Найти в Дзене

Жемчужина Смоленска- музей Русская старина.

В 2022 году в Смоленске воссоздали музей Русская старина, организованный в начале 20 века княгиней Тенишевой.

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева , была личностью , на мой взгляд, выдающейся. Занималась просветительской деятельностью, поддерживала многих известных художников, занималась эмалью, восстанавливала помыслы из небытия, а так же коллекционировала русскую старину. Создала музей в Смоленске и развивала усадьбу Талашкино в Смоленской губерни, поддерживала деревню и её жителей. Популяризировала русскую культуру в Западной Европе. Занималась меценатсвом.

А самое главное, оставила большой отпечаток в культуре и искусстве Смоленской области, не просто так её именем названа улица на которой находится музей, о котором пойдёт речь.

Здание было построено в 1903-5 г., является одним из лучших произведений русского стиля в Смоленской области. Сюда была перенесена коллекция, которая первоначально находилась в Талашкино. К сожалению, до наших дней дошло меньше половины экспонатов. Но, на мой взгляд, музей обязателен к посещению, так как такого разнообразия бытовых вещей, используемых на Руси , вы точно нигде не встретите. Большинство экспонатов-ручная работа, что свидетельствует о уникальности коллекции. И ещё заметила особенность, собраны экспонаты, которые могла оценить только женщина.

Итак, начинаем осмотр.

В здании два этажа. На первом этаже 3 зала. Первый - вступительный, обо всем. И два духовных, посвящённых церкви.

Экспозиция музея включает около 1300 образцов различных народных промыслов, ювелирных украшений, предметов быта и одежды.Широко представлена иконопись XV–XIX веков и предметы религиозного назначения.Экспонаты музея позволяют проследить эволюцию обработки различных материалов в народном декоративно-прикладном искусстве, в том числе различные виды резьбы и росписи по дереву, художественной ковки и эмали по металлу.Большое внимание в экспозиции музея уделено посуде из драгоценных металлов, стекла и фарфора, ткачеству и народным костюмам.
Экспозиция музея включает около 1300 образцов различных народных промыслов, ювелирных украшений, предметов быта и одежды.Широко представлена иконопись XV–XIX веков и предметы религиозного назначения.Экспонаты музея позволяют проследить эволюцию обработки различных материалов в народном декоративно-прикладном искусстве, в том числе различные виды резьбы и росписи по дереву, художественной ковки и эмали по металлу.Большое внимание в экспозиции музея уделено посуде из драгоценных металлов, стекла и фарфора, ткачеству и народным костюмам.

Серебряный топор1899 г, Париж
Серебряный топор1899 г, Париж

Амулет, пластина , бусина и т.д.
Амулет, пластина , бусина и т.д.

Медаль 1912г. В честь передачи музея «Русская старина» Марией Клавдиевной Тенишевой Московскому археологическому институту была исполнена медаль. На аверсе медали изображен поясной портрет княгини М.К. Тенишевой с надписью «КНЯГИНЯ МАРIЯ ТЕНИШEBA. МОСКОВСКİЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКIЙ ИНСТИТУТЪ СОБИРАТЕЛЬНИЦѢ РОДНОИ СТАРИНЫ. СМОЛЕНСКЪ».
Медаль 1912г. В честь передачи музея «Русская старина» Марией Клавдиевной Тенишевой Московскому археологическому институту была исполнена медаль. На аверсе медали изображен поясной портрет княгини М.К. Тенишевой с надписью «КНЯГИНЯ МАРIЯ ТЕНИШEBA. МОСКОВСКİЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКIЙ ИНСТИТУТЪ СОБИРАТЕЛЬНИЦѢ РОДНОИ СТАРИНЫ. СМОЛЕНСКЪ».

Царские врата 15-16 вв , Россия. Эти врата были обнаружены хранителем музея «Русская старина» Иваном Фёдоровичем Барщевским во время экспедиции по Новгородской губернии на чердаке заброшенной церкви. Это единственные Царские врата из музейной коллекции «Русской старины», которые сохранились полностью. Они имеют замкнутую монументальную форму, сложную мелкую резьбу на фоне створок и более крупную акантовую в верхней части. В украшении прослеживаются черты византийского искусства. Живопись миниатюр пластична и выразительна, для нее характерны мягкие сочетания цветов.
Царские врата 15-16 вв , Россия. Эти врата были обнаружены хранителем музея «Русская старина» Иваном Фёдоровичем Барщевским во время экспедиции по Новгородской губернии на чердаке заброшенной церкви. Это единственные Царские врата из музейной коллекции «Русской старины», которые сохранились полностью. Они имеют замкнутую монументальную форму, сложную мелкую резьбу на фоне створок и более крупную акантовую в верхней части. В украшении прослеживаются черты византийского искусства. Живопись миниатюр пластична и выразительна, для нее характерны мягкие сочетания цветов.

Икона «Христос Виноградная лоза», 16 век,Икона «Николай Чудотворец» 16 век.
Икона «Христос Виноградная лоза», 16 век,Икона «Николай Чудотворец» 16 век.

Царские врата, середина 18 века,созданы под влиянием стиля барокко. На вратах на соединении двух створок изображена Дева Мария, сидящая на престоле, руки у нее крестообразно сложены на груди. Этот жест означает смирение и радость. На правой створке изображен Архангел Гавриил с цветком в одной руке и зерцалом в другой.На левой створке Царских врат изображен Архангел Михаил, предводитель Небесного воинства, с мечом и зерцалом в руках.                В нижней части врат изображены образы четырех евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса.
Царские врата, середина 18 века,созданы под влиянием стиля барокко. На вратах на соединении двух створок изображена Дева Мария, сидящая на престоле, руки у нее крестообразно сложены на груди. Этот жест означает смирение и радость. На правой створке изображен Архангел Гавриил с цветком в одной руке и зерцалом в другой.На левой створке Царских врат изображен Архангел Михаил, предводитель Небесного воинства, с мечом и зерцалом в руках. В нижней части врат изображены образы четырех евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса.

-9
-10
-11
Икона «Святой Георгий Победоносец», 17век, На представленной в музее «Русская старина» иконе изображен Святой Георгий в доспехах верхом на белом коне и с копьем в руке — как мужественный воитель и праведник, а над главой Георгия изображен ангел с венцом. С башни за происходящим смотрят царь с царицей, а за ними — бояре и жители города.В христианстве «Чудо Георгия о змие» имеет также иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество, таким образом Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников.
Икона «Святой Георгий Победоносец», 17век, На представленной в музее «Русская старина» иконе изображен Святой Георгий в доспехах верхом на белом коне и с копьем в руке — как мужественный воитель и праведник, а над главой Георгия изображен ангел с венцом. С башни за происходящим смотрят царь с царицей, а за ними — бояре и жители города.В христианстве «Чудо Георгия о змие» имеет также иносказательное толкование: царевна — церковь, змей — язычество, таким образом Георгий, убивая дракона, спасает христианскую церковь от язычников.
-13

Икона «Страшный суд», первая четверть 15 века.                                                                             На иконе отображена как сцена Страшного суда, так и его последствия. Сложная композиция иконы разделена на несколько регистров.  Мир разделен надвое: справа от Христа — мир праведный, слева — грешный, обреченный на вечные муки.
Икона «Страшный суд», первая четверть 15 века. На иконе отображена как сцена Страшного суда, так и его последствия. Сложная композиция иконы разделена на несколько регистров. Мир разделен надвое: справа от Христа — мир праведный, слева — грешный, обреченный на вечные муки.

Воздух «Положение во гроб», конец 17века, Воздух — это завеса, в православной литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемых на Божественной литургии. Слева у гроба изображены Богоматерь, поддерживающая голову Христа, и две жены-мироносицы. Справа за гробом — склонившиеся Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский и Никодим.На втором плане — два ангела с рипидами в руках.
Воздух «Положение во гроб», конец 17века, Воздух — это завеса, в православной литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемых на Божественной литургии. Слева у гроба изображены Богоматерь, поддерживающая голову Христа, и две жены-мироносицы. Справа за гробом — склонившиеся Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский и Никодим.На втором плане — два ангела с рипидами в руках.
В центре расположена митра 1676г,митра прежде всего несет символическое изображение тернового венца Господня, но также представляет собой царскую корону, высочайшее достоинство архипастыря, по подобию Царства Спасителя.
В центре расположена митра 1676г,митра прежде всего несет символическое изображение тернового венца Господня, но также представляет собой царскую корону, высочайшее достоинство архипастыря, по подобию Царства Спасителя.

2 этаж. Большое количество прялок, пряничных досок, солоницы, туесы, люльки, ларцы, шкатулки, чаши, ковши, квасники, одежда и т.д.

Один из экспонатов - салазки 19 века, яркий пример пермогорских северодвинских росписей XIX века.Сначала мастер наносил черный контур на белый фон и только потом постепенно заполнял его цветом. Таким образом, техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиции, сюжеты — все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые в свою очередь напрямую связаны с иконографией.8
Один из экспонатов - салазки 19 века, яркий пример пермогорских северодвинских росписей XIX века.Сначала мастер наносил черный контур на белый фон и только потом постепенно заполнял его цветом. Таким образом, техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиции, сюжеты — все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые в свою очередь напрямую связаны с иконографией.8

-18
-19
-20

-21

-22
Прялка детская, первая половина 19 века, Прясть девочки в крестьянской семье начинали рано — с пяти-семи лет. Сначала пряли нитки на прялке, для того чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов — готовить себе приданое к свадьбе.Первую прялку девочке дарил отец. У наших предков существовало поверье, что первая нить, спряденная ребенком, наделена особой силой — ее часто сжигали и выпивали с водой, чтобы трудолюбие и мастерство остались с девочкой на долгие годы, ведь прядение было необходимым навыком любой русской женщины.Представленная в музее «Русская старина» прялка уменьшенного размера — детский вариант, покрыта полихромной росписью. Основа состоит из цельного массива древесины лиственных пород — вероятно, это область у корня. Лопасть и ножка покрыты слоем живописи с лицевой, боковых и оборотных сторон. Расписана верхняя и боковая части донца.
Прялка детская, первая половина 19 века, Прясть девочки в крестьянской семье начинали рано — с пяти-семи лет. Сначала пряли нитки на прялке, для того чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов — готовить себе приданое к свадьбе.Первую прялку девочке дарил отец. У наших предков существовало поверье, что первая нить, спряденная ребенком, наделена особой силой — ее часто сжигали и выпивали с водой, чтобы трудолюбие и мастерство остались с девочкой на долгие годы, ведь прядение было необходимым навыком любой русской женщины.Представленная в музее «Русская старина» прялка уменьшенного размера — детский вариант, покрыта полихромной росписью. Основа состоит из цельного массива древесины лиственных пород — вероятно, это область у корня. Лопасть и ножка покрыты слоем живописи с лицевой, боковых и оборотных сторон. Расписана верхняя и боковая части донца.

В середине: Панго — женский головной убор. 19 век, данная разновидность характерна для мордвы(мордва-эрзи). Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной формы — панго — были распространены в основном у эрзи. Основа из бересты или луба обтягивалась красным материалом и украшалась. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть.От головного убора зависела и прическа: так, в эрзянских селах женщины заплетали одну косу на темени и закручивали ее в тугой узел — «кокол» выше лба. На такой прическе хорошо держался высокий головной убор панго.
В середине: Панго — женский головной убор. 19 век, данная разновидность характерна для мордвы(мордва-эрзи). Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной формы — панго — были распространены в основном у эрзи. Основа из бересты или луба обтягивалась красным материалом и украшалась. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть.От головного убора зависела и прическа: так, в эрзянских селах женщины заплетали одну косу на темени и закручивали ее в тугой узел — «кокол» выше лба. На такой прическе хорошо держался высокий головной убор панго.
Справа : Сары-чырпы — наголовный женский халат, Туркмения 19 век.Такие халаты надевали на торжественные мероприятия, набрасывая поверх головного убора.Над созданием одного халата зачастую работало несколько мастериц в течение двух-трех месяцев. Швея кроила из нескольких кусков домотканого шелка сам халат, а вышивальщица наносила на раскроенные полотна узор. Затем надо было аккуратно сшить заранее приготовленные отдельные куски так, чтобы рисунок совпал и сохранил общую орнаментальную композицию. В последнюю очередь к уже готовому изделию пришивали богато украшенный воротник. Подол чырпы окаймляли бахромой из красно-черных шелковых нитей.Орнамент на чырпы погружает нас в мир таинственных символов. Это либо орнамент из ломаных линий с бутонами, либо особый вид узора для каждой части халата: на спине — крупные стилизованные остроконечные тюльпаны, а по плечам и подолу вьются ветки и стебли с цветами, на рукавах — яркие лепестки, бутоны и листья, на нашивных манжетах — мелкий геометрический узор. Помимо растительного орнамента обязательно встречаются и зооморфные мотивы: рога-завитки, глаза или когти животных. Крупные треугольники, круги и ромбы тоже используют в орнаменте.Цвет халата указывал на возраст хозяйки. Темно-зеленый или черный сары-чырпы надевала молодая женщина до 40 лет. Считалось, что темные тона защищали и скрывали от дурного глаза. Туркменки старше 40 лет накидывали на головной убор сары-чырпы желтого цвета. Для пожилых женщин шили халат белого цвета. Белый цвет символизировал мудрость, чистоту и целомудрие, а также загробный мир.
Справа : Сары-чырпы — наголовный женский халат, Туркмения 19 век.Такие халаты надевали на торжественные мероприятия, набрасывая поверх головного убора.Над созданием одного халата зачастую работало несколько мастериц в течение двух-трех месяцев. Швея кроила из нескольких кусков домотканого шелка сам халат, а вышивальщица наносила на раскроенные полотна узор. Затем надо было аккуратно сшить заранее приготовленные отдельные куски так, чтобы рисунок совпал и сохранил общую орнаментальную композицию. В последнюю очередь к уже готовому изделию пришивали богато украшенный воротник. Подол чырпы окаймляли бахромой из красно-черных шелковых нитей.Орнамент на чырпы погружает нас в мир таинственных символов. Это либо орнамент из ломаных линий с бутонами, либо особый вид узора для каждой части халата: на спине — крупные стилизованные остроконечные тюльпаны, а по плечам и подолу вьются ветки и стебли с цветами, на рукавах — яркие лепестки, бутоны и листья, на нашивных манжетах — мелкий геометрический узор. Помимо растительного орнамента обязательно встречаются и зооморфные мотивы: рога-завитки, глаза или когти животных. Крупные треугольники, круги и ромбы тоже используют в орнаменте.Цвет халата указывал на возраст хозяйки. Темно-зеленый или черный сары-чырпы надевала молодая женщина до 40 лет. Считалось, что темные тона защищали и скрывали от дурного глаза. Туркменки старше 40 лет накидывали на головной убор сары-чырпы желтого цвета. Для пожилых женщин шили халат белого цвета. Белый цвет символизировал мудрость, чистоту и целомудрие, а также загробный мир.

Скульптурная группа :"Крестьянка, ведущая пьяного мужа из кабака домой ".18-19вв. И еще много картинок , жми на стрелочку вправо.

Молокоотсос удивил.
Молокоотсос удивил.

-28

Информая про экспонаты:

Выставка - Русская старина, Место проведения - Музей «Русская старина». Адрес - Смоленск, ул. Тенишевой, д. 7. Официальный сайт Artefact

Про другие интересные места Смоленска: