История СССР в карикатурах.
На каждом крупном советском предприятии был свой БРИЗ. Нет, не освежающий ветерок, а Бюро рационализации и изобретательства — структура, призванная превращать рабочие идеи в производственные новшества. Однако с годами благородная задумка обросла бумагами, подписями, комиссиями и начальниками-бюрократами, которые хотели только одного – чтобы их поменьше «дёргали». Как сверху, так и снизу.
Итак, советский БРИЗ. Что это было за учреждение, как оно работало и почему над ним буквально издевались советские карикатуры.
Подпись к рисунку:
- Проходите, пожалуйста, у нас самообслуживание.
В нашей статье вполне серьезный текст иллюстрирован смешными, ироничными и саркастическими, карикатурами из различных журналов сатиры и юмора СССР. Кроме всем известного «Крокодила», еще журналы «Ара», что в переводе означает «Шмель», (Казахская ССР) и «Перець» (Украинская ССР).
Карикатуры за 36 лет советской власти, от Сталина до Горбачева, с 1952 по 1988 гг.
Подпись к рисунку:
- Что с моим изобретением?
- Внедрили! А вот в какой шкаф, не помню…
Что такое БРИЗ?
БРИЗ — это аббревиатура, за которой скрывается Бюро рационализации и изобретательства. Эта структура существовала практически на каждом крупном советском предприятии и во многих учреждениях, начиная с 1930-х годов (первые бюро появились еще в 1931 г.), а особенно активно — в послевоенные годы, когда рацпредложения стали массовым движением, формально поддерживаемым государством.
Целью БРИЗ было внедрение технических, производственных и организационных новшеств, предложенных работниками на местах. Предполагалось, что любой рабочий, инженер или даже бухгалтер может придумать, как улучшить производство, условия труда и качество продукции, сэкономить сырьё или ускорить производственный процесс.
Подпись к рисунку:
- Удивительное вы сделали изобретение. Еще один год прошел, а оно все не устарело…
Предложение оформлялось в письменном виде, проходило экспертизу и — в случае успеха — внедрялось, а автору полагалась скромная премия и обязательная почётная грамота.
Экспертиза на месте должна была учитывать три фактора в любом рацпредложении:
новизна - ничего подобного ранее не внедряли ни на нашем производстве, ни вообще в отрасли;
полезность - внедрение новшества не только должно принести пользу, но и не помешать уже налаженным производственным процессам;
- экономический эффект от внедрения – он должен быть подробно рассчитан, а соответствующие службы (бухгалтерия, экономисты, финотдел) должны дать заключение об экономической целесообразности.
Но так должно быть в идеале…
Подпись к рисунку:
ПРИНЯЛ – ВНЕДРИЛ
Примечание:
Винахiд в переводе с украинского «изобретение»
Где находился БРИЗ
Бюро БРИЗ обычно располагались прямо на предприятиях — в отделах главного инженера, в цехах, при научно-исследовательских институтах и КБ. Их деятельность регламентировалсь из централизованных комитетов при министерствах, в том числе при Госкомитете по науке и технике СССР. С конца 1960-х бюро также координировались через Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР).
То есть вертикаль была строгая, как и положено в СССР: от цеха — к отделу, от отдела — к министерству, от министерства — к Госплану, а там уже, если повезёт, и до Политбюро доходили особо ценные инициативы.
Подпись к рисунку:
Бюрократ в бюро рационализации и изобретательства:
- Хорошо вам, изобрели и все! А с меня семь потов сойдет, пока найду это изобретение…
Как работал БРИЗ?
Процесс выглядел примерно так: работник писал предложение (чаще на листе формата А4 от руки), сдавал его в бюро, и начинался цикл согласований. Сначала комиссия на предприятии рассматривала рационализаторскую идею. Если она не требовала капитального перевооружения всего завода и не шла вразрез с годовым и пятилетним планом, её могли рекомендовать к внедрению.
Затем шли расчёты экономического эффекта, согласования с начальством, негласная проверка на «антисоветчину» и разглашение государственной тайны (для этого на каждом заводе был Первый отдел) — и только потом реализация.
Подпись к рисунку:
СТЕНКА
В теории БРИЗ должен был стать кузницей инноваций. На практике же зачастую превращался в бюрократический тупик. Инициативы годами лежали под сукном, а работники теряли интерес к подаче новых.
Руководство многих предприятий относилось к своим рационализаторам, как к городским сумасшедшим. Мы – начальники – знаем, что делать, куда вы лезете, школота! А потому деятельность БРИЗов была чисто формальной, показушной – раз приказали, мы создали бюро и даже хвалебные отчеты пишем каждый квартал.
Также были известны случаи, когда изобретения, внедрённые через БРИЗ, «вдруг» оказывались забытыми — и через год уже значились под другим автором, которому «повезло» пробить чужую идею под видом своей.
Подпись к рисунку:
- Это он изобрел, чтобы не будили во время уборки.
Почему всё буксовало?
Главная беда — система управления. БРИЗ, как часть административной машины, страдал всеми её болячками: формализм, волокита, отсутствие обратной связи, боязнь инициативы и нежелание брать на себя ответственность за рисковые методики. Принцип «инициатива наказуема» действовал всегда в нашей стране, и до советской власти, и после…
К тому же зачем начальнику цеха признавать, что его подчинённый придумал что-то лучшее? Уж, не подсидеть он меня хочет? А зачем директору завода рассматривать рацпредложения? Это же надо менять процесс, отвечать перед парткомом, возможно — пересматривать план. Проще — завернуть.
Подпись к рисунку:
- Он, наверное, знает, что заявка здесь будет похоронена навеки.
Кроме того, сама процедура оценки экономической выгоды была непрозрачна. Часто рационализатору говорили: «Молодец, товарищ. Но сейчас не до этого».
Когда исчез БРИЗ?
Формально бюро БРИЗ продолжали существовать до конца 1980-х годов. Но в условиях перестройки, с переходом к хозрасчёту и децентрализации управления, эта система начала разрушаться. В 1991 году вместе с распадом СССР бюро исчезли почти повсеместно. А система рацпредложений — либо интегрирована в коммерческие отделы предприятий, либо стала просто формой инициатив от сотрудников (если фирма была заинтересована).
На смену пришли другие формы: службы качества, корпоративные инициативы и, наконец, венчурные проекты.
Подпись к рисунку:
- Вы давно ждете, товарищи?
- Сие, сударь, вы и сами узреть можете.
А был ли нужен БРИЗ?
БРИЗ был в целом полезной, но глубоко советской системой: с благородной целью, благими намерениями и тяжёлым бюрократическим телом. Он пытался двигать вперёд производство, но часто сам вяз в бумажной трясине. И хотя некоторые изобретения, прошедшие через БРИЗ, действительно помогли стране — в массовом сознании он остался как символ неэффективной бюрократии, где талантливые идеи улетали прямиком в урну.
В этом плане показательна следующая карикатура:
Слова на рисунке (если не видно):
- Мы представители одной из японских фирм… хотели бы это у вас купить!
И все-таки, несмотря на бюрократические барьеры, БРИЗ дал дорогу многим полезным новшествам, которые действительно улучшали производительность труда. В 1960–70-е годы ежегодно в СССР внедрялись сотни и тысячи рацпредложений, а сам рационализаторский труд поощрялся не только морально, но и материально (пусть и скромно).
Друзья! Проект «История СССР в карикатурах» продолжается. Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы получать новые подборки.
Подпись к рисунку:
- Молодой человек! Изобретать нужно в детстве, тогда за оставшуюся жизнь вы успеете пробить свою идею.
Сейчас БРИЗ - это часть истории, о которой вспоминают с лёгкой ностальгией и иронией — как о тех временах, когда изобретатель мог поменять ход процесса...
… Если только не налетел на встречный ветер управления.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: