История о том, как короткометражный фильм «Подарок» через образ брошенной рыжеволосой девочки рассказывает о жестокости и равнодушии, с которыми сталкиваются миллионы бездомных животных.
Эта история впервые взбудоражила интернет в 2015 году, когда короткое видео о том, как отец забирает из приюта нового члена семьи, взорвало соцсети. Всё начинается с того, что мужчина подъезжает к неприметному зданию — что-то вроде детского дома. На крыльце его ждёт рыжеволосая девочка, сжавшая в руках любимую куклу. Она осторожно садится в машину, почти прячась от взгляда, а отец мягко треплет её по голове, словно говоря: «Всё будет хорошо». Девочка выдыхает, набирается смелости, и на её лице появляется слабая улыбка.
Машина мчится по просёлочной дороге, солнце играет в кронах деревьев, девочка украдкой поглядывает на мужчину, который жует что-то на ходу. Наконец, он делится с ней едой, и она с жадностью съедает кусочек, впервые за долгое время чувствуя себя частью чего-то настоящего. Сквозь окно ей открывается новый мир, где всё кажется спокойным и тёплым.
В доме, куда они приезжают, другая девочка рисует за столом, а мама нежно целует её в щёку. На пороге появляется отец с рыжеволосой гостьей. Это мог бы быть момент неловкости или ревности, но дочь бросается к новенькой с настоящим восторгом, и между ними мгновенно завязывается доверие.
Девочка с куклой поначалу стесняется, не решаясь приблизиться к матери, но та и дочка принимают её в свою игру, аккуратно расплетают тугие хвостики и гладят её волосы. Постепенно скованность исчезает, появляется лёгкость, и рыжеволосая девочка уже смеётся вместе с новой сестрой, бегает по дому, играет на берегу реки.
Но радость недолговечна. В доме всё чаще звучат крики, девочка вздрагивает от громких звуков, болезненно реагирует на яркий свет. Окружающий мир становится чужим и пугающим. В какой-то момент на белоснежной скатерти оказывается пятно от красного вина — мать срывается на крик. Сестра больше не зовёт её играть. От скуки и обиды та начинает разбирать на части свою единственную куклу. Она ищет любви и тепла, тянется к маме, дёргает за рукав, но мама раздражённо отталкивает её. Девочка не сдаётся, идёт к отцу, но тот увлечён работой за компьютером, и находит для неё только равнодушный жест.
Постепенно её перестают пускать за общий стол, а любой беспорядок, который она случайно устраивает в игре, вызывает раздражение взрослых. Теперь она — обуза, нежеланный гость, от которого ждут только послушания и тишины. В семье начинают задумываться: зачем вообще они взяли её в дом? На неё больше нет ни времени, ни желания.
Вскоре родители принимают решение. Отец усаживает девочку в машину и везёт её по пустой, пыльной дороге. Он открывает перед ней дверцу, снова треплет по голове — тот же жест, что когда-то давал ей надежду. А потом, отвлекая её, берёт куклу и швыряет далеко в заросли у дороги. Девочка бросается за ней, а в этот момент отец захлопывает дверь, садится за руль и уезжает, оставляя ребёнка одного на безлюдной просёлочной дороге.
Она стоит, не веря в происходящее, вглядываясь в исчезающую машину. Может быть, ей кажется, что он вернётся, что это недоразумение. Но машина уносится всё дальше, а в зеркале заднего вида отец бросает последний взгляд назад. Он смотрит: не догоняет ли его кто-то? Или, быть может, испытывает сомнения, сожалеет ли он? Что бы он ни чувствовал, суть не в том, кого он оставил на дороге.
Потому что, когда камера разворачивается, зритель видит: на месте рыжеволосой девочки с куклой осталась собака. Верная, доверчивая, брошенная, она ждёт у дороги, где её оставили.
Фильм называется «Подарок» и снят венгерской студией Dead Lens Pictures — ради того, чтобы привлечь внимание к судьбе брошенных и замученных животных. История рассказана так, что в центре — маленькая девочка, и только в финале раскрывается смысл: жестокость по отношению к любому живому существу, члену семьи — будь то ребёнок или собака — одинаково страшна.
Режиссёр фильма София Збери в интервью Bor Panda рассказывала:
«Мы сделали этот короткометражный фильм, чтобы привлечь внимание к проблеме брошенных животных. Я искренне считаю, что всё, что может случиться с животным, может случиться и с ребёнком».
Збери подчёркивает: люди, способные причинять боль животным, способны и на зло по отношению к людям, поэтому параллель была столь важна для неё.
Фильм снят резко, намеренно жёстко, чтобы не дать зрителю отвернуться и забыть. Более 24 миллионов просмотров на YouTube доказывают — он заставил миллионы задуматься.
«Я верю, что кино может побуждать людей менять свои взгляды и поступки, — говорит Збери. — Важно снимать такие фильмы, чтобы мир становился хоть немного лучше».
По данным Всероссийской переписи бездомных животных, в России насчитывается примерно 3,6 млн бездомных кошек и собак, что составляет около 4 % от общего числа домашних животных. Из них 170 000 содержатся в приютах, остальные 3,2 млн – 3,4 млн живут на улице. В России действует около 530 приютов, при этом в среднем в каждом содержатся около 320 животных.
Таким образом, российская картина такова: ежегодно десятки тысяч животных возвращаются в приюты, но значительное большинство остаются на улице, и лишь небольшое число находят семьи. Хотя ситуация постепенно улучшается, масштабы проблемы остаются значительными.
Как вы считаете, почему в России до сих пор так много бездомных животных, несмотря на работу приютов и волонтёров? Приходилось ли вам когда-нибудь брать животное из приюта? Почему вы приняли такое решение или, наоборот, отказались? Делитесь своими мыслями и историями в комментариях!