Найти в Дзене

Реставрация старинных икон в Московской Иконописной Мастерской.

В нашей мастерской мы можем отреставрировать вашу домашнюю икону по всем правилам этого искусства. мы бережно относимся к святыням и памятникам культуры, стараемся минимизировать свое воздействие на авторский живописный слой и придать иконе ее подлинный вид. Опыт реставрационных работ Московской Иконописной Мастерской составляет более 30 лет. Можем также изготовить дубовый киот к иконе и дать официальное письменное экспертное заключение на икону. Реставрация (от лат. Restavratio — восстановление) старинных икон — это искусство возвращения к новой жизни святых образов, поврежденных временем, стихиями и социальными бедствиями. Реставрировали и поновляли ветхие или потемневшие от времени иконы испокон веков, когда каждый, даже подвергшийся сильному разрушению священный образ не выбрасывали, а старались сохранить, укрепить, предотвратить дальнейшее разрушение, восстановить утраты. Если невозможно было восстановить прежнее изображение, то икону переписывали заново по древней доске, ост
Реставрация иконы 19 века Архистратиг Михаил. Московская Иконописная Мастерская.
Реставрация иконы 19 века Архистратиг Михаил. Московская Иконописная Мастерская.

В нашей мастерской мы можем отреставрировать вашу домашнюю икону по всем правилам этого искусства. мы бережно относимся к святыням и памятникам культуры, стараемся минимизировать свое воздействие на авторский живописный слой и придать иконе ее подлинный вид. Опыт реставрационных работ Московской Иконописной Мастерской составляет более 30 лет. Можем также изготовить дубовый киот к иконе и дать официальное письменное экспертное заключение на икону.

Реставрация (от лат. Restavratio — восстановление) старинных икон — это искусство возвращения к новой жизни святых образов, поврежденных временем, стихиями и социальными бедствиями.

 Реставрация старинной руинированной иконы второй половины 19 века Спас Вседержитель. Московская Иконописная Мастерская.
Реставрация старинной руинированной иконы второй половины 19 века Спас Вседержитель. Московская Иконописная Мастерская.

Реставрировали и поновляли ветхие или потемневшие от времени иконы испокон веков, когда каждый, даже подвергшийся сильному разрушению священный образ не выбрасывали, а старались сохранить, укрепить, предотвратить дальнейшее разрушение, восстановить утраты. Если невозможно было восстановить прежнее изображение, то икону переписывали заново по древней доске, оставляя на тыльной стороне специальные знаки. Тем самым жизнь священного образа надолго продлевалась. И в наши дни у каждого есть возможность обратиться к профессиональным мастерам-иконописцам Московской Иконописной Мастерской и заказать реставрацию поврежденных икон.

Реставрация допись подокладной иконы Спас. Московская Иконописная Мастерская.
Реставрация допись подокладной иконы Спас. Московская Иконописная Мастерская.

Реставрация иконы - трудный и кропотливый процесс, требующий большого мастерства и знаний. Неслучайно святые отцы сравнивали реставрацию икон с монашеским подвижничеством. Длительность реставрации икон зависит от тяжести и характера повреждений. Зато каждая отреставрированная икона — это большая победа, которая преодолевает силу тления и разрушения, утверждает торжество красоты и добра.

Эксперт и реставратор древнерусской темперной живописи И.Ю. Дрождин. Московская Иконописная Мастерская.
Эксперт и реставратор древнерусской темперной живописи И.Ю. Дрождин. Московская Иконописная Мастерская.

Основные этапы реставрации икон

Реставрация проходит в несколько этапов и каждый раз состояние иконы фиксируется фотографированием и описанием проведенных работ в реставрационном паспорте. Сначала, вне зависимости от состояния иконы, проводится её описание и фотофиксация, затем уже начинается превентивная реставрация (консервация): мастер укрепляет левкас и красочный слой осетровым клеем и наклейкой папиросной бумаги, чтобы максимально сохранить её первозданный вид. После некоторого времени наклеенная бумага удаляется, затем укрепленная живопись расчищают специально подобранными растворителями или только скальпелем от всевозможных загрязнений (копоти, воска, мушиных засидов) и поздних записей. Для работы с красочным слоем необходимо утоньшение лака, покрывающего икону. Момент расчистки потемневшей иконы, по словам реставраторов, – это каждый раз ожидание чуда, когда из-под черной от времени олифы проступает лик святого, детали образа и авторские надписи. Иконы иногда поступают на реставрацию в сильно поврежденном виде или руинированном состоянии – с распавшимися на отдельные доски основы, с глубокими трещинами-кракелюрами на левкасе и живописи, крошащимся от ветхости левкасом и красочным слоем и даже с утраченными участками живописи, иногда весьма значительными. В таких случаях доски укрепляются специальными составами и клеями, а грунт иконы промывается и проклеивается. Затем в пределах утраченных фрагментов проводится подводка реставрационного левкаса и последующее его выравнивание, и, наконец, восстанавливается дописыванием и тонировкой целостность утраченного красочного слоя. Обновлённую икону покрывают защитным лаком, оборотную сторону обрабатывают специальным антисептическим составом. Для большей сохранности икону нужно разместить в киот (новый или отреставрированный старый).