Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

Умерла в одиночестве и депрессии: как муза Вознесенского и возлюбленная Даля оказалась никому не нужной

Оглавление

Удивительно, как несчастливо может сложиться жизнь талантливой и восхитительно красивой актрисы. У Татьяны Лавровой судьба оказалась не такой удачной, как хотелось бы: разбитые браки, поиски своего предназначения, вечное недовольство собой, сложные отношения с коллегами… В конце жизни актриса оказалась одинокой, никому не нужной, с чувством того, что она многого не успела сделать, но назад пути уже не было.

Андрей Вознесенский посвятил Татьяне одно из своих самых известных стихотворений, а это означает, что она была особенной, не такой, как остальные. Но, как это часто случается, уникальные женщины очень несчастливы, страдают перфекционизмом и не могут обрести душевного покоя.

Родительские гены

7 июня 1938-го года у кинооператоров Галины Пышковой и Евгения Андриканиса родилась дочь, которую назвали Таней. Глава семейства участвовал в съемках таких популярных фильмов, как «Отелло», «Машенька», «Хождение по мукам», «Дни и ночи». Он был потомком греческого семейства, а его родственниками были революционер Николай Шмидт и меценат Савва Тимофеевич Морозов, тот самый, который участвовал в создании МХАТа. Правда, и один, и второй завершили жизнь трагически: в 1907-м году Шмидта убили в Бутырской тюрьме, а предприниматель покончил с собой в Каннах двумя годами ранее.

Таня с папой - Е. Андриканисом. Фото из открытых источников
Таня с папой - Е. Андриканисом. Фото из открытых источников

В 1947-м году родители взяли Танечку на съемки драмы «Марите» Веры Строевой, где работали операторами. 9-летняя девочка даже снялась в маленьком эпизоде, но это было настолько захватывающим событием, что она твердо решила стать актрисой, когда вырастет. Она с упоением наблюдала за блестящей игрой таких корифеев советского кинематографа, как Николай Граббе, Михаил Астангов, Николай Плотников, и хотела так же мастерски научиться перевоплощаться в других людей.

Татьяна в юности. Фото из открытых источников
Татьяна в юности. Фото из открытых источников

Татьяна активно участвовала в школьной самодеятельности, занималась в драматической студии, и преподаватели в один голос хвалили одаренную девочку. Она отличалась непростым характером, обаянием, была одновременно ранимой и самоуверенной. Этот взрывной коктейль пленял публику на каждом выступлении, а педагоги говорили: растет талант невероятной величины.

Татьяна Лаврова
Татьяна Лаврова

В 1955-м году Татьяна Андриканис поступила в Школу-студию МХАТ с первой попытки. Считается, что этот курс Виктора Станицына был и остается одним из самых сильных. Среди студентов на нем учились такие гениальные люди, как Альберт Филозов, Вячеслав Невинный, Анатолий Ромашин, Владимир Кашпур, Евгений и Александр Лазаревы, и много других звезд. Но Нина Веселовская, сокурсница Татьяны Лазаревой, много лет спустя признавалась, что именно Танечка считалась самой перспективной ученицей, и на нее возлагались огромные надежды.

Татьяна Лаврова
Татьяна Лаврова

Звезда МХАТа и прима «Современника»

Татьяна училась на 4-м курсе, когда ее пригласили сыграть Мэри Меррей в театральной постановке «Юпитер смеется». После окончания Школы-студии девушку с радостью приняли в труппу МХАТа. Почти сразу Андриканис дали главную роль в «Чайке» А.П. Чехова, но режиссеры сразу предупредили: надо брать псевдоним, поскольку фамилия Татьяны не совсем вписывается в театральные афиши. В те времена знаменитости частенько меняли фамилии, тот же Виктор Станицын в реальности был Гезе, поэтому Татьяна отнеслась к просьбе с пониманием.

Молодая актриса попросила своих однокурсников, с которыми оставалась в дружеских отношениях, написать на листиках варианты фамилий, которые бы ей подошли. Потом листочки сложили в шапку, и Татьяна наугад вытащила один из них. Вот так она и стала Лавровой.

Спектакль «Чайка» прошел с огромным фурором. Актеров вызывали на поклон более 20 раз! Театральные критики в один голос пели хвалебные оды Татьяне, называя ее восходящей звездой. Однако прошло 2 года, и Лаврова на пике своей популярности ушла из МХАТа. Сама она объяснила свой поступок так:

«Во МХАТе были великие мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди. Скучно мне стало там».

И Лаврова начала служить в «Современнике». В те времена билеты на спектакли в этот театр было практически невозможно достать. Зрители были вынуждены занимать очередь ночью, и то это не давало никаких шансов попасть на представления. Худрук Олег Ефремов собрал самых известных и талантливых актеров, среди которых были Михаил Козаков, Олег Даль, Олег Табаков, Лилия Толмачева, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев.

Т. Лаврова и М. Козаков в спектакле "Двое на качелях", 1961 год
Т. Лаврова и М. Козаков в спектакле "Двое на качелях", 1961 год

Татьяне Лавровой нравилось, что Ефремов создал дружескую, непринужденную обстановку среди актеров. Все были на равных, могли вносить свои новаторские предложения, спорить и отстаивать собственное мнение.

В 1961-м году спектакль «Двое на качелях», поставленный по пьесе У. Гибсона начинающим режиссером Галиной Волчек, поразил всю театральную Москву. Театровед Виталий Вульф вспоминал то время:

«В те уже далекие годы Лаврова была любимицей Волчек, и та занимала ее во всех своих спектаклях. Лавра в «Эшелоне» Рощина, Раневская в «Вишневом саде» были уже работами мастера, актрисы мощной индивидуальности, талант которой заряжал и притягивал и зрителей, и товарищей по сцене».

О. Ефремов и Т. Лаврова в фильме "Испытательный срок", 1961 год
О. Ефремов и Т. Лаврова в фильме "Испытательный срок", 1961 год

Почему Лаврова перестала сниматься в кино на пике своей популярности?

Параллельно с театром Татьяна начала актерскую карьеру, снявшись в фильмах «Песня о Кольцове», «Испытательный срок», «Девять дней одного года». В драме Михаила Ромма повествовалось о любовном треугольнике, где герои Баталова и Смоктуновского влюблены в женщину, роль которой досталась Лавровой. По тем временам это был очень смелый шаг, и вряд ли бы картину выпустили на экраны, если бы не авторитет режиссера.

«Девять дней одного года» стал одним из самых популярных фильмов. Лаврова с актерами объездила весь мир с лентой, которая, кстати, получила множество престижных международных наград. Татьяна в один момент стала знаменитостью, звездой невероятных масштабов. У нее появилась многомиллионная армия поклонников, журналисты не давали прохода, а на улицах собирались толпы желающих получить автограф актрисы. Режиссеры буквально заваливали Лаврову предложения о съемках, но Татьяна всем отвечала отказом. Она рассказывала:

«Отныне всех режиссеров я мерила по Ромму, и на меньшее не была согласна».
С А. Баталовым в фильме "Девять дней одного года", 1961 год
С А. Баталовым в фильме "Девять дней одного года", 1961 год

Лаврова в то время была занята почти во всех спектаклях «Современника», поэтому не сильно переживала, что не может сниматься в кино. Она вспоминала:

«Вся молодость прошла на диком взлете. Но ту высоту я могу оценить только сейчас, по прошествии многих лет. А тогда просто жила – в славе, обожании. Меня любили, узнавали на улицах, подражали. Для меня это было естественно. Я ведь палец о палец не ударила, чтобы получить хотя бы одну из ролей, что сыграла тогда».

Была и еще одна причина отказа от съемок в кино. Татьяна Лаврова занялась устройством личной жизни.

Выбирала лишь талантливых мужчин

Актриса отличалась влюбчивостью, но как только понимала, что ее избранник – обычный человек, сразу же все чувства испарялись. Еще в студенчестве будущий народный артист Борис Химичев без памяти влюбился в Татьяну. Однажды он сдавал экзамен и со сцену увидел, что в зрительном зале сидит она. И сразу же Химичев потерял дар речи, едва не вылетев из учебного заведения. Актеру дали второй шанс, и он сразу же побежал к возлюбленной, чтобы поделиться своей радостью. Дверь открыла мать Татьяны и сообщила, что дочь просила его никогда больше ее не беспокоить.

Т. Лаврова с Жаном Маре. Фото из открытых источников
Т. Лаврова с Жаном Маре. Фото из открытых источников

Первые серьезные отношения у Лавровой случились с Евгением Урбанским. Он после съемок в фильме «Коммунист» был уже знаменитым актером, которого прозвали «советский Марлон Брандо». Евгений бросил жену ради Татьяны, чтобы поселиться с возлюбленной сначала в комнате общежития, а потом в коммунальной квартире.

Т. Лаврова и Е. Урбанский на отдыхе. Конец 1950-х. Фото из открытых источников
Т. Лаврова и Е. Урбанский на отдыхе. Конец 1950-х. Фото из открытых источников

Когда Лавровой сообщили, что ее сожитель тайно встречается с коллегой по театру Дзидрой Ритенбергой, та долго не думала и сразу же бросила Евгения. Гордая звезда даже не пришла на его похороны, когда Урбанский трагически погиб в 1965-м году. Так и не смогла простить ему измену.

Следующим избранником Лавровой стал Олег Даль, с которым они вместе работали в «Современнике». Роман увлек не только их двоих, но и весь коллектив, который с замиранием сердца наблюдал за развитием отношений двух людей с весьма непростыми характерами. После скромной свадьбы супруги поселились в Сокольниках в отдельной квартире.

Т. Лаврова и О. Даль. Фото из открытых источников
Т. Лаврова и О. Даль. Фото из открытых источников

Однако брак продержался всего полгода. Даль не мог смириться с тем, что у его жены столько поклонников, и от ревности сходил с ума. Он все чаще стал выпивать, а в состоянии алкогольного куража терял выдержку и становился неуправляемым.

Вторым мужем Лавровой был футболист Владимир Михайлов. В 1967-м году у них родился сын Владимир, после чего супруги развелись.

Муза Вознесенского

Поговаривали, что Лаврова ушла от Михайлова, потому что полюбила поэта Андрея Вознесенского. На протяжении долгих 8 лет тот не мог определиться, с кем ему остаться: с законной супругой Зоей Богуславской или прославленной актрисой Татьяной Лавровой. Он сам страдал, и его женщины мучились, ожидая от него решительного шага. В итоге, поэт остался в семье, но посвятил несколько стихотворений своей любовнице:

«Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь».
Т. Лаврова с А. Вознесенским. Фото из открытых источников
Т. Лаврова с А. Вознесенским. Фото из открытых источников

Всегда была недовольна собой

Татьяна Евгеньевна за 17 лет службы в «Современнике» сыграла много блестящих ролей, но ни одного спектакля не обходилось без того, чтобы после Лаврова не критиковала саму себя. Коллеги говорили, что актриса всегда находила причину недовольства собственной игрой, при этом отличалась «колючим» характером, никого не подпускала слишком близко. Некоторые ошибочно называли это высокомерием, якобы Татьяна Евгеньевна зазналась, считая себя великой примой.

-13

Когда в театре появилась молодая и весьма талантливая Марина Неелова, Лаврова решила, что теперь она будет любимицей Галины Волчек. В сердцах Татьяна Евгеньевна написала заявление на увольнение. В 1978-м году она вернулась в МХАТ, куда ее давно и настойчиво звали режиссеры.

Олег Ефремов очень дорожил Лавровой, но со временем у нее стало все меньше ролей в театре. В кино она тоже почти не снималась, все еще говоря, что в поисках достойного режиссера. Людмила Иванова, коллега по «Современнику», рассуждала:

«Лаврова была большой актрисой, абсолютно естественной, глубокой – ни капли фальши. К сожалению, она мало снималась. По-моему, режиссеры боялись ее характера, да и она часто отказывалась – предлагаемые роли казались ей незначительными».
С А. Вознесенским и сыном Володей, начало 1970-х. Фото из открытых источников
С А. Вознесенским и сыном Володей, начало 1970-х. Фото из открытых источников

Проблемы со здоровьем и скандал с захоронением

В начале 2000-х годов Татьяна Евгеньевна во время репетиции упала с лестницы и повредила позвоночник. Она перенесла несколько сложнейших операций, а на вручение премии «Ника» приехала прямиком из больницы.

Врачи настоятельно рекомендовали актрисе бросить курить, поскольку у нее обнаружилась астма, но та никого не слушала и выкуривала не менее 4-х пачек в день. Лаврова понимала, что в театр ей дорога закрыта, и вот тогда ее накрыла страшнейшая депрессия. Поговаривали, что артистка даже начала выпивать.

С сыном Владимиром. Фото из открытых источников
С сыном Владимиром. Фото из открытых источников

Последние годы своей жизни Лаврова ощущала себя всеми брошенной и покинутой. Рядом был сын Владимир, друзья, театр продолжал материально ее поддерживать, но все было не то. Татьяна Евгеньевна занималась внучкой Женей, ходила с ней на спектакли, а потом вдруг резко начала терять вес. К этому присоединились проблемы со зрением, и, в конце концов, Лаврова практически ослепла. Подруга артисты с горечью вспоминала:

«У меня есть фотография с последнего Дня рождения Тани. Там она похожа на узницу Освенцима: кожа да кости. Любимое платье страшно велико. Выглядела очень больной, изможденной и уставшей. К еде, как мы ни уговаривали, Таня не притронулась. Только тянула из бокала вино и курила одну сигарету за другой».

Весной 2007-го года Лаврова поступила в больницу с подозрением на инфаркт. Диагноз не подтвердился, но у звезды обнаружили все признаки рака желудка. Кроме того, у нее начался бронхит, который стремительно перерос в двустороннюю пневмонию. Татьяна Евгеньевна при этом не сдавалась, шутила, строила планы на будущее, но на 69-м году жизни ее сердце перестало биться.

Скульптор Владимир Лавров, сын Татьяны Евгеньевны, собирался похоронить мать на Преображенском кладбище. Та еще при жизни просила об этом, ведь рядом была могила ее мамы Галины Пышковой. Однако руководители МХАТ настояли, чтобы похороны проходили на Троекуровском кладбище. Разразился скандал, и Владимир отказался во всем этом участвовать. Вот так Татьяну Лаврову, звезду театра и кино, не смог проводить в последний путь собственный сын.

Могила Т. Лавровой на Троекуровском кладбище. Фото из открытых источников
Могила Т. Лавровой на Троекуровском кладбище. Фото из открытых источников

Мы делимся с вами самыми интересными новостями, а вы можете угостить нас виртуальной чашечкой кофе! Поддержите нас — и мы продолжим радовать вас свежими историями!