трагедий можно вспомнить случай с “культом Кoрэша” в США (1993 год). Тогда в осаждённом полицией и войсками здании внезапно вспыхнул пожар, в результате которого погибли как лидер организации Branch Davidians, так и около сотни его последователей. По одной версии, они сами подожгли себя, не желая сдаваться полиции; по другой — штурмующие сожгли баррикадировавшихся и сопротивлявшихся людей в назидание» [13, c. 26] 31.
Акцент «профессора» Дворкина на риске самоубийства затворников был
отнюдь не случайным. Такая риторика чётко воспроизводит знакомый
антикультовый сценарий, уже применённый в Уэйко против давидианцев, где
главным «экспертом» выступал одиозный американский антикультист Рик Алан Росс.
В российском случае, однако, Дворкин полностью захватил инициативу. Его
голос стал единственным «авторитетным» источником как для журналистов,
так и для правоохранителей и широкой публики. Возникает закономерный
вопрос: как получилось, что мнения религиоведов, психологов и даже
представителей Церкви были полностью вытеснены агрессивной риторикой
Дворкина?
Учитывая, насколько настойчиво антикультисты проводили параллели с
трагедией в Уэйко, нетрудно догадаться, к какому финалу стремился
Дворкин в случае с пензенскими затворниками.
Заключительный акт
В марте 2008 года подземное укрытие начало разрушаться из-за
подтопления. 31 28 марта, после переговоров, семь женщин согласились
выйти на поверхность. 1 и 2 апреля ещё 17 человек покинули пещеру. Те,
кто вышел, пытались уговорить оставшихся 11 последовать за ними, но
отшельники отказались.
2 апреля СМИ сообщили, что Пётр Кузнецов попытался покончить с собой.
Его нашли в сарае на его участке с травмой головы и доставили в
больницу. Ранее сообщалось, что его избили собственные последователи, но
Следственный комитет позже заявил, что основной версией считается именно попытка самоубийства:
«Это попытка суицида… Накануне Кузнецов нанес себе неким объектом
колото-резаные раны. Лидер сектантов был доставлен в бековскую больницу, в настоящее время состояние здоровья Кузнецова хорошее, он находится под наблюдением врачей». 32
К 10 апреля оставшиеся в пещере отшельники прекратили всякие контакты, сославшись на обет молчания. В тот же день архиепископ Филарет Пензенской и Кузнецкой епархии Русской православной церкви предположил, что всё происходящее могло быть заранее спланированной операцией — возможно, даже с участием иностранных структур:
«Это могут быть какие-то зарубежные организации. Ведь они сейчас
принимают вид общественных организаций, некоммерческих организаций,
филантропических обществ, они могут руководить этим. Я не верю, что
Кузнецов мог написать сам эти книги», — заявил архиепископ агентству «Интерфакс»». 33
Как сообщило РИА Новости, 12 апреля одна из бывших участниц сообщества рассказала журналистам:
«Мы пытались спастись от цивилизации и не собирались уходить в
пещеру, пока власти не стали уделять нам повышенное внимание. Вначале мы думали, что в пещере будем молиться, но после приезда милиции, которая проверяла паспортный режим, нам пришлось уйти под землю.
Женщина также сообщила, что до обрушения части пещеры, в которой жили затворники, в ней насчитывалось около 30 келий, а сейчас под землей
осталось около десяти помещений. «Часть людей вышла, потому что для них не осталось места, где можно спать», — пояснила она». 34, 35
16 мая 2008 года последние из отшельников покинули пещеру. 36 В тот же день суд признал книги Петра Кузнецова, лидера «никольских отшельников», экстремистскими. 37
15 октября 2008 года новый начальник УВД по Пензенской области, генерал-майор Александр Касимкин, 38 сообщил журналистам, что ситуация с «пензенскими затворниками» стала результатом недостаточной оперативной работы:
«»Милиция недосмотрела», — сказал он…
При этом генерал отметил, что работа по противодействию религиозному экстремизму в Пензенской области ведётся, сообщает «Интерфакс-религия».
«Сегодня акцент делается на выполнение законодательства по линии
оперативно-розыскной работы, чтобы заранее владеть информацией и не
допустить противоправных действий. Есть основания полагать, что работа сейчас ведётся на должном уровне», — сказал он». 38
16 июля 2008 года Пётр Кузнецов предстал перед судом в Пензенской
области, но был направлен на принудительное психиатрическое лечение. В
последующие годы СМИ время от времени сообщали, что срок лечения
продлевается вплоть до 2014 года. После этого история исчезла из
публичного поля.
Выводы
Окончание истории, получившей название «Пензенские затворники»,
вряд ли можно назвать счастливым: в итоге погибли двое человек. Одна из
них — пожилая женщина с онкологическим заболеванием, которая ушла в
затвор уже с установленным диагнозом — скорее всего, именно болезнь
стала причиной её смерти. Однако, если учесть, на какой исход надеялись
антикультисты и какую версию — о «самоубийствах в сектах» — усиленно
продвигал как бы «эксперт» по экстремистским тоталитарным культам
Александр Дворкин, становится ясно: их сценарий провалился.
Тем не менее, трудно представить, под каким давлением находились
отшельники: круглосуточная слежка, постоянное присутствие силовиков,
репортёров, полиции, священников — без передышки на протяжении семи
месяцев. К этому добавлялась постоянная психологическая обработка, в том
числе через посредников. Неудивительно, что это могло привести к
нервному срыву или худшим последствиям.
Когда стало понятно, что отшельники не выйдут добровольно, местные
власти и силовики начали рассматривать вариант принудительной эвакуации.
Вот как описал ситуацию Николай Дубовик, бывший депутат Палаты представителей Беларуси, побывавший на месте событий:
«В некоторых СМИ писали, что главный из рассматриваемых вариантов —
это применение усыпляющего газа, однако подтверждения этим словам не
было». 39
Это звучит пугающе похоже на события в Уэйко в 1993 году, когда ФБР применило усыпляющий газ. Мы все помним, к какой трагедии это привело. И возникает закономерный вопрос: а кто мог подбросить такую идею?
Дубовик полагает, что приказ к отступлению мог поступить с самого верха.
«ОМОН говорил, что может за полчаса всех вывести, но тогда не рискнули. Было очень много прессы, а в России на носу были выборы. Думаю, в связи с политическими событиями решили просто подождать, пока все не выйдут.… Все боялись, что погибнут люди: они могли взорвать, учитывая их состояние, — считает бывший депутат.
Тогда власти решили ждать до весны и надеяться, что во время паводка пещеру начнёт затапливать. 39
Иначе говоря, именно приближающиеся президентские выборы, а не
сострадание или здравый смысл, спасли «затворников» от участи, которую
им уготовила экстремистская секта Дворкина.
Время ещё не пришло
Позднее Новые Известия опубликовали комментарий по этой ситуации от Павла Костылёва — сектоведа и старшего научного сотрудника МГУ им. Ломоносова:
«Нужно было оставить затворников в покое… Вместо этого к ним было
привлечено всё внимание. СМИ растиражировали образец поведения, которому могут последовать другие религиозные фанатики». 40
Именно это, возможно, и было целью. Обратим внимание на
примечательную деталь: 20 февраля 2007 года, всего за девять месяцев до
пензенского инцидента, Александр Дворкин заявил:
«»В Уголовный кодекс должны быть внесены такие термины, как
«манипуляция сознанием» и «психологическое насилие». Именно они позволят нам действенно работать в борьбе с сектами», — сказал А. Дворкин во вторник на пресс-конференции в Москве». 41
Дворкин отметил, что в России до сих пор отсутствует юридическое
определение понятий «секта» или «культ». Эти слова, как правило,
используются в научном и социологическом контексте. Однако, по мнению
антикультиста, время ещё не пришло для их юридического закрепления или
принятия специального закона о «сектах»:
«Если закон о сектах примут сегодня, мы проиграем. Предварительно
необходима достаточная подготовка, нужно собрать серьёзную
юридическо-доказательную базу по борьбе с сектами», — подчеркнул профессор. 41
Самая свободная страна?
В начале этой статьи мы уже цитировали Дворкина, объясняющего своё
бегство из США: он утверждал, что вернулся в Россию, потому что здесь
нет «тотального контроля» и это «самая свободная страна». Переехал он не
из любви к Родине или по патриотическим мотивам — он бежал от
глобализации. Не случайно он назвал свой центр в честь Иринея Лионского.
Именно Ириней во II веке нашей эры начал христианские гонения на
инаковерующих, движимый страхом пришествия Антихриста. Именно он первым ввёл понятие «число зверя» и начал рассуждать о его значении — не как о символе, а как об инструменте власти. Название центра говорит само за
себя: страх, паранойя и жажда контроля — вот главные черты деятельности
Дворкина и его антикультовой кампании, пронизанной садизмом и
извращениями.
После возвращения в Россию Дворкин встроился в структуру Русской
православной церкви и использовал её как фундамент для построения,
возможно, самой апокалиптической тоталитарной секты в современном мире.
Всё это — движимое тем же страхом и жаждой тайной власти. И чем всё
закончилось? Россия превращается в концентрационный лагерь, где
инакомыслие подавляется под предлогом борьбы с «сектами» и «культами», а
массовое сознание берётся под полный контроль.
Вот что ещё в 2001 году говорил Андрей Кураев:
«В Москве планируется введение карточки москвича. По ней будет
фиксироваться время, когда я вхожу в метро, куда я еду. Это уже не
анонимные поездки. Может быть проверено, какие книги и газеты я купил,
на какие сайты я захожу, какую информацию я оттуда скачиваю. По этому
можно судить о том, что я думаю. Это контроль над образом мысли
человека». 8
В заключение
Любая новая технология нейтральна сама по себе: она может быть
использована во благо или во вред. Всё зависит от того, в чьих она руках
и каковы цели государства. Поэтому настоящий вопрос звучит так: кто
привёл российское общество к тому, что оно превратилось в лагерь, где
любое инакомыслие карается, а несогласные получают ярлыки
“деструкторов”, “иностранных агентов”, “сектантов” и “врагов
государства”?
Ответ парадоксален: именно те, кто громче всех кричал о «духовных
ценностях», «национальной идентичности» и «сопротивлении глобализации», и проложили путь к тотальному контролю. Под прикрытием заботы об обществе и защиты от мнимых угроз антикультисты годами размывали границу между свободой вероисповедания и экстремизмом, между убеждением и насилием. Во имя «духовной безопасности» они вселили в общественное сознание страх перед инаковерием и сыграли ключевую роль в формировании атмосферы подозрительности и репрессий. Внешне борясь с глобализацией, они в извращённой форме воспроизвели её худшие черты — только под своим, «патриотическим» флагом.
В заключение приведём слова Александра Панченко, известного исследователя русской народной религиозности:
«…раз уж речь зашла об НРД и современной религиозной ситуации в
России, не могу не выразить своего возмущения тем, что Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции возглавил одиозный активист анти-сектантского движения Александр Дворкин, подлежащий, с моей точки зрения, судебному преследованию за разжигание религиозной розни». 42
До тех пор, пока он не будет остановлен, Дворкин продолжит свои
информационные теракты против общества. Кто следующий на очереди?
Источники
Метки:
Андрей Кураев Ветвь Давидова Пензенские затворники РАЦИРС Тихон Шевкунов Уэйко
©2024 — КЛУБ СТОРОННИКОВ РАССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ. РАЗОБЛАЧЕНИЕ АНТИКУЛЬТОВОГО ТЕРРОРИЗМА
Все материалы, размещенные на сайте, могут быть свободно скопированы и
использованы для распространения. При копировании указывайте источник https://actfiles.org/, с которого мы также взяли эти материалы.