Под финал театрального сезона Московский академический театр сатиры представил свежую постановку пьесы «Доходное место» Александра Островского, которая не теряет своей остроты и актуальности вот уже полтора века.
Зрителей собралось полный зал. Как выяснилось, еще накануне билеты были распроданы. А к актерам по дружбе звонили ну о-очень высокопоставленные люди и просили билетик, поделился на пресс-конференции перед премьерой спектакля народный артист России, художественный руководитель Театра сатиры Евгений Герасимов. Он, кстати, сам играет одну из центровых ролей - влиятельного чиновника и старика Аристарха Владимировича Вышневского.
- Спектакль когда-то уже был в репертуаре Театра сатиры. Ставил его Марк Захаров. Мы с огромным уважением отнеслись к материалу, по крупицам собрали обрывки режиссерских наработок, заметок и мизансцен, - пояснил он журналистам и блогерам.
Пьеса была поставлена за закате хрущевской оттепели в 1967 году. Ее успели показать около 40 раз, когда в театр неожиданно пришла министр культуры Екатерина Фурцева. Она углядела в постановке антисоветчину и "закрыла" спектакль так основательно, что даже костюмы были уничтожены.
Современники, да и родные Марка Захарова утверждают, что Фурцеву смутила честность главного героя Жадова, который не хочет брать взяток. «… Фурцева кричала: «Это какой такой Захаров, который хочет быть честным? Пусть убирается вон из Москвы!», - вспоминала дочь Захарова в 2023 году в интервью изданию «7 дней».
Если честно, мне не очень в это верится. Хотя бы потому, что официальная советская идеология культивировала в обществе честность. Склонна считать, что спектакль все же стал разменной монетой в подковерной борьбе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой с не менее влиятельным секретарем горкома партии Аллой Шапошниковой. Запрещая спектакль, Фурцева по сути «топила» ответственную за идеологию в Москве Шапошникову.
В любом случае, скандал получился громким. О нем до сих пор вспоминают в различных околотеатральных публикациях. Возможно поэтому премьера вызвала неподдельный интерес не только среди обычной публики. Среди зрителей были замечены влиятельные чиновники, известные топ-менеджеры, представители театрального бомонда, шоу-бизнеса, и даже завсегдатаи светских тусовок.
Спектакль шел 2 часа 20 минут, с антрактом. Сюжет в принципе повторил пьесу. Не буду его напоминать: все мы когда-то учились в школе и читали Островского. Говорю в принципе потому, что отличие все же есть.
В финальной сцене главный герой - молодой и амбициозный чиновник Жадов (Артем Минин), который не желает служить так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, все же поступился принципами и пришел на поклон к своему влиятельному дяде Вышневскому просить доходное место. Пока он исповедуется зрительному залу, приходит известие, что случился удар с Вышневским, который накануне лишился должности из-за упущений и нарушений в работе в вверенной тому канцелярии.
И тут сцена меняется. За хлебосольным столом все те же персонажи пьесы. Они встречают нового патриарха чиновничьего мира, которым оказывается… Жадов.
Между прочим, в зависимости от доминирующих в обществе запросов, этот финал был всегда тем, каким его ожидали люди. По воспоминаниям современников, в 30-ые годы прошлого века, во времена становления советской власти, финал напоминал чуть ли не гимн новому чиновничеству. Тот же самый скандально закрытый захаровский спектакль, по сути, вопрошал о честности. Нынешний спектакль - тоже калька действительности. Как мы знаем, сегодня двери власти распахнулись перед участниками СВО в рамках программы «Время героев», которую анонсировал в прошлом году президент.
Я не стану задаваться вопросом: а сможет ли герой остаться честным при сложившейся системе? Не вижу смысла рассуждать и о времени, когда взяточники будут по-настоящему бояться суда общества, а не только уголовного. Почему? Да потому, что пьеса не о системе. Она о нас с вами.
Жадов - не Чацкий. Он - не герой без страха и упрека. Он - просто человек, который пробует идти против течения. И это отчетливо показывает режиссер-постановщик (Антон Непомнящий) в застольной сцене.
Наш неподкупный герой становится свидетелем банкета изворотливого коллеги Белогубова (Антон Буглак) со своим непосредственным начальником Юсовым (Андрей Зенин). Последний так рад банкету и подношению подчиненного, что пускается в пляс (((у меня лично тут возникла спонтанная аллюзия на корпоративные гуляния государевых слуг, не так давно массово выкладываемых в сеть. Жадова приглашают присоединиться к трапезе. Тот принципиально отказывается. Но как только участники банкета расходятся, наш герой воровато и жадно начинает поглощать недоеденные яства со стола...
Это цепляет. Заставляет ловить себя на мысли: «Если припрет нужда, я бы стала подъедать объедки с чужого стола?». Центральный конфликт пьесы, на мой взгляд, связан с вопросом: до каких пор мы с вами можем оставаться самим собой? Где тот порог, который вынуждает сдаться обстоятельствам и пойти на компромисс: выслуживаться, угождать, брать и давать взятки? И еще. Если мы идем на это, остается ли у нас что-то настоящее, или они (компромиссы) как капля яда, постепенно отравляют нас?
На пресс-конференции занятые в постановке актеры говорили об истине, которая посередине. Хорошо бы, если так...
Дополню.
После публикации отзыва меня упрекнули в том, что не сообщила ничего об игре актеров. Мое личное мнение - все актеры играли достойно, благодаря чему смогли не только воссоздать историю, которую высмеивал Островский, ещё и осовременить, не ломая канвы пьесы. Потому и писался отзыв чуть ли не на одном дыхании.
Безусловно, удивил заслуженный артист России Андрей Зенин, сыгравший роль непотопляемого чиновника Юсова. Он вышел на сцену вместо внезапно заболевшего народного артиста России Юрия Васильева. Выучил роль, по словам Евгения Герасимова, чуть ли не за ночь. Это же надо какая память! А ведь ему не 25, а все 63! Но больше всех, пожалуй, понравилась игра заслуженной артистки России Татьяны Титовой. Она играла роль вдовы коллежского асессора Фелисаты Кукушкой. Очень убедительно. Зал, во всяком случае, бурно реагировал на ее игру и реплики. Браво!
С сентября Театр сатиры начнет показывать "Доходное место" в новом сезоне. Спектакль заявлен в афише. Если появилось желание увидеть, покупайте билеты сейчас. Потом, точно не будет.