Найти в Дзене

Основы системной семейной психотерапии. Семейные тайны.

Человек не может жить один. Семья необходима для жизни человека. Семья это самая большая ценность. Иметь семью это нормально, это обыденно и поэтому люди часто перестают ее ценить, сами гробят свою семью: скандалят, высказывают претензии, перестают слышать друг другу и т.п. Когда семьи приходят к психологу за помощью, то они порой сами не осознают причин возникшим проблем. Члены семьи заявляют о своих проблемах, озвучивают свой запрос. Но они не открывают всего. Что же и почему скрывают семьи, приходя на консультации? Задача психолога понять, что же они скрывают (чаще всего совершенно неосознанно). Причины могут быть разные: сами не видят, недооценивают важность, отрицают (защитный механизм)… О чем же, как правило, заявляет семья? О том, что осознали как проблему. Однако важно понять, а что было до этого (обычно сами члены семьи об этом не говорят в первый момент). Важно понять, что предшествовало проблеме (болезни, конфликты, кризисы и т.п.) Возникшая пробле

Человек не может жить один. Семья необходима для жизни человека. Семья это самая большая ценность. Иметь семью это нормально, это обыденно и поэтому люди часто перестают ее ценить, сами гробят свою семью: скандалят, высказывают претензии, перестают слышать друг другу и т.п.

Когда семьи приходят к психологу за помощью, то они порой сами не осознают причин возникшим проблем. Члены семьи заявляют о своих проблемах, озвучивают свой запрос. Но они не открывают всего. Что же и почему скрывают семьи, приходя на консультации? Задача психолога понять, что же они скрывают (чаще всего совершенно неосознанно). Причины могут быть разные: сами не видят, недооценивают важность, отрицают (защитный механизм)…

О чем же, как правило, заявляет семья? О том, что осознали как проблему. Однако важно понять, а что было до этого (обычно сами члены семьи об этом не говорят в первый момент). Важно понять, что предшествовало проблеме (болезни, конфликты, кризисы и т.п.) Возникшая проблема воспринимается уже как стандартная ситуация. Рассказывая о нем, семья как бы предлагает психологу разделить с ними эту ситуацию, хотя на самом деле хотят ее изменить. И здесь возникает вопрос, а почему именно сейчас эта стандартная ситуация стала восприниматься как проблема, как семья раньше с этим справлялась и почему перестала справляться сейчас. И главное, как они будут жить в новом состоянии? Это остается скрытым, неизвестным (и возможно даже пугающим). Приходя к психологу за помощью в момент обострения и осознания своей проблемы, люди не видят своего будущего, и даже сама мысль о нем может вызывать у них резкую и даже агрессивную реакцию.

Каждый член семьи высказывает свои суждения и свое мнение о проблеме и ситуации, с которой семья обратилась. Взаимосвязь и взаимовлияние они не могут заметить. Это можно увидеть только со стороны, и в этом состоит задача психолога. Каждый раз, когда они подходят к обсуждению проблемы, возникает конфликт и недопонимание, как будто ими управляют какие-то правила. Откуда берутся эти правила? Что их формирует? Именно это и лежит в основе тех тайн, которые скрывает семья. Важно разобраться и понять, помочь семье понять это.

Существуют семейные сценарии-призраки, которые прорываются из прошлого и управляют семьей. К ним относятся привычные модели, мышление, взаимодействие, эмоциональное проявление. Часто бывает так, что мозг подсказывает человеку направление действий, а прошлый опыт заставляет останавливаться. Возникает желание переждать, не обострять ситуацию, «как бы не стало хуже». И в таком состоянии человек может находиться месяцами, годами, пока не поймет, что сил уже нет. Привычные модели замалчивания, смирения, неизбежности влияют даже на физиологическом уровне. Человек становится не способен говорить о проблеме, не способен выразить свое отношение и свои эмоции. Пропадает голос при попытке сказать, может говорить об этом только как бы от третьего лица, отстраненно или никак. Но жизнь идет. Происходят изменения постоянно и это невозможно остановить. Привычные сценарии работают в определенных ситуациях, но со временем они устаревают. Эти сценарии работают как защитные механизмы, но они не дают развиваться, а без развития не может быть полноценной жизни.

Индивидуальный психолог, работая с клиентов, ищет причины этих сценариев. Это длительная работа с прошлым. Человек погружается в прошлое и учится заново оценивать свой опыт, строит новые сценарии. И это помогает при индивидуальной работе. Но если необходима работа с семейными проблемами, то такой подход может и помешать. В любом подходе, когда психолог работает индивидуально, то он уводит клиента из настоящего, из проблемной ситуации семьи. Человек меняется, но проблемы в данной семье остаются. Возвращаясь из терапевтической работы в семью, он остается в одиночестве. Поэтому с семьей необходима системная работа.

Семейный психолог собирает всех участником вместе. Каждый член семьи на встрече показывает, демонстрирует свое отношение, свое видение ситуации и свои привычные сценарии. Становится видно, как они мешают взаимодействию и взаимопониманию. И все вместе начинают создавать новые сценарии, которые будут работать к данной ситуации. Получив что-то новое на встрече, семья работает с этим совместно, наращивает и создает будущее. Семья – это живой организм, который обязательно развивается, меняется и зависит от выстраиваемых взаимоотношений. На встречах семейный психолог совместно со всеми членами семьи решает, что есть негативного на данный момент, что надо менять и находят пути этих изменений. Такие совместные встречи не только помогают решить проблему, но и учат членов семьи взаимодействовать. Использую опыт общения при таких встречах, члены семьи могут в дальнейшем сами находить совместное решение своих проблем и перестать их замалчивать.

Системный семейный психолог старается на первую встречу пригласить всех членов семьи, чтобы можно было увидеть целостную картину. Даже смерть одного из членов семьи не прекращает взаимодействие с ним. Отношения могут уйти в память, но все равно продолжают влиять на жизнь. Люди хранят старые сценарии, созданные с этими ушедшими людьми, разговаривают с ними, советуются и создают в голове их оценку своим поступкам. И даже если человек приходит на индивидуальную терапию к системному психологу, необходимо помнить, что он часть этой системы, живой системы, семьи.

Очень часто, когда семья приходит на встречу с психологом, то на вопрос «какие у Вас проблемы?» и «с чем Вы пришли?», можно услышать ответ: «у нас все нормально». И это не ложь. А на самом деле так думают. Но ведь что-то заставило их прийти, значит проблема есть. Как ее выявить? Самое первое, на что следует обратить внимание – это на ценности членов семьи, их отношение к жизни, семье, любви, отношениям. Бывает, что ради сохранения семьи, как основной ценности, люди готовы очень много терпеть. И конечно, в этом случае, они искренне скажут, что нормально, ведь семья же есть. Второе – это потребности, какие привязанности, зависимости и принадлежности существуют у членов семьи. Новая жизнь создается в отношениях, новорожденный выживает благодаря врожденной потребности привязанности, вырастая, ищем партнеров, с которыми можем строить отношения. Человек развивается с потребностью принадлежности к системе (семья, род, друзья, школа, работа, страна, религия и т.п.). Одно из самых страшных наказаний это лишить человека принадлежности к группе (например, выгнать из племени, бойкот со стороны группы и семьи и т.д.) И третье, потребность в собственной значимости. Я важен, меня слышат, меня понимают, со мной считаются.

Люди существа эмоциональные. Через эмоции и чувства мы живем. Такие эмоции как страх, гнев, боль, печаль, отвращение помогают нам заявлять о своих потребностях. Очень важны в жизни человека положительные эмоции: радость, удивление, любопытство, интерес, удовольствие, восторг. Без этих эмоций развиваются психические заболевания и не только психические.

Изучив ценности, потребности и эмоции членов семьи, можно понять, что не нормально, в чем проблема, почему семье нужна помощь. Это поможет понять и что хорошего есть в семье, что лучше сохранить. И как это хорошее может помочь справиться с проблемами, трансформировать их в позитивные сильные стороны семьи.

Бывает, когда семья понимает, что не все нормально, но пытается это скрыть. Тайны могут разрушать семью и отношения. Любая семейная тайна управляет эмоциями и переживаниями семьи, влияет на взаимоотношения. Поэтому необходимо дать возможность, место и время, для того, чтобы она проявила себя. Отработав семейную тайну, создаем условия, когда она перестает негативно влиять на членов семьи. Но надо понимать, что тайна требует свое время и место. Семья должна быть готова к открытию тайны и работай над ней. Поэтому важно пригласить на встречу всех членов семьи, актуальных в данный момент и дать возможность семье всем вместе работать с этой тайной. Чаще всего за семейными тайнами стоит страх разрушения семьи. Семейный психолог помогает преодолеть этот страх. На таких встречах каждый получает возможность высказаться и донести до других свои переживания и свое мнение. Психолог задает вопросы, прося донести до него мнение каждого. Обычно в семье нет такой возможности. В обычных условиях кто-то в семье говорит, а кто-то молчит.

Когда в семье есть сексуальные или психологические тайны, то могут возникнуть моральные и этические затруднения и переживания. И в этом случае особенно важно нейтральное восприятие и полное принятие психологом мнения каждого члена семьи.

Совместные встречи позволяют увидеть реакцию каждого на заданный вопрос. Даже если отвечает один, то реагирую все равно все. И эти реакции важны для дальнейшей работы с проблемой. Эти реакции помогают лучше разобраться в ситуации. Только психолог, слушая со стороны может услышать не только то, что было сказано, но и то, что подразумевалось. Задавая вопросы, психолог запускает процесс коммуникации между членами семьи, помогает преодолеть страх говорить, создает безопасную среду для общения.

Самое важное в работе системного семейного психолога, работать с семьей, воспринимая ее как единую систему. Даже если приходит один человек на встречу, помним, что он часть системы. Избегающие члены семьи все равно включаются в работу. Работа с парой осуществляется по такому же принципу.