Найти в Дзене
Ищи ветра в поле

Прощение. Между освобождением и насилием над собой.

Никак не могу простить своего мужа за один его поступок... Каждый раз вижу в его глазах это вновь. Как простить? И нужно ли? Все вокруг говорят, что ты переживаешь, он же попросил прощения, уже отпусти это, а я не могу. Это вопрос из моего телеграмм-канала, и на этой неделе мы поговорим про прощение, про то, всё ли можно простить и про то, какие есть альтернативные пути. Прощение - это не моральный долг, но сложный психологический процесс, который может как исцелить, так и сделать ещё больнее, если совершается неискренне, из насилия над собой и жестокого "надо". Исцеление. Да, мы знаем, что непрожитая обида ведёт к повторению этого опыта, бессознательному воспроизведению травмирующего сценария - чтобы всё же завершиться. Как навязчивый сон, который просит смысла и разгадки. Нашей психике нужно завершение, в этом много выдоха. Если мы не прощаем - мы рискуем застрять в роли жертвы, которая не плоха ни в коем случае, нет, но накладывает некоторые ограничения в жизни, бесконечно

Никак не могу простить своего мужа за один его поступок... Каждый раз вижу в его глазах это вновь. Как простить? И нужно ли? Все вокруг говорят, что ты переживаешь, он же попросил прощения, уже отпусти это, а я не могу.

Это вопрос из моего телеграмм-канала, и на этой неделе мы поговорим про прощение, про то, всё ли можно простить и про то, какие есть альтернативные пути.

Прощение - это не моральный долг, но сложный психологический процесс, который может как исцелить, так и сделать ещё больнее, если совершается неискренне, из насилия над собой и жестокого "надо".

Исцеление.

Да, мы знаем, что непрожитая обида ведёт к повторению этого опыта, бессознательному воспроизведению травмирующего сценария - чтобы всё же завершиться. Как навязчивый сон, который просит смысла и разгадки. Нашей психике нужно завершение, в этом много выдоха.

Если мы не прощаем - мы рискуем застрять в роли жертвы, которая не плоха ни в коем случае, нет, но накладывает некоторые ограничения в жизни, бесконечно притягивая ситуации, в которых нас вновь и вновь обижают, предают и оставляют. Ведь свою роль постоянно нужно подтверждать. Постоянно убеждаться в том, что я остаюсь жертвой и имею право на страдание. Звучит непросто. И мы все в этом были. Это часть нашей жизни, нормальная часть нашего роста и развития.

Важно: прощение это не забвение. Настоящее прощение не требует оправдывать, одобрять и забывать. На мой взгляд оно просит перестать позволять прошлому определять настоящее, и носить яд вечной обиды в своём сердце.

Встреча с Тенью.

Юнг говорил, что те, кто нас ранят, часто становятся носителями нашей Тени, то есть вместилищем вытесненных качеств наших, мыслей, чувств, которые мы в себе не признаём. По сути, обида, это ещё и сигнал: во мне есть что-то, что я в себе не принимаю.

А значит, прощение может быть актом возвращения себе своей силы. Целиком. Когда мы прощаем, мы перестаём наделять обидчика абсолютной властью над нашей болью. Мы можем признать: да, это было, и да, это было ужасно, но я больше не позволю этому определять меня и наши отношения (если это актуально).

Прощение как насилие.

Современная популярная психология (радикальное прощение и иже с ними) и порой строгие религиозные догмы могут настаивать: прости, а то будешь страдать вечно. Однако, требование простить, прежде, чем будет прожита боль - это форма психологического насилия. Оно заставляет жертву снова подчиниться, и да, у нас у всех или очень у многих этого было предостаточно в детстве. Возможно, от воспоминаний нам непросто вообще смотреть в тему искреннего прощения.

Прощение не прощение, когда:

🌟 Вам его навязывают;

🌟 Оно заменяет проживание гнева;

🌟 Прощение становится попыткой перепрыгнуть через боль в желании обрести освобождение, просветление.

И да, для меня есть истории, где нет никакой возможности простить. Есть травмы, которые никак не могут быть ассимилированы без разрушения личности, есть раны, которые не заживут и для исцеления которых потребуется вся жизнь. И непрощение здесь не выбор, а возможность выжить. Есть то, что не простить. И это нормально. Иногда ненависть это единственное, что остаётся у человека, чтобы не сойти с ума, чтобы продолжить быть и жить.

Завтра поговорим о границах прощения подробнее, а пока давайте обсудим ) 

Были ли у вас истории навязанного прощения? Когда вы не хотели, но вас заставляли простить, забыть и отпустить? Были ли у вас моменты, когда непрощение давало силы? Как вы вообще относитесь к идее прощения?