В нашем городе когда-то жил выдающийся шахматист и талантливый литератор Савелий Григорьевич Тартаковер (1887–1956). Он был крупным шахматным теоретиком, автором понятия «гипермодернизм», обобщившим новые тенденции в развитии шахматной теории.
Когда мы с ростовским краеведом писали книгу «Такие разные. Ростов-на-Дону в жизни известных людей», нас, конечно, заинтересовала личность Тартаковера.
Савелий Григорьевич родился в Ростове-на-Дону. Его родители владели крупным магазином галантерейных товаров «Конкуренция» на Большой Садовой улице. Как нам удалось узнать, это был дом № 59 (по старой нумерации). В семье было четверо детей — двое сыновей и две дочери.
В Ростове Савелий окончил гимназию, затем уехал учиться в Австро-Венгрию. В Швейцарии он окончил колледж, а позже поступил на юридический факультет Венского университета. Вскоре Тартаковер стал одним из самых молодых докторов права в Вене.
«С детских лет увлекавшийся шахматами, Савелий в 1906 году получил звание мастера и стал призёром турнира, организованного Венским шахматным клубом. В 1911 году, когда молодому человеку было всего 24 года, в семье Тартаковеров произошло трагическое событие… В их квартире на улице Темерницкой, 80 (угол Соборного переулка) были убиты родители Савелия. Ростовские газеты писали, что богатые владельцы магазина стали жертвами разбойного нападения. Страшное убийство взбудоражило весь город!»
(Г. Багдыков, О. Мордовина. «Такие разные. Ростов-на-Дону в жизни известных людей». Таганрог, 2021. С. 13)
Действительно, многие в Ростове были ошеломлены известием об убийстве этих уважаемых людей. Конечно, о трагедии писали и газеты.
«Весь город вчера с раннего утра был потрясён разнесшимся с быстротой молнии слухом о зверском убийстве известных здесь супругов Тартаковер. Преступление совершено в ночь на 18 февраля. Преступники проникли в квартиру Тартаковеров, в имении Кукса на Темерницкой улице, находившуюся на третьем этаже здания во дворе. Супруги Тартаковер в то время спали, спала и их прислуга, помещавшаяся в кухне… Погибшие супруги Тартаковер были в возрасте около 60 лет. У них есть сыновья и дочери. В последнее время супруги жили одиноко: никого из детей в Ростове не было — сыновья жили за границей, а две дочери (старшая из которых замужем) находились в столицах России. Детям Тартаковер вчера послали телеграфные извещения о случившемся…»
(Газета «Приазовский край», 19 февраля 1911 г.)
Савелий, приехавший на похороны в родной город, тяжело переживал смерть родителей. Магазин одежды и галантереи продолжил работу под вывеской «Г. Я. Тартаковер. Наследники».
Мало кто знает, что в 1911 году в Ростове-на-Дону вышел сборник стихов Тартаковера. Он состоял из двух частей: «Диссонансы» и «Аккорды». В одном из стихотворений, «Ещё один, последний диссонанс», он упоминает о трагической гибели родителей:
Целый век и лишений
и слез и труда!
Для кого? для детей,
проживавших беспечно
В чужеземных краях.
А спрошу иногда:
Вам легко ль, старикам?
Отвечают: Конечно.
Воротился под утро домой.
Взял-открыл
Телеграмму:
Родители ваши убиты.
Прилетел. Схоронил.
Двух кровавых могил
Налегли мне на совесть
железные плиты.
Из Ростова Савелий Тартаковер вернулся в Австро-Венгрию. Он активно участвовал в шахматных турнирах, но его успешные выступления прервала Первая мировая война. Однако после её окончания он продолжил побеждать и вскоре вошёл в число сильнейших шахматистов мира.
После распада Российской империи Польша обрела независимость. Тартаковер принял польское гражданство, хотя даже не знал польского языка. Дело в том, что, будучи евреем по происхождению, он имел польские корни по материнской линии, а отец его был австрийским подданным. Вероятно, поэтому, прожив и проучившись в Австрии, он в итоге выбрал Польшу.
Факт остаётся фактом: на шахматных турнирах Тартаковер выступал за польскую сборную. Он дважды становился чемпионом Польши, а благодаря его мастерству команда пять раз завоёвывала медали на шахматных олимпиадах.
Начало Второй мировой войны разрушило его планы. Вторжение Германии в Польшу в 1939 году застало Тартаковера в Буэнос-Айресе на шахматной олимпиаде. Вернувшись в Европу, он присоединился к французскому Сопротивлению, действуя под именем лейтенанта Картье. Он участвовал в боевых операциях, даже прыгал с парашютом в немецкий тыл, проявив себя как отважный боец.
После войны Тартаковер стал гражданином Франции и с тех пор выступал на турнирах под французским флагом.
Савелий Тартаковер был одним из самых образованных шахматистов своего времени. Он прекрасно разбирался в искусстве и литературе, сам писал стихи и занимался переводами.
Ещё в 1922 году в Бразилии вышла его «Антология современной немецкой поэзии», блестяще переведённая им на русский. Он также переводил русских поэтов на французский и английский языки.
Кроме того, Тартаковер вошёл в историю как автор фундаментальных трудов по шахматам. Наиболее известна его работа «Ультрасовременная шахматная партия».
Савелий Григорьевич также прославился своими афоризмами. Ростовский краевед Оксана Мордовина собрала целую подборку его изречений. Вот некоторые из них:
«Бедные люди! Как вы похожи во всех своих начинаниях на того шахматиста, который „мог бы выиграть партию“».
«Победа достигается не хорошей игрой, но лучшей игрой».
«Жертвовать лучше фигуры противника».
Современники высоко ценили Тартаковера. Американский шахматист Эдвард Ласкер называл его «Гомером шахматной игры».
В 1950 году Савелию Григорьевичу присвоили звание гроссмейстера. Его называли «ценителем шахматных парадоксов», потому что он часто выбирал заведомо слабые дебюты, но затем находил неожиданные решения и побеждал.
Тартаковер умер в Париже 4 февраля 1956 года. По словам биографов, причиной смерти стала скоротечная пневмония.
Нынешнее поколение ростовчан должно знать имя Тартаковера и по праву гордиться тем, что в нашем городе жил этот выдающийся шахматист и неординарный человек.
Читайте также:
Арестован за «Боже, царя храни»: как ростовский поэт Казарновский попал на Соловки
«Эльдорадо» и «Мон Плезир»: первые кинотеатры ростовской Нахичевани-на-Дону
«Летят стекла дверей храма»: как в Ростове и Нахичевани встречали католикоса