Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы хотим поговорить о соборе Святой Софии в Киеве, величественном памятнике древнерусского зодчества, заложенным Ярославом Мудрым в далеком 1037 году. Этот храм — живая история, запечатленная в камне, мозаиках и фресках, свидетельница взлета и падения Киевской Руси.
Величие замысла
Софийский собор с самого начала задумывался как главный храм Киевского государства, символ его силы и духовного величия. Неслучайно собор был назван в честь Святой Софии, как и известный храм в Константинополе — это подчеркивало преемственность и тесную связь Киева с Византией, центром православного мира. Расположенный вне стен княжеской цитадели, он должен был стать центром притяжения для всего народа, местом, где каждый мог ощутить единство и связь с Богом.
Архитектурные особенности
София Киевская — творение греческих зодчих, возведенное при деятельном участии местных мастеров. В каждом камне, в каждой линии чувствуется мощь и духовный подъем Киевской Руси. Архитектура и живопись собора — словно гимн вере и величию государства.
В XVIII веке внешний облик собора претерпел значительные изменения под влиянием стиля барокко. Но даже эти пристройки и переделки не смогли полностью затмить первоначальное величие Софии. Часть оригинальных стен с декоративными нишами до сих пор напоминают о былом великолепии.
Интересно, что София Киевская не стремится вознестись высоко в небо, подобно готическим соборам. Она словно вырастает из земли, органично вписываясь в окружающий ландшафт.
Изначально собор не был побелен. Кирпичная кладка, чередующаяся с розовой цемянкой (известковым раствором с добавлением толчёного кирпича), создавала неповторимый колорит.
В основе структуры собора — разносторонний греческий крест, традиционный для русской архитектуры.
Ритм пространства создается при помощи крещатых столбов, круглых толстых столбов (пилонов) и арок. Собор поражает своей идеальной симметрией. Симметричная композиция — это метафора устройства мироздания, отражение порядка и гармонии.
Мозаики и фрески
Под главным куполом, словно небесное светило, сияет мозаичный образ Христа Вседержителя — Пантократора. Диаметр медальона составляет около 4 метров. Вокруг Него представлены четыре архангела, но, к сожалению, в мозаике сохранился лишь один — в голубых одеждах. Остальные были дописаны в XIX веке Михаилом Врубелем масляными красками.
Христос представлен во фронтальной позе. Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая прижимает к груди Евангелие в золотом переплете, украшенном камнями. Полуфигура монументальна и величественна. Мастер, создававший этот образ, использовал крупные и упрощенные линии, понимая, что зритель будет смотреть на мозаику с большого расстояния. Если смотреть на Пантократора ближе, с лесов, контрасты кажутся очень резкими. Но снизу изображение выглядит естественно и гармонично. Это — свидетельство высокого мастерства художника, знавшего, как работать на больших плоскостях.
Образ Христа в Софии Киевской не похож ни на одно из дошедших до наших дней изображений Пантократора. Мы видим тяжелую фигуру, массивную голову, крупные руки. В этом — особая выразительность и сила образа, отражающего суровый дух эпохи.
В барабане, между окнами, изображены фигуры двенадцати апостолов. Время оставило свой отпечаток — до наших дней дошла лишь верхняя часть лика апостола Павла. Чуть ниже, на парусах купола, расположились евангелисты, запечатленные в процессе письма. Лишь образ евангелиста Марка уцелел сквозь толщу веков. Взгляд скользит по подпружным аркам, украшенным медальонами с поясными изображениями сорока севастийских мучеников. Десять мозаичных ликов можно увидеть на южной арке, и лишь пять — на северной.
В самом сердце апсиды, словно небесная заступница, возвышается Богоматерь Оранта, достигающая в высоту 5,45 метра. Ее монументальная фигура, стоящая на широком постаменте, инкрустированном драгоценными камнями, источает силу и защиту. У подножия Оранты разворачивается сцена Евхаристии — священного причастия апостолов Христом. Еще ниже — торжественный ряд святителей, древних епископов и Отцов Церкви.
Палитра мозаик поражает воображение богатством оттенков — их насчитывается 177. На столбах триумфальной, или алтарной, арки, запечатлено Благовещение — архангел Гавриил на северном столбе и Богоматерь на южном. Эта мозаика является старейшим образцом этого сюжета в русском искусстве, дошедшим до наших дней.
В те далекие времена мозаикой украшались лишь центральный купол и алтарное пространство, где совершалось таинство богослужения. Остальные части храма покрывали фрески. Мозаика и фреска, дополняя друг друга, создавали уникальный художественный ансамбль.
К сожалению, росписи на сводах, изображавшие двунадесятые праздники, посвященные ключевым событиям евангельской истории, не сохранились до наших дней. Однако на боковых стенах центрального пространства, на тройных аркадах и западных стенах трансепта, до сих пор можно увидеть сцены Страстей Христовых и Воскресения. Этот цикл завершается эпизодами послания апостолов на проповедь и сошествия Святого Духа.
Фресками украшены и боковые апсиды, где разворачиваются повествования о детстве Богоматери, основанные на мотивах Протоевангелия Иакова, о деяниях апостола Петра, о житии святого Георгия и о подвигах архангела Михаила. Каждый придел словно ведет свой рассказ, переплетаясь с общей темой веры и спасения.
На стенах и колоннах собора можно увидеть лики святых, образующих огромный христианский пантеон, насчитывающий свыше пяти сотен персонажей. Эти образы — словно небесное воинство, окружающее Христа и Богоматерь, готовое оберегать и наставлять верующих. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, а в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В Софии Киевской кажется, будто небеса спускаются на землю, наполняя собой каждый уголок храма.
Особый интерес представляет княжеский групповой портрет, некогда украшавший западную часть подкупольного креста. Эта масштабная фреска изображала торжественный выход в храм киевского князя со своей семьей. До наших дней сохранились лишь фрагменты — четыре фигуры на южной стене и две — на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть композиции, где, предположительно, были изображены князь с моделью храма и княгиня, была утрачена при разборке западной аркады в конце XVII века. Реконструировать ее облик позволяют зарисовки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, датированные 1651 годом.
Личность изображенных на фреске до сих пор остается загадкой. Принято считать, что это — семья Ярослава Мудрого, однако убедительных подтверждений этому нет. Существует гипотеза, что на фреске запечатлена семья Владимира Святославича, крестителя Руси. Как бы то ни было, княжеский портрет — бесценный артефакт, позволяющий нам прикоснуться к миру древнерусской знати.
Сцены византийской придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты и охота — все это можно увидеть на фресках лестничных башен. Эти сюжеты — словно окно в Византию, открывающее нам особенности быта и культуры империи, оказавшей огромное влияние на Киевскую Русь.
Стены Софии хранят и множество граффити, датируемых XI–XII веками. Эти надписи, нацарапанные на стенах, — ценнейшие памятники письменности и уникальный источник информации о жизни людей того времени. На сегодняшний день в Софии обнаружено более семи тысяч граффити, относящихся к периоду с XI по XVIII век. Среди них — одиннадцать древнейших надписей, датированных 1018–1036 годами.
София Киевская является не только уникальным памятником культуры, но и символом духовной силы и культурного величия Киевской Руси. Она как живая история, запечатленная в камне, мозаиках и фресках.
Благодарим вас за внимание. Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации. До новых встреч!