Найти в Дзене

Почему аспиранты не защищаются? 5 основных причин

В настоящее время по статистике только каждый десятый аспирант доходит до защиты диссертации. То есть коэффициент полезного действия (КПД) существующей государственной системы научной подготовки и аттестации составляет порядка 10 %. Это чудовищно низкий результат. Почему аспиранты не доходят до защиты? В научном исследовании С.В. Жучковой, А.И. Нефедова, Е.А. Терентьева, Н.М. Смирнова [1], проведенном на базе НИУ ВШЭ, авторы постарались вскрыть основные причины этого, на основе обширного социального опроса самих аспирантов. Представляем вам краткие итоги этого исследования. Общая динамика защит диссертаций представлена на рис. 1. Анализ представленных данных показывает неуклонное снижение результативности российских аспирантур. Наиболее результативными в контексте защит диссертаций в период прохождения аспирантуры оказываются аспиранты по сельскохозяйственным и медицинским наукам. Аспиранты по медицинским наукам в период 2010-2015 гг. чаще других защищали диссертацию в период подго
Оглавление

В настоящее время по статистике только каждый десятый аспирант доходит до защиты диссертации. То есть коэффициент полезного действия (КПД) существующей государственной системы научной подготовки и аттестации составляет порядка 10 %. Это чудовищно низкий результат.

Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников

Почему аспиранты не доходят до защиты? В научном исследовании С.В. Жучковой, А.И. Нефедова, Е.А. Терентьева, Н.М. Смирнова [1], проведенном на базе НИУ ВШЭ, авторы постарались вскрыть основные причины этого, на основе обширного социального опроса самих аспирантов. Представляем вам краткие итоги этого исследования.

Анализ динамики защит

Общая динамика защит диссертаций представлена на рис. 1.

Рис. 1.  Динамика доли выпускников, окончивших аспирантуру с защитой диссертации, в 2010-2023 гг. в разрезе типа организации, % [1]
Рис. 1. Динамика доли выпускников, окончивших аспирантуру с защитой диссертации, в 2010-2023 гг. в разрезе типа организации, % [1]

Анализ представленных данных показывает неуклонное снижение результативности российских аспирантур. Наиболее результативными в контексте защит диссертаций в период прохождения аспирантуры оказываются аспиранты по сельскохозяйственным и медицинским наукам. Аспиранты по медицинским наукам в период 2010-2015 гг. чаще других защищали диссертацию в период подготовки в аспирантуре (от 31 до 44%); а в период 2016-2021 гг. наиболее успешными становятся аспиранты по сельскохозяйственным наукам – при падении общей доли защит по всем отраслям наук до 10-15% их результативность остается на уровне 20-25%. Наименее результативными на протяжении периода 2010-2013 гг. оказались аспиранты по социальным наукам: в период 2010-2015 гг. падение показателей по их защитам совпадало с общим трендом, а в 2017 г. доля защит упала до 7% и выше этого значения более не поднималась [1].

Отметим, что не все аспиранты успевают справиться с требованиями по защите диссертации в срок аспирантской подготовки и откладывают ее на период после окончания аспирантуры. Так, анализ данных о защитах показывает, что основной поток защит переносится на постаспирантский период и следует через 1-3 года после окончания аспирантуры. Более того, по социальным и педагогическим наукам более 80% диссертаций защищаются именно после окончания аспирантуры. Средняя продолжительность подготовки и защиты диссертации у аспирантов составляет 4,5 года, что превышает нормативно установленный период аспирантуры в 3 года почти в полтора раза [1].

Статистические данные о причинах отсутствия защиты диссертации

Статистические данные о барьерах и причинах отсутствия защиты диссертации представлены на рис. 2.

Рис. 2. Распределение ответов выпускников аспирантуры на вопрос о барьерах к защите диссертации, % [1]
Рис. 2. Распределение ответов выпускников аспирантуры на вопрос о барьерах к защите диссертации, % [1]

По итогам анализа ответов аспирантов можно выделить пять основных причин, по которым они не дошли до защиты, по мере вклада в отрицательный результат [1]:

1) финансовые трудности;

2) академические трудности;

3) трудности, обусловленные взаимодействием с научным руководителем (НР);

4) организационные трудности;

5) проблемы личного и медицинского характера.

Кроме того, низкий уровень защит может быть объяснен тем, что среди поступающих в аспирантуру довольно распространены неакадемические мотивы обучения в аспирантуре, в частности: получение различных социальных льгот, которые предоставляет аспирантура; построение неакадемической карьеры; получение диплома о завершении аспирантуры вместо непосредственно ученой степени. Как показано в работе [1] до четверти аспирантов руководствуются теми или иными причинами, не связанными с последующей защитой диссертации (рис. 3). Так, 28% (мужской контингент аспирантов) заявили, что поступили в аспирантуру ради получения отсрочки от армии, 26% – что при поступлении в аспирантуру им было важно получить возможность устроиться на работу в этом же вузе / научном институте, 22% хотели продвинуться по карьерной лестнице вне академической сферы, 8% предполагали получить диплом об окончании аспирантуры без получения степени, 4% желали получить место в общежитии.

Рис. 3.  Распределение целей поступающих в аспирантуру, в % [1]
Рис. 3. Распределение целей поступающих в аспирантуру, в % [1]

Причина 1: финансовые трудности

Основной причиной отсутствия защиты диссертации является уровень оплаты научно-исследовательского труда аспиранта несопоставимый с возможностью жить на эти деньги и тем более содержать семью. Нормативно закрепленный средний размер государственной стипендии аспирантам составляет 7012 руб. для аспирантов приоритетных направлений подготовки (естественно-научные, технические и медицинские специальности) и 2921 руб. – для аспирантов других направлений. Некоторые аспиранты получают и иную поддержку в рамках локальных программ организаций (средний размер которой составляет от 4287 до 13852 руб. в зависимости от отрасли науки), но число таких аспирантов не превышает 11%. Это ведет к необходимости того, что аспиранты вынуждены работать на одной или нескольких работах чтобы содержать себя, а зачастую - еще и свою семью. Согласно опросу средний доход аспиранта с учетом стипендий и всех подработок составляет порядка 48000 руб., но и этого не хватает. В рамках опроса желаемым доходом для себя, достаточным для того чтобы полностью сосредоточится на исследованиях и не заниматься подработками аспиранты назвали сумму порядка 58000 руб. В результате 91% аспирантов имеют постоянную работу или регулярные приработки, причем из работающих аспирантов треть (34%) совмещают несколько мест работы одновременно [1].

Отвлечение на работу само по себе негативно отражается на шансах защиты – работающие аспиранты в среднем защищают диссертации значительно реже неработающих. Однако имеет значение место работы. Так, аспиранты, трудоустроенные в своих вузах на научных должностях, имеют более высокие шансы успешно защитить диссертацию (наравне с неработающими аспирантами), в отличие от трудоустроенных в вузе на административных или преподавательских должностях, либо трудоустроенных в организациях, не имеющих отношения к образованию и науке. Из работающих аспирантов две трети (64%) работают в тех организациях, где обучаются в аспирантуре, половина (52%) – в одном структурном подразделении с НР. При этом лишь пятая часть (22%) работающих аспирантов работают на должностях, связанных с научной деятельностью. Даже если аспираты работают в организациях, не имеющих отношения к образованию и науке, половина из таких аспирантов (42%) работает на должностях в организациях, соответствующих направленности их диссертационных исследований [1].

Причина 2: академические трудности

В эту группу трудностей можно включить [1]:

а) трудности, связанные с подготовкой текста диссертации (столкнулись 46% из всех опрошенных аспирантов);

б) трудности, связанные с подготовкой и публикацией статей по теме диссертации (42%);

в) необходимость обучения по сложной или неадекватной учебной программе и сдача многочисленных учебных отчетностей (20%);

г) потеря интереса к теме диссертации (30%);

д) потеря интереса к научной деятельности (29%);

е) потеря актуальности темы диссертации (18%);

ж) нацеленность на завершение аспирантуры, а не на защиту диссертации (12%).

Академические трудности объясняются, во-первых, невысоким уровнем академической подготовки аспирантов «на входе» – неготовностью их к самостоятельному проведению исследований. Во-вторых, в период с 2013-2022 гг. обучение в аспирантуре предполагало необходимость прохождения целого ряда учебных курсов, зачастую не нужных и отрывающих время от непосредственных исследований. В-третьих, сама аспирантура плохо выполняет задачу развития у аспирантов профессиональных академических навыков, необходимых для успешной исследовательской деятельности – менее половины (20-48%) аспирантов считают, что аспирантура внесла вклад в развитие у них различных академических навыков или дала предметные знания о профильной области исследований [1].

Причина 3: трудности, обусловленные взаимодействием с НР

Российская система подготовки научных кадров основана на модели наставничества в которой НР играет фундаментально большую роль. Так в зависимости от отрасли наук, от 85 до 91% аспирантов полностью или частично согласились с утверждением: «Я считаю, что не смогу успешно защититься без организационной поддержки со стороны НР (помощи в подборе ДС, подаче публикаций, взаимодействии с экспертами и т. д.)» [1].

Результаты исследования [1] показывают, что примерно каждый четвертый аспирант испытывает во взаимодействии с НР те или иные трудности, которые препятствуют его обучению: 6% аспирантов считают эти трудности значительными, еще 18% отмечают их негативно влияющий характер. Опрос выпускников аспирантуры показывает, что примерно треть (32%) из тех, кто не смог завершить обучение в аспирантуре или защитить диссертацию, указали, что одним из препятствий на пути к защите выступили трудности во взаимодействии с НР. Примерно 14% опрошенных выпускников назвали этот барьер фундаментальным препятствием.

Одной из значимых составляющих трудностей во взаимодействии с НР выступает низкая интенсивность или нерегулярность взаимодействия аспиранта и НР. Результаты исследования [1] показывают, что около трети (32%) аспирантов общаются с НР раз в месяц или реже, что помещает их в группу риска. Другой значимой составляющей этих трудностей является следствие так называемого «договора о невовлеченности», когда аспирант и НР взаимно не предъявляют друг к другу никаких требований по интенсификации написания диссертации и занимаются имитацией совместной деятельности.

Только около трети или менее аспирантов отметили, что НР качественно помогает им в проведении исследования. При чем в подавляющем большинстве случаев поддержка носит исключительно академический характер (рис. 4). В связи с этим, имеют место быть случаи, когда роль НР начинают играть другие специалисты – коллеги по подразделению, внешние эксперты, профессиональные оплачиваемые НР и т.д. Однако такие случаи в российской аспирантуре все еще мало распространены и в большинстве, аспиранты, оставшиеся без сопровождения НР, не имеют шансов на успешную защиту.

Рис. 4. Распространенность функций, выполняемых НР, % ответивших аспирантов [1]
Рис. 4. Распространенность функций, выполняемых НР, % ответивших аспирантов [1]

Причина 4: организационные трудности

В эту группу трудностей можно включить [1]:

а) трудности с организацией процесса предзащиты или защиты (46%);

б) отсутствие диссертационного совета (ДС) в своей организации (41%);

в) недостаточную информационную и организационную поддержку по вопросам подготовки и защиты диссертации со стороны организации (38%).

В корне перечисленных трудностей – слабая связь между процессами подготовки аспирантов и процессом защиты ими диссертации, особенно если в организации отсутствует ДС по нужной научной специальности, а аспирантура, вследствие этого, ориентирована на выпуск аспирантов «в свободное плавание» после завершения ими аспирантской программы подготовки. Риск попасть в такую ситуацию довольно велик и составляет порядка 50%, поскольку наличие ДС по нужной научной специальности в своих организациях отмечают лишь от 41% (для медицинских наук) до 62% (для естественных и технический наук) аспирантов.

Аспиранты, участвующие в исследовании [1], отмечают низкий уровень информационной и организационной поддержки от профильных структурных подразделений (отдела аспирантуры, учебной части, руководства организации). В зависимости от отрасли наук удовлетворительную организационную поддержку получают от 10% (естественные науки) до 26% (медицинские науки) аспирантов в России.

Причина 5: личные и медицинские трудности

В эту группу трудностей можно включить [1]:

а) семейные обстоятельства (названа 47% от опрашиваемых аспирантов);

б) проблемы со здоровьем (21%).

Распространенность трудностей, связанных с семейными обстоятельствами, может быть объяснена тенденцией «взросления» контингента аспирантов – все чаще в аспирантуру поступают абитуриенты со значительным перерывом после получения предыдущей ступени образования. Такие аспиранты чаще обучаются по заочной форме, среди них больше женщин, они чаще состоят в браке и имеют несовершеннолетних детей, чаще работают полный рабочий день. Среди аспирантов 47% состоят в браке, у 27% есть дети. Исследования показывают двойственную роль семьи в процессе обучения в аспирантуре. С одной стороны, семья обеспечивает эмоциональную поддержку и позволяет поддерживать устойчивую мотивацию, вместе с тем, семейные и аспирантские роли зачастую вступают в конфликт между собой, особенно в условиях низкой оплаты исследовательского труда. При таком конфликте на первое место выступает необходимость финансового обеспечения семьи, в ущерб продолжению диссертационного исследования [1].

Кроме того, каждый пятый аспирант (21%) назвал проблемы со здоровьем одним из барьеров на пути успешной защиты диссертации. У аспирантов высока частота проявления депрессивных или тревожных расстройств – у них она в шесть раз выше, чем у остального населения. Каждый второй аспирант (54%) показывает ту или иную степень склонности к депрессии, при этом 13% имеют умеренную склонность, а 9% – серьезную [1].

Литература

1. Жучкова С. В., Нефедова А. И., Терентьев Е. А., Смирнов Н. М. Барьеры при подготовке диссертаций в российской аспирантуре. – М.: НИУ ВШЭ, 2025. – 52 с. – URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/1049378688.pdf (дата доступа: 29.06.2025).

Об авторе: Макаренко Сергей Иванович, доктор технических наук, профессор, эксперт ВАК. Подробности здесь.

P.S. В помощь соискателям ученой степени автором подготовлено методическое издание «Макаренко С.И. Оформление и защита кандидатской диссертации по техническим наукам - Часть 1 и Часть 2». Скачать электронные версии этих книг можно на сайте издательства «Наукоемкие технологии» или в РИНЦ. Заказ бумажных версий книг доступен в интернет-магазине вышеуказанного издательства.