— Кирюш, да что же это такое! Опять штраф за ремень пришел? — жена аж присвистнула, глядя на экран телефона. — 1000 рублей!
— Да представь себе! — Кирилл махнул рукой. — Третий раз уже за 8 месяцев! А ведь я никогда без ремня не езжу!
***
Все началось довольно обыденно. 15 апреля, обычный вторник, поездка на работу по Боровскому шоссе. Белая рубашка от Hugo Boss — та самая, что дочка на 55-летие подарила. Mercedes E350 купе 2018 года мягко катил в левом ряду со скоростью 80 км/ч. Ремень бежевого цвета, как и положено, лежал на плече.
Но камера увидела по-своему.
— Гляди сама, — Кирилл ткнул пальцем в экран с фотографией нарушения. — Вот же он, ремень! Видишь эту диагональную полоску? Ну как можно не заметить!
— Слушай, может, просто глюк какой-то в системе? — предположила жена.
— Да я тоже так думал. Через три дня подал жалобу на «Госуслугах», даже увеличенное фото приложил — там все как на ладони видно. Ну и что думаешь получил?
Ответ пришел ровно через 10 дней — стандартный срок рассмотрения жалоб по КоАП.
Ответ из ГИБДД просто поразил своей логикой. Чиновники в трехстраничном документе ссылались на статью 12.6 КоАП и пункт 3.2.7.1 Технического регламента, заявляя, что ремень должен лежать строго по плечу. А у Кирилла в машине система другая — автоматическая подача ремня сзади под углом 45 градусов.
— Слушай, что они написали, — Кирилл зачитывал вслух: «Неправильное положение ремня представляет большую опасность, риск травм при ДТП возрастает». Ну не смешно ли? Видимо, по их мнению, инженеры Мерседеса выпускают автомобили и не знают, как правильно крепить ремни!
***
Ровно через неделю — дежавю. Та же самая камера на 127-м километре Боровского шоссе, светлый пиджак, тот же якобы «непристегнутый» ремень. Еще 1000 рублей к оплате.
— Знаешь что? — нервно хихикнул Кирилл. — Боюсь уже в светлом на дорогу выезжать. Или может салон перетянуть...
Друг-автоюрист Максим, у которого 15-летняя практика и более 500 выигранных дел, выслушал всю историю и только головой покачал:
— Кирилл, это же классика жанра — формализм чистой воды. Смотри: статья 1.5 КоАП прямым текстом говорит о презумпции невиновности. Все спорные моменты должны толковаться в пользу водителя. На твоем фото четко видно — ремень натянут, работает, защищает. Европейские стандарты ECE R16 твой Mercedes полностью соблюдает.
— Ну и что мне с этим делать?
— В суд идти. Только там эту бюрократическую чехарду можно остановить. Госпошлина 300 рублей — не такие уж большие деньги за справедливость.
Но и Тверской районный суд разочаровал. Судья Петрова И.В., не вдаваясь в технические тонкости автомобильной конструкции, за 15 минут процитировала все те же пункты регламента. Определение суда от 23 октября — штраф оставить в силе.
— А знаешь, что самое обидное? — тихо проговорил Кирилл, спускаясь по ступенькам суда. — 32 года за рулем, миллион километров, наверное, наездил, ни одной аварии по моей вине. Всегда по ПДД, всегда аккуратно. А теперь выходит, что мой автомобиль за почти 5 миллионов изначально неправильный, а я — злостный нарушитель.
Максим сочувственно хлопнул друга по плечу:
— Добро пожаловать в мир цифрового беспредела, старик. Камера не понимает здравого смысла — она действует по алгоритму. А чиновники привыкли следовать букве закона, начисто забывая про человечность. Статистика показывает — таких спорных дел каждый месяц сотни.
В кармане Кирилла лежали две квитанции — 2000 рублей за непристёгнутый ремень, который он защёлкивал каждый день своей тридцатидвухлетней водительской карьеры. За безопасность, которую обеспечивали немецкие инженеры, проектируя систему в строгом соответствии с международными стандартами ISO.
— Теперь только в темном буду ездить, — горько усмехнулся Кирилл. — Может, тогда эта умная камера поймет, что я все-таки пристегнут.
История Кирилла закончилась, но система продолжает работать. И, скорее всего, кто-то другой уже готовится отдавать свои кровные за несправедливое "нарушение".