Ад, Рай, ангелы и демоны стали ближе нам после выхода культового "Константина", которому в этом году стукнуло 20 лет.
И казалось бы, этот фильм вполне мог остаться лишь боевиком на "околооккультную" тематику, не будь он тоньше, чем кажется на первый взгляд и не подними он очень противоречивые и философские вопросы, которыми задается чуть ли не каждый человек: есть ли Бог и если да, есть ли у него план на меня и мою жизнь и не напрасны ли все мои страдания?
Давайте разбираться вместе, добро пожаловать на канал СундучокГоблина!
Нетипичный "супергерой"
В 2000-х был уже установлен "канон" типичного главного героя- этакий "супермэн" без страха и упрека, единственная мечта и цель которого- защита слабых и спасение мира от очередного гнусного злодея.
И тем разительней отличается от них нетипичный "супергерой" -Джон Константин. И да, оригинальный Константин- один из супергероев, проживающий в Ливерпуле, обладающий голубыми глазами, британским акцентом и блондинистой шевелюрой.
Сравните, насколько оценили ценители комикса совпадение Киану Ривз и его персонажа, где-то 0 из 10.
И да, многие согласятся, что фильм Константин- это уже другая вселенная, пусть и созданная по мотивам комикса Hellblazer. Фильм уже зажил своей жизнью и на самом деле, это намного круче, чем переснятые по двадцать раз франшизы по одному и тому же комиксу.
Итак, вернемся к Джону Константину- он циничен, жесток, эгоистичен, самолюбив и горд, у него есть слабости( а одна из них уже сводит его в Ад.) Набор его качеств- скорее для злодея, чем для героя, но все же, кто из нас идеален?
Джон хочет "выкупить" изгнанием нечисти себе место в Раю, ведь он уже видел Ад( и там ему явно не понравилось)- когда пытался покончить жизнь самоубийством и две минуты был мертв.
Константин без зазрения совести использует близких друзей, не задумываясь, что с ними станет.
Ужасна и печальна смерть отца Хеннесси, которого полукровка Бальтазар заставляет напиться до смерти и Бимэна, съеденного заживоего любимыми насекомыми.
Он пренебрегает своим учеником Чэзом Креймером, тем самым подвергая его еще большей опасности.
В первой половине фильма Константин видит только себя и живет, только ради себя, но все меняется, когда жизнь Константина на исходе и он все же решается искренне помочь- когда встречает Анжелу Додсон.
Хоть и в начальной версии фильма у Джона была подруга- полудемон, режиссер исключил ее, возможно, что у зрителя осталась надежда на любовную линию Анжела Додсон-Джон Константин, но я думаю, что в действительности, такое маловероятно- такой герой как Джон Константин слишком устал, слишком циничен и эгоистичен- ему лучше быть одному, чем с кем-то еще.
Средневековая философия в современном мире
Удивительно, как лихо режиссер и бывший клип-мейкер Френсис Лоуренс замешивает сюжет "Константина", по сути дела, смешивая два абсолютно разных мира- наш, современный мир и средневековый: ведь в Средневековье демоны и ангелы были намного ближе обычным людям, чем соседи- с молитвой, с Богом проходили дни, а Ад или Рай после смерти- были суровой реальностью, которая ждала каждого и не было тяжелее кары, чем отлучение от церкви и гарантированное попадение в Ад.
Более того, Средневековье трудно представить без религиозных реликвий и тут перед нами появляется мечта любого Средневекового полководца- само Копье Судьбы.
Это копье, известное также как копье Лонгина, предположительно пронзило тело самого Иисуса Христа и "один из воинов пронзил ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Евангелие от Иоанна). Великие полководцы древности жаждали заполучить эту культовую реликвию, так как согласно поверию, копье делает обладателя непобедимым. Его желали заполучить Гитлер и Наполеон, а первый- даже перенес "предполагаемое" копье Судьбы из Вены в Нюрнберг.
Интересно, что по крайней мере, есть четыре претендента на звание копья Судьбы, в Ватикане, в Вене, в Армении и Кракове, нам же в фильме демонстрируют именно Венское Копье, хотя, если честно, если уж погружаться в историю, то копье- скорее плод пропаганды крестоносцев, а учитывая торговлю реликвиями в Средние Века, то находку настоящей реликвии лучше доверить Индиане Джонсу, чем современным исследователям.
Интересная трактовка мира. Полукровки вместо ангелов и демонов
В мире "Константина" нет ангелов и демонов в привычном понимании, хотя в начале фильма мы сталкиваемся с чистокровным демоном, пытающимся прорваться в реальный мир.
Здесь правят бал менее сильные полукровки, наполовину демоны или наполовину ангелы, созданные, якобы для поддержания "равновесия" и каждый день борящиеся за душу каждого из людей.
После изгнания полудемоны отправляются в Ад, а полуангелы- остаются проживать человеческую жизнь.
Самые опасные полукровки фильма, полудемон Бальтазар и полуангел- Габриэль.
Пожалуй, Бальтазар один из сильнейших антагонистов Джона Константина и неудивительно, ведь он использует свой дар " усиливать скрытые желания" убивает двух лучших друзей Константина: отца Хеннесси, как можно судить по его имени, скорее всего скрытый "пьяница", Бимэн- одержим насекомыми ( впрочем, его смерть отсылка к способностям Вельзевула, известному как " Повелитель мух").
Впрочем, интересно и другое- Бальтазар- предатель от рода демонов, ведь выпускать сына Сатаны, ай-яй-яй, против Адских правил и режиссер подчеркивает это, когда Бальтазар играет с монетой-чем не отсылка на тридцать Серебренников Иуды.
И даже полуангел может быть злым, коварным и безжалостным- а главное- завистливым.
Самое удивительное, что и библейский архангел Гавриил и полуангел Габриэль в "Константине" очень похожи: оба пытаются проявить в людях свет и любовь к Богу, сделать людей " достойными его любви". И если архангел не плох и не хорош, он по сути, ангел баланса, то полукровка Габриэль явно склонилась на сторону зла, как в поговорке " благими намерениями вымощена дорога в ад".
Кто такой Мамона на самом деле?
Мы помним, что по сюжету полукровка Габриэль хочет выпустить из Ада сына Сатаны, Мамону, ужасного и превосходящего самого Люцифера.
В действительности, Мамона упоминается в Библии, как демон зависти и богатсва, что метафорично, ведь поддавшись зависти к людям, Габриэль и становится падшей, интересна и другая ссылка, ведь согласно поговорке, " нельзя служить Богу и мамоне" , означает, что нельзя служить двум господам сразу, что верно и в отношении Габриэль и Бальтазара.
Изабель Додсон не должна попасть в Ад изначально
Как мы помним, самоубийство Изабель, сестры Анжелы запускает цепь событий Константина, но было ли это грехом в логике фильма?
Ведь пожертвовав своей жизнью, понимая, что ее ждет Ад, она не впускает Мамону в наш мир, что же это, как не высшая добродетель?
В конце Константин идет той же дорогой и смотрите, дорога в Рай открыта для него, так почему же это не работает в случае с Изабель?
Бюрократия в ангельской канцелярии, не иначе.
Питер Стромаре и его гениальная импровизация
Питер Стромаре практически полностью импровизировал в финальной сцене, придумав тащить Джона Константина за собой.
И надо сказать, гениально придумано и сыграно. Мы видели многих актеров, воплощающих образ Сатаны, но такое прочтение довольно тривиального воплощения вселенского Зла-впервые.
"Константин" - отнюдь не безликое, снятое по комиксам кинцо на вечер, фильм сложен, многогранен, заставляет пересматривать его снова и снова ведь он закладывает в обычного зрителя немаловажную даже для современного человека мысль- наша жизнь отнюдь не напрасна, ведь никто не хочет влачить бесполезную жизнь, все мы хотим быть частью чего-то большего и "Константин" дает нам такую возможность:
Думаю, у Бога есть план для каждого из нас. Мне пришлось умереть дважды, чтобы, понять это. Как сказано в Книге: " Он совершает Свою работу таинственными путями". Некоторым людям это нравится... некоторым нет.
Искреннее Ваш, СундучокГоблина.