Является ли Сибирь родиной узбеков? Исторический разбор: происхождение Шейбанидов, тюркских племён и формирование Сибирского ханства - без мифов и политических спекуляций.
Когда политика становится историей: кто и зачем переписывает прошлое
В конце мае 2025 года депутат думы Ханты-Мансийского автономного округа Халид Таги-Заде в одном из публичных выступлений заявил, что «ХМАО и Тюменская область являются исторической родиной узбеков». Это высказывание вызвало широкий общественный резонанс.
Заявление депутата - не просто личная ошибка или незнание. Это один из методов целенаправленного системного процесса - размывания исторических границ, подмены понятий и попыток переписать этнополитическую картину Евразии. В данной статье рассматривается реальная история происхождения узбеков, формирования Сибирского ханства и связи между этими явлениями - с опорой на хронологию, источники и генеалогические данные.
От Караханидов до Шейбанидов: как формировалась узбекская нация
Первые устойчивые тюркские государства на территории Средней Азии возникли задолго до монгольского нашествия. Уже в VIII–IX веках началась активная тюркизация региона – кочевые тюркские племена вторгались, захватывали земли и древние города, вытесняя и подчиняя местные элиты. Эти племена действовали как военные объединения с ярко выраженной структурой власти и ориентацией на набеги и экспансию.
Ключевым моментом в этом процессе стало образование Караханидского каганата в X веке. Караханиды установили контроль над Ферганой, Бухарой, Самаркандом - древними центрами персоязычной культуры. Это было первое мусульманское государство, созданное тюрками в Средней Азии, что обозначило поворот региона в сторону тюркской цивилизации.
Следующей значимой силой стало государство Хорезмшахов, правящая династия которого также была тюркского происхождения, несмотря на персоязычную административную культуру. В этот период происходило постепенное смешение тюркского кочевого и городского персоязычного элементов.
Монгольское нашествие XIII века не прервало этот процесс, а лишь придало ему новую политическую форму. На месте прежних государств возникли улусы Золотой Орды - Чагатая и Джучи. В условиях упадка центральной власти в империи Тимуридов, в XV–XVI веках, тюркские племена, ранее включённые в ордынскую структуру, консолидировались под властью монгольской династии Шейбанидов - потомков Шибана, одного из сыновей Джучи.
Именно при Шейбанидах, в кипчакской степи, а затем Мавераннахре, начинается формирование узбекской этнической общности как совокупности различных тюркских племён (найманов, кунгратов, кипчаков и др.), объединённых общей территорией, религией, языком, культурным и политическим самосознанием.
Мавераннахр - это историческая область между реками Амударья и Сырдарья, включающая города Самарканд, Бухару, Хиву. Именно здесь в XV–XVI веках шло формирование узбекской политической и культурной общности под властью династии Шейбанидов.
Таким образом, узбеки – изначально не этнический монолит, а этнополитический конструкт, возникший на базе тюркских кочевых племён.
Позднее, уже в XVI веке, под влиянием государственной централизации и оседлого образа жизни, на базе этих племён и персоязычного городского населения начнёт формироваться этнополитическая общность - узбеки, в том виде, в каком их знают сегодня.
Сибирское ханство: кто правил северными степями
Сибирское ханство (Искерское ханство) - это государственное образование, возникшее на территории Западной Сибири в XV веке на обломках Золотой Орды. Оно стало одним из последних осколков огромной империи Чингизхана, сохранявшим преемственность династической власти Джучидов.
Происхождение от потомков Шибана
Шибан - младший сын Джучи и, следовательно, внук Чингисхана. Его потомки составили отдельную ветвь Чингизидов, которая, в отличие от старшей ордынской линии (Батуиды), действовала на периферии улуса Джучи. Изначально Шибаниды контролировали степи восточного Приаралья, затем продвигались в направлении Турана, а часть - в сторону северных границ бывшей Орды.
Ослабление власти в центральной Орде в XIV–XV веках дало этим племенам политическую автономию. В результате, потомки Шибана основали в лесостепной зоне между Иртышом и Обью собственное ханство - Сибирское. Оно возникло на захваченных землях Западной Сибири, где с древнейших времён проживали угро-финские народы (ханты, манси), а также сибирские тюрки. Правители ханства происходили из монгольской династии Чингизидов, но не являлись коренным населением этих регионов. Однако называть эти земли «исторической родиной узбеков» - грубейшая ошибка, не имеющая ни этнографических, ни исторических оснований.
Центры власти и территория
Первоначальной столицей Сибирского ханства была Чимги-Тура (ныне в районе современного Тобольска). Позже политическим центром стало Искер - укреплённый город на правом берегу Иртыша, игравший роль столицы до конца XVI века.
Территория ханства включала южную часть Западной Сибири, охватывая земли современных Тюменской и Омской областей, а также части северного Казахстана. Границы были подвижны и зависели от сезонных кочевий, военной активности и отношений с соседями.
Этнический состав
Сибирское ханство было полиэтничным. В его составе жили:
- потомки степных татар - тюркоязычных потомков Золотой Орды;
- угро-финские племена - ханты, манси, а также часть лесных народов Приобья;
- небольшие группы сибирских тюрков.
Этническое ядро ханства составляли именно тюркоязычные мусульмане - татары, унаследовавшие ислам и военную организацию от ордынского прошлого. Ханская власть опиралась на старейшин родов и военную знать, сохранявшую традиции ордынской государственности.
Отношения с соседями
Сибирское ханство имело сложные отношения с соседними государствами - и особенно с Русским царством. Оно занимало откровенно враждебную позицию по отношению к Москве, совершая набеги на русские земли и поддерживая контакты с противниками Русского государства. Именно эта враждебность, а также необходимость прекращения набегов, стали одной из причин Сибирского похода Ермака в конце XVI века и последующего включения этих территорий в состав России.
Шейбаниды - между Самаркандом и Сибирью
Династия Шейбанидов занимает центральное место в истории формирования узбекской государственности в Средней Азии и одновременно связана с правителями Сибирского ханства. Оба направления этой линии Чингизидов происходят от общего предка - Шибана, сына Джучи и внука Чингисхана.
Мухаммед Шейбани
Шейбани-хан (Мухаммед Шейбани) - один из самых известных представителей этой линии. Его восхождение к власти в конце XV века ознаменовало конец владычества Тимуридов в Мавераннахре. Возглавив объединение разнородных тюркоязычных племён, он провёл серию агрессивных военных кампаний против остатков тимуридской аристократии, захватил Самарканд, Бухару и другие ключевые центры региона.
Тюркская экспансия и основание ханства
Успехи Мухаммеда Шейбани были основаны не только на личных качествах полководца, но и на традиционном для кочевых государств принципе экспансии. Сила Шейбанида держалась на военной организации кочевников, которые представляли собой мобильные, хорошо вооружённые формирования, способные к быстрым наступательным действиям и захвату городов. Именно таким образом формировалась новая власть в Мавераннахре - на месте прежней тимуридской государственности. Столицы древней персидской и исламской культуры - Самарканд и Бухара - оказались под контролем Шейбанидов с претензией на династическую легитимность.
Разные ветви, разные пути
В то время как одна ветвь Шейбанидов упрочила власть в Средней Азии, другая ветвь этой же династии продолжала править в Сибири, опираясь на Искер и другие города вдоль Иртыша. Несмотря на общие корни, это были два различных политических проекта, сформировавшихся в разных условиях.
Связь между двумя ветвями Шейбанидов прежде всего была династической. Однако никаких оснований говорить о этнической преемственности между Средней Азией и Сибирью нет. Сибирь никогда не была ни центром, ни истоком узбекской государственности - это совершенно иное историческое пространство. Ни сам Мухаммед Шейбани, ни его потомки не имели отношения к территориям Западной Сибири. Их власть, культура и военные интересы были сосредоточены исключительно на юге - в землях Мавераннахра.
Когда ложь становится оружием: зачем переписывают историю
Попытки представить Тюменскую область как «родину узбеков» - это неслучайная ошибка. Внедрение этих мифов - попытка создать ложную историческую картину, в которой Сибирь превращается в мнимую колыбель узбекской нации. Это часть целенаправленного процесса по фальсификации истории в постсоветском пространстве. За подобными утверждениями стоят:
- внешние идеологические структуры из США и Британии;
- турецкие организации в рамках концепции «Великого Турана»;
- НКО, внедряющие альтернативные трактовки истории через СМИ, образование и соцсети.
История используется как инструмент - для разрыва культурных связей, формирования образа России как захватчика и врага, и создания антагонизма между народами. Особенно тревожен тот факт, что подобные идеи тиражируются и внутри самой России – представителями власти, лидерами общественного мнения, псевдоэкспертами.
Фальсификация истории - это не просто подмена прошлого. Это сознательная стратегия политического и культурного давления.
_____________________________
Если вам важна подлинная история - подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Там больше фактов, источников, неожиданных ракурсов.
Поддержите наш проект в Дзене: оставляйте комментарии, делитесь статьями, распространяйте правду.