Актёр и музыкант Джо Кири прославился в хите Netflix как обаятельный спортсмен Стив Харрингтон, но он никогда не прекращал заниматься музыкой. Кири рассказывает о тревоге, своём искреннем новом альбоме, вирусной славе, плохих отзывах и жизни после «Очень странных дел», и о том, почему он и его коллеги по съёмкам «связаны на всю жизнь»
Ханна Дж. Дэвис, The Guardian
«Это была безумная ситуация — песню, которую я написал, связывали с главой католической церкви!» — Джо Кири выглядит ошеломлённо, вспоминая свой последний вирусный момент. Речь о треке «End of Beginning», задумчивом инди-гимне из его альбома 2022 года «Decide». В прошлом году песня стала хитом в интернете, сопровождая видео пользователей TikTok о их родных городах. В случае Кири родной город — или, скорее, университетский город — это Чикаго. А в мае этого года уроженец Иллинойса Роберт Фрэнсис Прево был избран новым папой римским. Песня снова разлетелась по сети, с фанатами, накладывающими строки («И когда я вернусь в Чикаго, я чувствую это!») на видео с новым понтификом.
Это лишь очередная сюрреалистичная глава в карьере 33-летнего артиста, который совмещает музыкальный успех с актёрской мега-звёздностью благодаря прорывной роли злобного спортсмена, а позже любимца фанатов, Стива Харрингтона в ретро-фантастическом хите Netflix «Очень странные дела». Выступая под псевдонимом Djo, он выпустил два альбома с атмосферным психоделическим роком и угловатым электро, плюс тот самый, абсолютно неизбежный вирусный хит, который поднялся до четвёртой строчки в британских чартах. Сейчас он в туре в поддержку третьего альбома «The Crux», название которого символично, поскольку он завершает девятилетний этап в «Очень странных делах», чей долгожданный финальный сезон выйдет 26 ноября.
«Это о путешествии к воссоединению с корнями, семьёй, друзьями и переосмыслению настоящих приоритетов», — говорит Кири. Это может звучать банально, но кажется, что он действительно это сделал — даже взял в тур свою группу до «Очень странных дел», Post Animal (он вернулся в неё в начале этого года).
Мы встречаемся в шебби-шик пабе в северном Лондоне, где Кири уже два вечера подряд выступает в O2 Forum неподалёку. Выглядит он как «музыкант инкогнито»: на нем серая рубашка, забрызганная краской, белые джинсы в полоску и черные ковбойские сапоги из змеиной кожи, а его прическа находится на грани между искусно уложенной и немного сальной, и тонкие прямоугольные солнцезащитные очки. Хотя сейчас он житель Нью-Йорка, родился и вырос он в Массачусетсе и носит кепку Boston Red Sox. Сначала он кажется немного замкнутым (очки не снимает минут десять), но это постепенно уходит, и проявляет себя игривый, задумчивый музыкальный фанат — тот самый Кири, который недавно появился в серии YouTube «Track Star», восторженно рассуждающий о Брайане Ферри и The Cars. Он сразу узнаёт лицо молодого Билли Джоэла на моей футболке и, кажется, с радостью говорил бы о Джоэле следующий час.
Есть соблазн — и, возможно, справедливо — считать актёров, ставших музыкантами, людьми, которые страхуются, но ясно, что Кири действительно печется о музыке и к тому же талантлив. Он из «творческой семьи» (мама — учительница, папа — архитектор) и вырос на Брюсе Спрингстине, Бобе Дилане, Джеймсе Тейлоре, ELO, Шерил Кроу, Шанайе Твейн, Элисон Краусс — список можно продолжать. Если его прошлый альбом «Decide» нёс черты любимых электронных артистов (привет, Justice!), то «The Crux» больше опирается на ранние влияния, создавая звук, который Кири описывает как «гораздо более органичный».
Кири — второй по старшинству из пяти детей, остальные — девочки, и именно Кэролайн, на два года старше, подтолкнула его к актёрству. Первый в семье, кто уехал из штата в университет (не по какой-то веской причине, говорит он, а потому что не получил достаточно высоких оценок для UMass в Амхерсте), он попал в драматическую школу в Чикаго и влюбился в город («Рабочий город, отличная арт-сцена, доступный… абсолютно адская погода, которая испытывает тебя круглый год, но потом — самое великолепное лето»). После учёбы он остался в городе, играл на гитаре и клавишах в Post Animal, чей стиль был (и остаётся) психоделическим с вкраплениями прог- и классического рока. Он вспоминает ранние дни группы, выступления на таких мероприятиях, как Austin Psych Fest, как «крутой опыт сплочения. Ты оттачиваешь мастерство, переживаешь взлёты и падения вместе. Иногда всё отстойно, и ты проваливаешься. Но весело оглядываться на эти моменты».
«Очень странные дела» появились через пару лет после основания Post Animal и стали огромным прорывом для Кири, у которого до того были только небольшие роли в драмах, таких как «Пожарные Чикаго». Но он часто говорил о «сильном страхе упустить» (FOMO), когда пришлось уехать из Чикаго в Атланту, где снимался сериал. «Какая возможность… Меня вытащили из неизвестности и засунули в проект, который вытолкнул меня на публику», — говорит он. — «Но тут же я почувствовал… о, чёрт! Я скучаю по друзьям и чувству сообщества. Честно говоря, мне понадобилось несколько лет, чтобы с этим справиться».
Кири пришлось перестать гастролировать с Post Animal и в итоге совсем покинуть группу из-за обязательств по «Очень странным делам», но он продолжал заниматься музыкой во время съёмок, отчасти чтобы занять себя и избежать соблазнов. («Четыре часа дня. Я же не пойду в бар! Это может быть опасно».) Теперь он наслаждается, привлекая актёрских друзей к музыке (его коллега по «Очень странным делам» Чарли Хитон участвует в новом альбоме), а также воссоединяясь со старыми товарищами по группе. Но он первый признаёт, что это необычная ситуация, явно подкреплённая его собственным статусом: первое выступление с Post Animal после возвращения было на шоу Джимми Фаллона. Поиск себя на такой громкой платформе привёл к «некоторому стрессу. Но это также хорошо, думаю, отпустить и сказать: ну, не будет идеально. Я тоже это выясняю».
Хотя теперь он снова часть группы, Кири также остаётся сольным артистом как Djo. В интервью 2020 года он говорил, что псевдоним (для непосвящённых произносится как его настоящее имя) выбрал, потому что «не хотел быть просто тупым актёром, выпускающим альбом». Как он относится к этому заявлению сейчас? «Ну, это немного резко», — говорит он задумчиво. — «Я понял, что многие занимаются чем-то творческим, и, скорее всего, делают ещё что-то творческое. В ретроспективе это звучит немного драматично, [но] я просто хотел, чтобы меня воспринимали всерьёз. Я старался дать себе лучший шанс на это».
Трудно не волноваться о том, как примут твою работу, верно? Он кивает. «Может, не для… Дэниела Дэй-Льюиса. Но все [остальные] хотят быть в крутой тусовке».
Как и подобает альбому, наполненному искусными, сменяющимися пастишем отсылками к артистам прошлых десятилетий, «The Crux» записан в студии Electric Lady в Нью-Йорке, прославленной Джими Хендриксом, вместе с давним продюсером Кири Адамом Тейном. Несмотря на винтажные вибрации, альбом ощущается откровенно миллениальским в своей тоске. Пример: «Basic Being Basic» с резким пауэр-поп звучанием 80-х, одновременно протестующий против культуры Instagram, или, как поёт Кири, «выглядеть горячо, оставаясь монотонным и сдержанным».
«Я не пытался сделать громкое культурное заявление», — говорит он. — «Но [соцсети] уплощают культуру, и я думаю, мы рискуем всё гомогенизировать и потерять редкие вещи в разных уголках мира». Он чуть больше онлайн, чем раньше, говорит он, «но, да, это ужасно для нас и разрушает планету. Это делает всех такими закомплексованными».
В другом месте «Egg» — названная в честь альбома Wings «Back to the Egg» — фокусируется на тревоге, которую Кири всё ещё чувствует, несмотря на успехи (пример строки: «Глубоко внутри / Всегда есть страх / Что я недостаточен»). «Я каждый день борюсь со страхом и тревогой», — говорит он. — «Отличный пример: возвращаешься в отель или ещё куда. Думаешь: я мог бы пойти выпить и познакомиться с людьми. [Потом думаешь] эмм, нет, пойду наверх. Ты постоянно сталкиваешься с тревогой взаимодействия против награды от знакомства с новым другом или нового опыта. Всегда стоит пойти и поговорить с кем-то, но есть маленький голосок: ну, мы могли бы просто быть в безопасности, знаешь».
Это из-за страха быть узнанным? «Нет, нет, не поэтому. Это просто страх отвержения, обычные человеческие штуки. У каждого есть эта маленькая обезьянка на спине. Все отчаянно хотят соединиться, но и боятся этого».
Но в альбоме много этого соединения. Сёстры Кири поют в бодрой, словно выученной у Спрингстина, песне «Back on You» («Почему бы не сделать песню о любви для сестёр, друзей или родителей?»). «Charlie’s Garden» — весёлая ода поп-музыке 70-х — это дуэт Кири и Хитона, который играет жертву Стива, ставшего другом Джонатаном в «Очень странных делах», посвящённый дому последнего в Атланте. Что происходило во дворе Чарли? «Всякое плохое», — говорит Кири с озорным смешком. Но место звучит невероятно мило. «Там был холодный бассейн, пинг-понг. Ты занимаешься спортом, копаешь ямы, валишь деревья, вешаешь фонари. Парень делает кучу дел по дому! Он очень хороший хозяин».
Песня — «жизнерадостная, весёлая, несерьёзная», — говорит Кири, — это дань не только Хитону и его партнёрше Наталии Дайер (Нэнси из «Очень странных дел»), но и всем его друзьям в Атланте. «Это лёгкий поклон всем в Атланте, кто так сильно на меня повлиял», — говорит он. — «Моё сообщество там оказалось гораздо важнее, чем я думал. Мы связаны на всю жизнь». Участие в огромной телевизионной франшизе (на момент написания третья по просмотрам серия Netflix) иногда казалось странным, даже «оцепеняющим». Но, по его словам, «мы всегда были друг у друга. Это не было похоже на Маколея Калкина или что-то в этом роде, где ты как бы единственный человек в этом единственном деле. В этом смысле я всегда чувствую себя счастливчиком, когда у меня есть одна восьмая часть этого...».
Кири говорит, что остерегается следовать трендам или пытаться предугадать, что людям понравится. Альбом, по его словам, можно рассматривать как «настоящую переинтерпретацию классики или папиного рока. Это не гладкая поп-музыка или крутой инди. Он живёт в этом сером пространстве: вроде счастливый, вроде cheesy. Но я тоже вроде cheesy». Быть искренним может быть синонимом некрутости, но, говорит Кири, он подумал: «К чёрту. Мне плевать. Если тебе кажется, что это слишком похоже на другую группу, ну, знаешь что? Послушай все другие группы, которые звучат как все другие группы. Это мои влияния».
Критика — сложная тема между артистами и журналистами в лучшие времена. Для авторов это часто вопрос свободы слова и честности. Для артистов же резкие отзывы могут больно ранить. Читал ли он, например, рецензию Pitchfork с рейтингом 5.9, где альбом называют «гладким» и пишут, что это «музыка, которую можно представить в фальшивом Urban Outfitters в торговом центре Старкорт [из "Очень странных дел"]»?
«Я прочитал заголовок, и этого хватило, чтобы понять суть», — говорит Кири. — «И, ну, я понимаю. Нельзя позволять этому слишком сильно тебя расстраивать или влиять на то, что ты делаешь, честно говоря». Он упоминает рецензию того же издания на выступление Бенсона Буна на Coachella, где певца «Beautiful Things» назвали «ужасным, просто кошмарным». «Я прочитал это и подумал: "Боже, зачем так делать с человеком?" Можно не любить что-то, но в чём смысл? Думаю, нельзя позволять этому слишком сильно тебя колебать. Надо продолжать следовать своим творческим инстинктам и делать то, что тебе интересно».
С завершением «Очень странных дел» в его расписании, каковы эти творческие инстинкты? «Понятия не имею», — сухо говорит Кири. — «У меня нет актёрской работы, если кто-то нанимает! Но я немного пристрастился к тому, чтобы бы рулить. [Быть музыкантом] отличается от актёрства, где ты скрипач в оркестре и делаешь свою часть для чего-то большего».
Но есть и свобода в том, чтобы быть частью чего-то большего, говорит он, и он бы хотел вернуться к корням драматической школы и заняться театром. Если он заявляет это немного нерешительно, он также признаёт, что хорошо иметь варианты. «Мне невероятно повезло, так что у меня довольно сильное чувство синдрома самозванца вперемешку с благодарностью», — говорит он. — «Было бы страшно, если бы эта благодарность угасла».
Опять же, это может звучать немного приторно, но с Кири это кажется искренним — скромный ответ на то, насколько безумными были последние годы. В конце концов, он практически озвучил инаугурацию папы! «Это было», — говорит он, сдерживая смех, — «так нелепо».
Djo выступил на фестивале Гластонбери 29 июня; альбом «The Crux» уже вышел.