В июне 2025 года удалось побывать в Третьяковской галерее сразу на двух выставках разных людей и художников, живших и творивших при этом фактически в один исторический период. Кроме того, есть в их творчестве общие знаменатели - оно пропитано жизнелюбием, яркостью красок и позитивным настроением.
Лето - это прекрасное время года для прогулок и наблюдения за миром вокруг. Ну а если погода не слишком балует теплом и солнечной негой, то можно, к примеру, сходить на выставку.
Думаю, что не имеет смысла говорить о достоинствах Третьяковки, её уникальных коллекциях и выставочных проектах. Каждый, кого интересуют вопросы культуры, вполне сможет самостоятельно найти справочные материалы. А мы с вами поговорим о двух выставках, которые пока ещё продолжаются и все желающие смогут их увидеть. Первая из них проводится в основном здании, в Лаврушенском переулке. 21 июня побывали на выставке картин Бориса Кустодиева (1878-1927). Творчество Кустодиева многогранно: он работал как станковист, сценограф, увлекался скульптурой, свободно владел разнообразными графическими техниками и приемами рисования. #Художник писал портреты современников, пейзажи и жанровые произведения, запечатлевая жизнь и колорит России, особенности национального характера, быт и праздники русской провинции.
В своём искусстве он соединил традиции реализма с импрессионизмом и символизмом, обогатив их элементами русского фольклора и народного искусства. К середине 1900-х годов художник создал неповторимый стиль и собственную живописную Россию – «Страну Кустодию». Экспозиция знакомит с ключевыми живописными и графическими произведениями автора, которые объединены в тематические блоки: «Семья»,
«Страна Кустодия»,
«Театр».
Отдельное место в экспозиции занимает цикл «Русские типы», где художник воспевает русских красавиц – величественных и жизнерадостных героинь его полотен.
Впервые практически в полном составе показаны эскизы Кустодиева к спектаклю «Блоха» (по рассказу Николая Лескова «О тульском косом Левше и о стальной блохе») для Второго Московского художественного академического театра и Большого драматического театра в Ленинграде – вершины в театрально-декорационной деятельности мастера. Также представлен блок работ "Русская Венера", посвящённый размышлениям о подлинно женской красоте.
Нельзя не отметить работы Кустодиева, посвящённые праздникам. К примеру, на тему Масленицы художником написано сразу несколько.
Выставка даёт возможность по-новому взглянуть на творчество выдающегося художника и оценить уникальный талант Бориса Михайловича, который пятнадцать лет своей жизни провёл в инвалидном кресле. Но несмотря на данное обстоятельство не озлобился, не зачерствел душой, а создавал красочные полотна.
В залах выставки небывалый аншлаг и это наглядно свидетельствует о том, что в столь непростой для всех исторический период людям как никогда нужна именно такая живопись - в хорошем смысле простая и понятная, радостная, жизнелюбивая и красочная.
28 июня побывали на выставке картин "Илья Машков: Авангард. Китч. Классика" в новом здании Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. Выставка представляет собой ретроспективу работ Ильи Машкова (1881–1944) – ключевой фигуры раннего русского авангарда, одного из основателей объединения «Бубновый валет» и одного из лучших колористов в искусстве XX века.
Новое здание Третьяковки расположено не слишком далеко от основного. При этом оно представляет собой масштабный культурный кластер, на нескольких этажах которого разместились просторные выставочные залы, кафе и музейный магазин. Здесь много воздуха и света, что самым положительным образом отражается на восприятии предметов искусства.
Экспозиция объединила около 200 живописных и графических произведений автора, что стало редким событием: работы художника рассредоточены по собраниям России и стран бывшего СССР и впервые экспонируются вместе в таком объёме.
Проект позволяет проследить эволюцию творчества Машкова – от радикальных экспериментов «Бубнового валета»
до поздних работ периода соцреализма, которые до сих пор вызывают острые дискуссии.
Одни критики видят в них живописные шедевры, равные искусству старых мастеров, другие – банальность и китч.
Экспозиция не только раскрывает метод художника на разных этапах с конца 1910-х до начала 1940-х годов, но и даёт возможность осознать ключевые тенденции развития русского искусства – от авангарда
до соцреализма.
Основу выставки составляют произведения Ильи Ивановича из 26 государственных коллекций, а также частных собраний. Экспозиция построена на сопоставлении работ разных жанров и периодов. Художник неоднократно возвращался к одним и тем же темам, переосмысляя их с интервалом в пять-десять лет.
Машков развивал своё живописное восприятие на основе метода Поля Сезанна и считал, что это позволит войти в классическую традицию и начать новую эпоху Ренессанса на современном этапе.
В представленных полотнах прослеживается влияние не только Сезанна, но также Матисса и Гогена.
Машкову, путём многочисленных экспериментов удалось разработать свою особенную творческую методику. При этом он сумел охватить все аспекты живописи - портреты,
пейзажи,
зарисовки с натуры.
А уж натюрморты в его творческой антологии занимают действительно почётное место.
Но главное в творчестве мастера - это позитивный настрой его произведений, что заставляет вновь и вновь возвращаться к тем или иным картинам, искать в них какие-то новые изюминки и нюансы.
Спасибо организаторам выставок! Лето продолжается!
Уважаемые читатели! Буду благодарен за ваши подписку на канал, комментарии и репосты. Слушайте хорошую музыку, смотрите хорошие фильмы,читайте хорошие книги, посещайте концерты, спектакли и выставки, ведь это обогащает духовно! А главное созидайте любым доступным для вас способом.
#ЗапискиКультуролога #Москва #ТретьяковскаяГалерея #выставка #БорисКустодиев #Кустодиев #ИльяМашков #живопись #искусство #культура #Moscow #exhibition #museum #art