Легендарный Ил-2, самый массовый боевой самолет за всю историю авиации. За период его производства с 1941 по 1945 с заводов было выпущено более 36.000 штурмовиков. Самолет, ставший одним из самых узнаваемых символов победы СССР в Великой Отечественной войне. "Летающий танк" заслужил особое место в истории наравне с такими знаковыми символами победы, как танк Т-34, реактивный миномёт «Катюша», винтовка Мосина и пистолет-пулемёт Шпагина. Невероятная живучесть самолета, его универсальность, бронирование и номенклатура вооружения позволили штурмовику успешно выполнять самые различные боевые задачи.
Во многих городах нашей великой страны стоят монументы, символы невероятного мужества самой разрушительной войны в истории, войны в которой наш народ победил. Ил-2 не закончил свой рассказ о себе с окончанием войны, во многих городах и поныне стоят легендарные "Летающие танки" на своих монументах, в тишине рассказывая о своем подвиге.
Истра
Расположение монумента. Истра.
В 1965 году, к 20-летию Великой Победы, Московский областной комитет партии принял важное решение — установить в регионе памятники военной технике, защищавшей подступы к столице в годы Великой Отечественной войны. Однако при реализации этого плана возникла серьёзная проблема: к тому времени в стране практически не сохранилось настоящих экземпляров легендарного штурмовика Ил-2.
В 1950-х годах, во время масштабного перевооружения Советской армии, большинство военных самолётов предыдущих поколений было списано и утилизировано. Казалось, что идея установки памятника находится под угрозой срыва. Но на помощь пришли специалисты ОКБ имени С.В. Ильюшина — создатели этой уникальной машины.
Инженеры и мастера конструкторского бюро взялись за срочную работу: они изготовили точный деревянный макет самолёта, который затем обшили листами дюраля. Несмотря на сжатые сроки, работа была выполнена качественно. К 9 мая величественный Ил-2 уже возвышался на бетонном постаменте в городском парке Истры.
Уже на следующий год памятник подвергся серьёзной реконструкции. Деревянную основу укрепили, а внешнюю обшивку заменили на более долговечные и устойчивые к атмосферным воздействиям листы титанового сплава. Так Истринский Ил-2 стал не просто памятником военной технике, а символом подвига советских авиаконструкторов и лётчиков.
На постаменте размещена памятная надпись, которая отражает значимость этой машины в истории Великой Отечественной войны: «Штурмовик Ил-2 был нужен „как воздух, как хлеб“». Эти слова принадлежат И.В. Сталину, который в 1941 году обратился к конструктору С.В. Ильюшину с просьбой наладить массовое производство этих легендарных самолётов в кратчайшие сроки.
Сегодня этот памятник остаётся важным символом мужества и героизма, напоминанием о том, как в годы войны советские люди творили невозможное ради защиты своей Родины.
Дубна
Расположение монумента. Дубна.
Памятник легендарному штурмовику Ил-2 является одним из самых молодых среди подобных мемориалов в России. Он был торжественно открыт в 2008 году на пересечении улиц Сахарова и Строителей, перед гостиницей «Дубна».
История памятника началась в 2004 году, когда местные поисковики обнаружили в окрестностях Дубны останки одноместного штурмовика Ил-2. Этот самолет, с заводским номером 381417, был выпущен в 1942 году на заводе №381 в Нижнем Тагиле. Самолёт входил в состав 34-го запасного авиационного полка, который находился в подчинении штаба Военно-Воздушных сил Московского военного округа. Катастрофа произошла 22 июня 1943 года, когда самолет под управлением старшего сержанта Алексея Камшилова потерпел аварию в пяти километрах от аэродрома Борки. Пилоту удалось спастись на парашюте, однако позже, в январе 1944 года, он погиб при защите неба Ленинграда.
Восстановление самолета стало настоящим трудовым подвигом. Бронекорпус был эвакуирован вертолетом МЧС России, а затем поисковики нашли останки еще нескольких машин. Благодаря усилиям городской администрации, предприятий «Экстен», МКБ «Радуга», АЦ «Борки», Национального аэроклуба России им. Чкалова и многих других организаций, а также при поддержке жителей Дубны, Кимрского и Талдомского районов, был восстановлен планер боевой машины.
Особую значимость памятнику придает тот факт, что в 1940 году в поселке Иваньково на заводе №30 началось производство Ил-2. Таким образом, мемориал стал не только данью памяти героическим летчикам, но и символом трудового подвига дубненских авиастроителей.
Памятный камень у основания памятника представляет собой фрагмент плеча взорванного монумента Сталину, что придает мемориалу дополнительную историческую ценность. Сегодня этот величественный памятник, установленный в честь бессмертного подвига советского народа в Великой Отечественной войне, является одним из значимых символов города Дубна.
Сегодня поисковики продолжают исследования мест сражений Великой Отечественной войны, и уже не единожды были найдены самолеты Ил-2 в самых разных городах. Так, например один из "Летающих танков" был обнаружен в озере Ильмень Новгородской области, еще один поднимали из бухты Геленджика. А в 2023 году еще одну такую ценную находку сделали исследователи в Ленинградской области. К сожалению, большинство найденных машин плохо сохранились. Однако энтузиасты авиалюбители не оставляют не оставляют надежду дать вторую жизнь еще одному или нескольким крылатым легендам. Вполне возможно, что какой-то еще один Ил-2 может быть отреставрирован и сможет снова "расправить" крылья на почетном пьедестале.
Самара
Расположение монумента. Самара.
Куйбышевский авиазавод в годы Великой Отечественной войны стал настоящей столицей авиапромышленности страны. В знак уважения к подвигу авиастроителей и летчиков было решено создать памятник, который бы увековечил их вклад в победу.
Значительной находкой стал обнаруженный в начале 1970-х годов в болоте Ковского леспромхоза Мурманской области самолет Ил-2. Самолёт №1872932 был выпущен в Куйбышеве и попал на вооружение 828-го Свирского ордена Суворова штурмового авиационного полка. На борту находились:
- Младший лейтенант — Константин Котляревский.
- Старший сержант — Евгений Мухин.
В марте 1943 года во время боя у озера Ориярви самолёт был подбит. Стрелок погиб, а пилоту удалось совершить аварийную посадку.
По заводскому номеру удалось установить, что машина была произведена именно на Куйбышевском заводе. Сложная спасательная операция была проведена для извлечения останков самолета из болота. Несмотря на то, что штурмовик находился в плачевном состоянии, его решили восстановить.
Заводчане-ветераныс особым трепетом отнеслись к процессу восстановления машины. Узнали о судьбе экипажа этого самолета, принявшего последний бой. Командир экипажа Константин Котляровский остался жив и воевал до самой Победы, а вот стрелок-радист Евгений Мухин погиб.
К 30-летию Победы в мае 1974 года штурмовик занял свое почетное место на основании монумента на Кировском проспекте Куйбышева. Этот уникальный памятник — не просто самолет-ветеран, это живое свидетельство героического прошлого, воплощение мужества и самоотверженности советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Лебяжье
Расположение монумента. Лебяжье
Судьба Ил-2, ныне украшающего поселок Лебяжье в Ленинградской области, похожа на все те героические истории, которые были записаны и не записаны в военные архивы. Самолет пропал без вести 18.02.1943. Он выполнял боевое задание во время операции "Искра" по прорыву Блокады Ленинграда. Самолёт, заводской номер 5370, входил в состав четвёрки штурмовиков 704-го авиаполка, атаковавших позиции противника в районе Макарьевской Пустыни. Экипаж, состоящий из младшего:
- Лейтенант — Виктор Шишковец.
- Младший сержант — Василий Данилов.
Успешно выполнил задание, но при возвращении был атакован вражескими истребителями.
Самолёт был обнаружен спустя 35 лет — в 1978 году. Аквалангисты ДОСААФ совместно с военными подняли со дна озера Белое не только обломки самолёта, но и останки членов экипажа. Восстановлением легендарного «летающего танка» занимались преподаватели и курсанты авиационно-технического училища имени Ломоносова.
На мемориальной доске монумента значится: "На Ил-2 сражались и пали смертью храбрых 1350 летчиков авиаполков, базировавшихся на аэродроме "Борки"". Особую ценность памятнику придаёт то, что он не просто монумент, а настоящий боевой самолёт, прошедший через горнило войны. Это символ мужества и самоотверженности советских воинов, дань памяти всем летчикам, отдавшим жизни за прорыв блокады Ленинграда. Он служит напоминанием о цене, заплаченной за победу, и о важности сохранения памяти о подвигах предков. Это место стало точкой притяжения для жителей и гостей посёлка, местом памяти и почтения.
Новороссийск
Расположение монумента. Новороссийск.
Летом 1974 года студенты Ворошиловграда (ныне Луганск), Ворошиловградского машиностроительного института, делали подводные съемки у побережья Черного моря, в районе Сухой щели, в предместье Новороссийска. На 17 метровой глубине они встретили остов Ил-2. Так был обнаружен один из теперь знаменитых памятников и символов города-Героя Новороссийска.
После обследования специалистами решено было самолет поднимать даже не смотря на такие сложности, как неразорвавшийся боекомплект. После трудоемкой работы саперов-подводников, удалось достать остов. На крышке аккумулятора смогли прочитать надпись "8-й гвардейский штурмовой авиаполк, 2-я авиаэскадрилья", на винте был обнаружен номер самолёта — 2440.
По архивным данным удалось установить, что штурмовик Ил-2 №2440 с мотором АМ-38Ф №24183 был сбит 19.04.1943 в разгар битвы за Новороссийск. В ходе воздушного боя с вражескими истребителями погибли члены экипажа:
- Гвардии майор — Виктор Фёдорович Кузнецов.
- Гвардии старший краснофлотец — Александр Васильевич Решетинский
Останки героев были с почестями захоронены на братском кладбище. Самолёт же прошёл сложный путь реставрации. Первоначально планировалось создать для него специальный защитный колпак, но в итоге было принято решение установить его как памятник всем лётчикам, сражавшимся за небо Кубани.
30.03.1980 отреставрированный Ил-2 занял своё почётное место на пересечении улицы Героев Десантников и проспекта Ленина на Малой Земле. Архитектурная композиция была создана главным архитектором города Гургеном Наджаряном.
Сегодня этот памятник является не только символом воинской славы, но и важным элементом патриотического воспитания. Он напоминает о подвиге советских лётчиков и служит связующим звеном между поколениями, сохраняя память о героическом прошлом нашей страны.
В 2012 году памятник серьёзно пострадал от зимнего урагана, но был восстановлен и вновь занял своё почётное место, продолжая служить напоминанием о подвиге советских воинов.
Воронеж
Расположение монумента. Воронеж.
В мае 1947 года еще один Ил-2 вновь "Взмыл" в небо на постаменте теперь у Воронежского авиационного самолетостроительного общества.
В 1943 году во время ожесточённых боёв на Курской дуге произошло трагическое событие: штурмовик Ил-2, возвращавшийся с боевого задания, был подбит немецким истребителем. После тяжёлого боя самолёт, ведомый отважным экипажем, упал в озеро неподалёку от села Ракитное в Белгородской области.
Благодаря сохранившимся документам удалось установить личности членов экипажа:
- Лейтенант А.В. Бабель
- Техник-лейтенант А.А. Тюфяков
- Военнослужащий А.Я. Чирков
Знаменитый штурмовик был обнаружен и поднят со дна озера. Сложную операцию по подъему летающей машины, пролежавшей на дне более 35 лет, провели члены Воронежского спортивного клуба "РИФ". А вторую жизнь самолету дали сотрудники авиазавода. Несмотря на то, что завод был загружен производством современных самолётов, включая Ил-86, руководство и ветераны предприятия приняли единодушное решение: восстановление Ил-2 — дело чести. Целый год шла кропотливая работа по возрождению легендарного штурмовика.
08.05.1979 года состоялось торжественное открытие памятника у проходной ВАСО. На мемориальной доске появилась надпись: «Самолёт Ил-2 установлен в честь трудового подвига воронежцев в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Памятник Ил-2 стал не просто достопримечательностью, а настоящим символом Воронежа — города Воинской Славы. Он олицетворяет Подвиг фронтовиков, Трудовой героизм работников тыла, Великое прошлое авиазавода, Память о тех, кто создавал, летал, воевал и побеждал на легендарных "Летающих танках" Ил-2.