Найти в Дзене
Я такая есть

Кратко о моем чувстве вины. Спойлер: просто поныть

Недавно я была на выпускном вечере своего ребенка. На празднике было много людей, а среди них — две женщины. Одна — в Синем, другая — в Сером. Как мне потом рассказала дочь, несколько лет назад женщине в Сером муж изменил с женщиной в Синем. Тоже на каком-то совместном празднике. И женщина в Синем на вчерашнем выпускном была абсолютно спокойна. Она весело танцевала, непринужденно общалась с людьми, невозмутимо глядела в глаза женщине в Сером. Как будто совершенно и не виновата перед ней. В моей картине мира это не умещалось. Вот она, дама в Синем, совратившая чужого мужа. И вот Я, (дама в белом), которая испытывает дикое чувство вины, если: Куда там мне до девушки в Синем? Если я когда-либо уведу чужого мужа, то сгрызу себя до смерти в тот же день. Хотя нет, я сделаю это раньше. Через минуту после того, как только подумаю это сделать. А ведь есть люди, которые не носят этот тяжкий груз вселенской вины за все на свете! Они с легкостью живут так, как считают нужным. Для меня это — у

Недавно я была на выпускном вечере своего ребенка. На празднике было много людей, а среди них — две женщины. Одна — в Синем, другая — в Сером. Как мне потом рассказала дочь, несколько лет назад женщине в Сером муж изменил с женщиной в Синем. Тоже на каком-то совместном празднике. И женщина в Синем на вчерашнем выпускном была абсолютно спокойна. Она весело танцевала, непринужденно общалась с людьми, невозмутимо глядела в глаза женщине в Сером. Как будто совершенно и не виновата перед ней.

В моей картине мира это не умещалось.

Вот она, дама в Синем, совратившая чужого мужа.

И вот Я, (дама в белом), которая испытывает дикое чувство вины, если:

  • недостаточно радушно разговариваю с мамой — она ведь могла почувствовать, что никому не нужна;
  • кажусь слишком успешной. Ведь кому-то труднее, кто-то беднее, кому-то не так повезло, как мне. И он смотрит на меня, и ему плохо;
  • беру то, что мне положено. А вдруг это — слишком много, и я кого-то ущемлю?
  • отказываю и нарушаю чьи-то планы. Ведь людям теперь будет неудобно из-за меня. Что я за человек такой после этого?
  • не работаю. Кто-то с трудом зарабатывает на жизнь, а я высыпаюсь и трачу деньги мужа. Имею ли я на это право?
  • у моего ребенка неудача. Значит, я недодала ему любви и плохо воспитала.
  • ем мороженое. Просто ем мороженое. Без комментариев.

Куда там мне до девушки в Синем? Если я когда-либо уведу чужого мужа, то сгрызу себя до смерти в тот же день. Хотя нет, я сделаю это раньше. Через минуту после того, как только подумаю это сделать.

А ведь есть люди, которые не носят этот тяжкий груз вселенской вины за все на свете! Они с легкостью живут так, как считают нужным. Для меня это — уровень Бог. Не знаю, смогу ли я быть такой когда-либо.

Не уводить мужей, конечно, но жить по своему внутреннему компасу. Не грызть себя изнутри за то, что существую, проявляюсь, занимаю свое место, осмеливаюсь быть счастливой. Выбирать путь, который, возможно, заденет других за живое, но не принимать это близко к сердцу, а идти своей дорогой.

Я изучаю психологию и знаю, что у чувства вины есть свои причины. Они кроются в детстве, во внутриутробном периоде развития, в сценариях рода. Многие из них закладываются в психику ребенка на бессознательном уровне. То есть, мама, бабушка, прабабушка могли считать себя виновными за что-то — и их потомки тоже будут чувствовать эту вину. Даже если предки никогда о ней не говорили вслух — она будет висеть в воздухе и "впитываться" маленькими членами семьи.

Яна Катаева, семейный психолог, однажды привела такой пример преемственности. Одна женщина потеряла на вокзале ребенка. После этого случая прошло много времени, она родила другую дочь и никогда не рассказывала той об этом происшествии. Но та, когда выросла, стала замечать за собой неприязнь к вокзалам, которая казалась ей абсурдной. Ведь у нее, казалось, совершенно не было на это причин. И только когда мама раскрыла ей эту тайну, она смогла понять свои чувства.

Как это могло произойти? Ненависть к вокзалу считывалась в обстановке, в которой росла девочка. Мать могла переключить телевизор на другой канал, если на экране показывали вокзал. Или поспешно сказать, что не поедет отдыхать на поезде, только на автобусе. Внезапно помрачнеть, если кто-то упоминает о вокзале в разговоре. Дети ощущают любые чувства родителей на бессознательном уровне, запоминают их и воспринимают как свою собственную норму.

В общем, я понимаю причины своего чувства вины. Я работаю над ними. Но кто-то уже родился таким "проработанным" и живет в свое удовольствие, а кому-то приходиться тратить на восстановление самооценки годы психотерапии. И наблюдать при этом нестабильный, совсем не совершенный результат.

Обидно.