Найти в Дзене
Нури из Китая

Мошенники с Alibaba! Две истории обмана в сумме на $15000 (бойтесь Шаньдун)

Живу в Китае. Занимаюсь логистикой. Расскажу, как один наш
друг потерял $10000, пытаясь купить товар с Alibaba, а второй — $5000.
Актуальные схемы мошенничества из Китая. Такие темы поднимать непросто. Но нужно, чтобы предостеречь от неприятных финансовых потерь. Вся ситуация происходила у меня на глазах. Я была слегка
потрясена, когда стала понятна вся схема мошенничества. Расскажу
подробно. Малун — друг детства моего мужа. Бек — казахстанский друг Малуна. Dong — мой муж и друг Малуна. Малун наш коллега. Он ведёт почти такой же логистический бизнес, как и мы. В Казахстане у Малуна есть давний товарищ. Знакомы они давно.
Его зовут Бек. Он помогает казахстанским клиентам оформлять заказы и
доставлять товары из Китая. Раньше Бек водил международный автобус по маршруту Алмата
(Казахстан) — Урумчи (Китай), поэтому клиентов у него накопилось немало.
Сейчас он переключился на помощь клиентам с заказами и отправкой
грузов. Клиент Бека нашёл продавца на Alibaba и заказал партию
сталь
Оглавление

Живу в Китае. Занимаюсь логистикой. Расскажу, как один наш
друг потерял $10000, пытаясь купить товар с Alibaba, а второй — $5000.
Актуальные схемы мошенничества из Китая.

Такие темы поднимать непросто. Но нужно, чтобы предостеречь от неприятных финансовых потерь.

Вся ситуация происходила у меня на глазах. Я была слегка
потрясена, когда стала понятна вся схема мошенничества. Расскажу
подробно.

Участники событий

Малун — друг детства моего мужа.

Бек — казахстанский друг Малуна.

Dong — мой муж и друг Малуна.

Предыстория

Малун наш коллега. Он ведёт почти такой же логистический бизнес, как и мы.

В Казахстане у Малуна есть давний товарищ. Знакомы они давно.
Его зовут Бек. Он помогает казахстанским клиентам оформлять заказы и
доставлять товары из Китая.

Раньше Бек водил международный автобус по маршруту Алмата
(Казахстан) — Урумчи (Китай), поэтому клиентов у него накопилось немало.
Сейчас он переключился на помощь клиентам с заказами и отправкой
грузов.

Поиск товара и оплата

Клиент Бека нашёл продавца на Alibaba и заказал партию
стальных рулонов на $12500. Юридическое лицо китайской фирмы
зарегистрировано в Гонконге. Это обычная практика.

Опыта закупки и доставки товара из Китая не было, поэтому
клиент обратился к Беку за помощью. Бек прибавил к сумме свою комиссию в
$500. Перевёл все деньги через SWIFT на офшорный счёт завода в Гонконге
и стал ждать отправки товара.

Оплату производили не через платформу Alibaba. Потому что продавец не поддерживал онлайн-оплату и настаивал на прямом переводе.

В прямом платеже нет ничего необычного для Alibaba. При
индивидуальных заказах промышленных товаров расчеты обычно идут без
площадки. Мы очень часто работаем именно так с поставщиками с Alibaba.

Спустя неделю

Продавец что-то тянул с отгрузкой. Отвечал отрывками на сообщения и всё никак не отгружал товар. Так продолжалось дней десять.

В какой-то момент продавец, внезапно, заявил, что деньги
поступили не в оговоренный контрактом срок и сырьё подорожало. Он несет
издержки, а поэтому
к общей сумме контракта нужно добавить ещё 50%.

Только в этом случае отгрузит товар.

Переговоры

Бек удивился. Хотел созвониться для разговора. Но продавец сообщил, что находится в Турции на выставке и ему не до переговоров.

Не зная, что делать, Бек связался с Малуном, который добавил в группу WeChat Донга, чтобы обсудить эту ситуацию втроем.

Первой мыслью было, что, возможно, из-за американских пошлин на китайские товары подорожало сырье…(а вместе с этим и продукт).

Никто же не ожидал пошлин от Трампушки. Продавец не виноват в этом. Что делать?

Засада

В первую очередь рассказали клиенту, что ценник вырос на 50%. Клиент, мягко сказать, удивился и потребовал вернуть деньги.

Поставщик отказал. С его слов сырьё уже было закуплено, а при
возврате по контракту удерживается 50% суммы. Из $12500 вернут $7500.
Потеря $5000 ложилась на Бека, как гаранта сделки.

Афера №1

Когда ловушка захлопнулась, все поняли, что столкнулись с аферистами.

Малун связался с юристом по внешней торговле за консультацией.
Юрист вынес вердикт: это «устоявшаяся мошенническая бизнес-модель». При
этом подать иск как о мошенничестве не выйдет.

Продавец ставит в счете срок действия цены 3 дня. Перевод
обычно занимает больше времени. Получив оплату, он заявляет, что
трехдневный срок истёк, сырьё подорожало, и требует доплатить.

В этот момент дело переходит в плоскость гражданского спора по договору.

В Китае за такое нельзя судить как за мошенничество. Юрист
добавил, что такие обращения поступают им ежемесячно — вокруг этого
выстроена целая индустрия.

-2

Переписка с юристом

Визит к продавцу

Бек не хотел защищать свои права через суд. Это заняло бы
слишком много времени. Он не мог оставаться в Китае ради иска против
мошенников, а клиент требовал срочного возврата денег.

Бек и Малун решили нанести внезапный визит поставщику. Вместе поехали на так называемый завод, чтобы во всём разобраться и постараться вернуть всю сумму.

Когда приехали, выяснили, что завода нет. Есть фирма прокладка из десятка человек в центре города с роскошным офисом.

Им так и не показали производственный цех. В присланной Беку
PDF-брошюре красовались фото огромного цеха, но менеджеры отказались их
туда везти.

Стало ясно, что это шайка мошенников, действующих под вывеской легальной компании.

Кульминация: менеджер фирмы встретил Бека и Малуна на
Bentley. Ниже — переписка моего мужа DONG и Малуна после того, как они
прибыли к мошенникам.

-3

Малун: $12500 оплатили. Они хотят удержать $5000. Менеджер этой фирмы приехал на Bentley. Одни редиски вокруг!

Dong: Твари без совести. Один в один как с Чжан Саном поступили. Спроси его. Его тоже на Bentley встречали.

Они друзья детства, так что переписка у них довольно откровенная. Я ее немного смягчила.

В сообщениях Dong упомянул Чжан Сана, нашего общего приятеля, который помогает клиентам закупать строительные материалы и оборудование для наружного освещения.

Афера №2

Увидев слово «宾利» (Bentley), у Donga перед глазами плыли
воспоминания из 2023 года. Тот случай с его товарищем Чжаном крепко
засел у него в памяти.

В 2023 году Чжан Сан, друг Donga, ездил в Шаньдун подписывать контракт и упоминал, что менеджер встретил его на Bentley.

-4

Dong: Это кто? Откуда у них такие ресурсы?

Чжан Сан: У них много денег.

Dong: Как им удаётся быть такими крутыми, расскажи ))))

Чжан Сан: «Китайская сталь». Крупное предприятие.

Dong и Чжана Сан восхищались, что компания может себе позволить встречать клиентов на Bentley. Они же не знали, что это шайка мошенников. Bentley в Китае — это божественный символ роскоши с ценой около $800 000 за машину.

Компания «Китайская сталь»

Менеджер компании «Китайская сталь» покорил покупателя с
помощью Bentley. Клиент не пошёл смотреть производство и подписал
контракт прямо в офисе. Dong тогда тоже не придал значения, наверное,
думал о Bentley и крутости компании.

Всех их ослепила внешняя показуха.

Сумма контракта составляла $70 000.

Как думаете, что было дальше?

Поскольку перевод по SWIFT пришёл с опозданием, мошенники
потребовали увеличить цену ещё на $10000. Мотивировали это подорожанием
сырья и просрочкой платежа.

При возврате грозились удержать $20000 убытков. В итоге Чжан
Сан, после переговоров с клиентом, приобрёл товар рыночной стоимостью
примерно $70000 за $80000.

Об этом Чжан Сан рассказал Dong, когда тот несколько дней назад расспрашивал его из-за истории с Беком.

Чжан Сан не стал обращаться в полицию или жаловаться в
администрацию рынка. После сделки написал всего одну фразу: «Этим людям
доверять нельзя, не работай с ними».

Dong не уточнял подробностей, никто не придал значения произошедшему и не понял главного.

И только теперь, когда слово «Bentley» связало две
истории воедино, Чжан Сан осознал, что тогда его намеренно кинули. Это
не нечестность, а спланированный обман. Схема.Чжан Сан — ветеран
бизнеса, который годами помогает иностранным клиентам делать заказы в
Китае! Его обманули в 2023 году, а понял он это лишь в 2025  — страшно,
если вдуматься.

Случай в 2025 году на маркетплейсе 1688

В апреле 2025 года наш менеджер принял заказ. На 1688 мы
должны были закупить для клиента комплект иностранных запасных частей на
сумму $8000.

Клиент сформировал заказ и оплатил его нам.

Получив деньги, мы связались с продавцом на 1688. Продавец
хотел получить деньги за пределами площадки 1688. Закупщик получил счет
на офлайн-оплату и пришёл ко мне за подписью.

99,9% наших заказов с 1688 оплачиваются через платформу. Если
нужен офлайн-платёж (без платформы), всегда требуется моё подтверждение
— оплату подписываю я или Dong. Тогда я не была уверена и отправила
менеджера к мужу.

Посмотрев заказ, Dong сказал: «Детали сделаны в США, почему
клиент заказывает их в Китае? Если продавец не принимает оплату через
платформу, поищите другого продавца».

На следующий день закупщик пришел с новостью: «На 1688 и
Alibaba нет других продавцов этого товара. Другие фабрики могут
изготовить аналог, но клиенту нужен оригинал. Это обязательное условие».

Подозрения

Dong забеспокоился, но о мошенничестве не думал. Решил, что
продавец боится возврата импортного товара, который испортит повторную
продажу. Из-за этого выставляет жесткие условия по оплате.

В это же время Малун обсуждал с Dong историю Бека, а «Bentley» уже связал воедино истории Бека и Чжана Сана.

Решение

Я взглянула на адрес продавца — и точно, та же провинция
Шаньдун. Тут мне всё стало ясно: заказ на американскую деталь на 99%
тоже разновидность мошенничества. Я не дала согласие на оплату.

Не могу судить на 100%, что они мошенники, но признаки очевидны:

1. Товар из США.

2. Есть только у них.

3. Оплатить через 1688 с защитой сделки нельзя.

Скорее всего, после оплаты они пришлют китайскую копию. По внешнему виду на складе её не отличить от оригинала, а клиент получил бы товар и потребовал компенсацию.

Сегодня в Китае действует 100% пошлина на товары из США, почему же цена не выросла? Слишком подозрительно.

Я прекратила сделку и вернула клиенту деньги. Подробностей ему пока не рассказывала. Отправлю ему ссылку на эту статью.

Возвращаемся к истории Малуна и Бека, которые поехали "разобраться" с поставщиком, который требует доплатить

Менеджер встретил их на Bentley. Хозяин фирмы оказался «в командировке», общается только по телефону.

Менеджер играл роль «доброго», тот на другом конце провода — «злого».

Суть одна: либо платите больше на 50%, либо удержим $5000. Разговорами добиться ничего не получилось.

Наши герои пошли в полицейский участок. Выслушав их и
взглянув на контракт, полицейские сказали: «Это хозяйственный спор, не
наша компетенция, обращайтесь в управление по рынку».

Отправились в управление по рынку, ответ: «Это спор по договору. Если есть претензии, подавайте иск в суд».

И тут всплывают нюансы: на Alibaba мошенники зарегистрированы
как шанхайская фирма, шаньдунский адрес — это их псевдо-завод, а доллары
Бека ушли на счет гонконгской компании.

У материкового управления вообще нет юрисдикции над гонконгской фирмой. Чтобы, к примеру, заморозить счёт, надо подключать органы Гонконга.

Бек не мог бесконечно торчать в Шаньдуне и разбираться. Самый
простой вариант — согласиться на удержание $5000 и расторгнуть контракт.
Они и без того заняты бизнесом… пришлось проглотить обиду.

Берегитесь провинции Шаньдун

Приём Малуна и Бека на Bentley организовал совсем не тот
владелец, что возил Чжан Сан, — это доказывает, что в их городе немало
людей, промышляющих таким «бизнесом».

Мошенники используют промышленный статус Шаньдуна,
регистрируют всевозможные торговые фирмы и портят репутацию местных
предприятий.

В этой истории пострадал только Бек, а его клиент остался при
своих. Бек взял удар на себя. Хотел заработать $500, а отдал $4500.
Плата за риски.

Схемы мошенничества

Они все еще работают. По этой схеме обманщики возвращают часть
денег или всё-таки отгружают товар, если видят прибыль. Нет товара —
скажут, что груз потеряла логистика, или что качество «не то».

Первый трюк — увеличение цены. Покупай по новой цене
или плати неустойку. Многие клиенты даже не замечают обмана! Придется
или доплатить, или отдать часть денег при возврате.

Второй трюк — копии уникального товара. Просто
отгружают товар, который не соответствует заказанному качеству. К
примеру, вы заказали нержавеющую сталь, а они присылают обычную.

У аферистов много «крыш». Они  открывают новые фирмы,
ликвидируют старые, меняют номинальных директоров. Дорогая машина может
быть взята напрокат или куплена в складчину. И не важно Bentley будет
встречать клиента или Maybach. Все это пыль в глаза.

Контракт в Китае — редкость. Мы раньше торговали мобильными
телефонами. Сделать платеж поставщику в $30 000—50 000 без договора по
спецификации — норма для Китая. За 7 лет ни разу не обманули… А тут
такое. Аферист с самого начала обманщик, а не бизнесмен.

Как защититься

1. Проверьте совпадает ли р/с продавца с названием его магазина на Alibaba.

2. Посмотрите на дату регистрации компании. Крупные поставщики редко бывают «свежими». Регистрации должно быть минимум 5 лет.

3. Уточните адрес промышленной части и офиса. Проверить адрес
можно даже через карты Gaode и Google. У промышленного здания будет
большая территория.

4. Используйте «курьеров-разведчиков» с копией договора, чтобы просто удостоверится, что перед вами та самая компания.

5. Изучайте маркетинговые материалы (в т. ч. презентации)
очень внимательно. У наших мошенников на фото был огромный завод. Уже
после этих историй я увеличила фото и увидела надписи на английском
языке. Оказалось, что это иностранный завод в другой провинции Китая.

6. Если приехали к поставщику, то не смотрите на внешние
побрякушки и не стесняйтесь, требуйте документы от менеджера и
директора. Честным предпринимателям нечего скрывать. Сравните личные
документы с документами фирмы.

Помните, что крупные компании Китая совершенно
на другом уровне. Попробуйте заказать что-нибудь напрямую у Xiaomi —
вам просто не ответят.

Итог

Бек. Много лет работает в сфере китайско-казахстанской
торговли. Опыт огромный. Попался мошенникам. Не уточнил рыночную
стоимость стального рулона в момент роста цены и не увидел проблем.
Потерял $5000 и время.

Чжан Сан. Ветеран внешней торговли из Китая. Сел в
Bentley, поел лобстера и не стал проверять поставщика. И только через 2
года понял, что его развели мошенники.

Я вовсе не умнее других. Просто случай Бека стал важным
предупреждением для нас. Мы вовремя распознали риск, прекратили сделку и
избежали убытков. Пусть клиент остался без товара, но лучше так, чем
рисковать, игнорируя странного поставщика.