Найти в Дзене
VasyaZnaet.ru

ИИ, ЕГЭ и т.п… Может тесты пора уже наконец отменять?

Недавно наткнулась на любопытную статью, где автор рассказывал как он решил проверить ИИ в качестве современного абитуриента. Для этого нейросети предложили пройти ЕГЭ по некоторым предметам. И что вы думаете? 100 баллов нейросеть набрала только по профильной математике, но по всем остальным предметам результат был также более 90 баллов. В связи с этим автор задает резонный вопрос: а какой смысл проверять выпускников на предмет их способности воспроизводить информацию и решать типовые задачи, если с этим уже прекрасно справляется ИИ? Если подумать, то так оно и есть. Давайте вспомним, что происходит во время ЕГЭ. Ребенок просто судорожно пытается вспомнить информацию, которую в него «вколотили» за последних пару лет. Причем эту информацию в большинстве случаев перед «вколачиванием» заботливые репетиторы сами проработали и структурировали под определенные задания. То есть большинству современных абитуриентов даже не нужно искать, выделять главное, систематизировать и пр. Это значит навы
Оглавление

Недавно наткнулась на любопытную статью, где автор рассказывал как он решил проверить ИИ в качестве современного абитуриента. Для этого нейросети предложили пройти ЕГЭ по некоторым предметам.

И что вы думаете? 100 баллов нейросеть набрала только по профильной математике, но по всем остальным предметам результат был также более 90 баллов. В связи с этим автор задает резонный вопрос: а какой смысл проверять выпускников на предмет их способности воспроизводить информацию и решать типовые задачи, если с этим уже прекрасно справляется ИИ?

Нужен ли ЕГЭ

Если подумать, то так оно и есть. Давайте вспомним, что происходит во время ЕГЭ. Ребенок просто судорожно пытается вспомнить информацию, которую в него «вколотили» за последних пару лет. Причем эту информацию в большинстве случаев перед «вколачиванием» заботливые репетиторы сами проработали и структурировали под определенные задания. То есть большинству современных абитуриентов даже не нужно искать, выделять главное, систематизировать и пр. Это значит навыки учебы как таковой абсолютно нивелируются стандартизированными заданиями, которые из года в год примерно одинаковые. И, что самое главное, к этим заданиям педагоги, готовящие детей к ЕГЭ уже давно и отлично приспособились и научились «малой кровью» вкладывать их в голову детей.

Педагогов винить не стоит- они работают на результат. Родители платят- учителя делают все возможное, чтобы ребенок сдал хорошо ЕГЭ, раз уж это единственная возможность поступить в вуз. Но вопрос в том, как это можно оценить? И правильно ли вообще таким образом оценивать? Чем этот ребенок (успешно сдавший экзамен) в итоге умнее или сообразительнее другого такого же, но с меньшим «объемом памяти» или с худшим репетитором по предмету?

   Протесты против ЕГЭ
Протесты против ЕГЭ

В этом ракурсе хотя бы здраво звучат предложения преподавателей и вузов исключить ЕГЭ по русскому языку из обязательного перечня вступительных экзаменов для инженерных специальностей. Ну, согласитесь, очень несправедливо и странно выглядит ситуация, когда ребенок, набравший хорошие баллы по физике и математике, не проходит из-за низких результатов по русскому языку. А вместе с этим другой абитуриент с хорошими сертификатами по русскому и информатике, но относительно слабой математикой- получает место. О каких сильных инженерах в таких реалиях может идти речь?

ИИ и ЕГЭ

Интересно, что правила в игре поменял даже не ИИ, но и в целом интернет. Стало непонятно, зачем зубрить тонны информации, если любой вопрос можно загуглить буквально за минуту.

ИИ же пошел дальше и научился решать уйму типовых (и не только) заданий, которые раньше требовали исключительно «человеческого» подхода. Теперь это все любому специалисту совершенно не нужно. Главное- найти свою нейросеть, с которой будет удобно, понятно и быстро. И вуаля- вся рутина «за бортом».

   Хотим мы или нет, но ИИ уже во многом лучше нас (но далеко не во всем)
Хотим мы или нет, но ИИ уже во многом лучше нас (но далеко не во всем)

А что же остается тому самому специалисту? Правильно- предлагать новое, решать нестандартные задачки, ну и не забываем все же о том самом человеческом подходе. Последний является краеугольным камнем во многих профессиях, таких как психолог, педагог, воспитатель, управленец и пр.

И теперь, внимание главный вопрос: как вот эти все действительно востребованные сегодня навыки можно проверить (и оценить) с помощью стандартизированного теста (ЕГЭ)?

При этом, я вообще не спорю, что база (она же ключевые знания по предмету) в любом случае быть должна. Но это же только база, фундамент, на который в итоге накладывается будущая специальность. Одна зубрежка и бесконечное решение одних и тех же задач не помогут человеку выйти за рамки, а именно этого сейчас от новых специалистов и требуют. Простая работа все чаще достается нейросетям. И к этому «свежие» специалисты вообще не подготовлены, а вузы часто просто не могут их подготовить, потому что в большинстве своем получают студентов, которых научили только зубрить (и то избирательно).

Главные преимущества (?) ЕГЭ

Однако остается много сторонников ЕГЭ и вот их главные аргументы:

ЕГЭ уравнивает всех абитуриентов

Да, безусловно выпускник московского лицея и простой школы из региона оказались в равных условиях и это хорошо. То есть вуз не может просто взять одного человека, потому что он окончил хорошую школу и не взять другого потому что он учился в обычной.

НО. Вы точно уверены, что ЕГЭ- это про уравниловку? Конечно, условные 100 баллов может получить ребенок и без репетиторов, курсов и пр., но в большинстве своем реальность другая. А именно: чем лучше (читаем дороже) у ребенка репетитор, дополнительные занятия, курсы и пр., тем больше возможности получить заветную сотню баллов. И где здесь уравниловка?

Да и давайте честно, какие шансы у ребенка из простой региональной школы против выпускника московского лицея даже без дополнительных занятий и репетиторов (которые лицеисту часто и не нужны)? Как бы мы не пыжились доказывая, что образование во всех школах одинаковое, очевидно, что это совсем не так.

При этом вообще не спорю, что есть дети, которые ооочень замативированы и оооочень сами, но в большинстве своем это уже про олимпиады и другие внешкольные проекты и как следствие- поступление вне конкурса (и без привязки к результатам ЕГЭ).

Отсутствие коррупции

Приверженцы ЕГЭ часто вспоминают, как было до, когда вузы проводили внутренние экзамены и часто делали выбор не в пользу умных, а в пользу того, чьи родители могли заплатить.

Но, господа, времена-то они меняются. Что тогда мешает быть и ЕГЭ коррумпированным? Нет же, научились-таки следить и выявлять. С обычными экзаменами тоже самое- контроль и еще раз контроль (ну и сроки за коррупцию) и все будет отлично. Не говорю, что на сто процентов уверена, но надежда есть.

Можно подать документы сразу в несколько вузов

Здесь, конечно, парировать нечем. Физически находиться одновременно в нескольких вузах (а иногда и городах) ребенок не сможет.

Но, опять же, если мы говорим не о полноценных экзаменах вступительных, а о собеседованиях, то что мешает проводить их с детьми онлайн? Ведь в интересах вуза «добыть» себе ценных студентов, в конце концов.

Очевидные минусу ЕГЭ

Ну здесь все просто, поэтому тезисно:

  • Зубрежка вместо понимания.
  • Невозможность школьнику выразить свои мысли и свое мнение.
  • Стресс школьников во время сдачи экзамена.
  • Стандартизированные вопросы и ответы, на которые можно ребенка просто «натаскать».
  • Отсутствие творческого подхода.
  • Принижение роли учителей в педагогическом процессе.

За последнее, пожалуй, объяснюсь. Учитель больше не может повлиять ни на подготовительный процесс, ни на сами экзамены. Он стал просто винтиком в системе образования, миссия которого- просто натаскать школьников на сдачу тестов. Еще раз- не раскрыть способности, не привить любовь к предмету, не научить выражать свое мнение, а просто правильно проставить галочки. И все. И это ли не грустно?

А еще, оказалось, что дети поколения ЕГЭ в вузах учиться-то нормально и не могут. Помните в том году МГУ раскрыл давольно неприятную статистику? Оказалось, что 70% новоиспеченных студентов заваливают уже первую сессию!

Причины тогда назывались следующие:

  • неспособность детей качественно перерабатывать большой объем информации (читайте делать нормальный конспект);
  • отсутствие базы знаний: то есть знания как будто есть, но очень уж они обрывочные;
  • ну и главное- дети не способны писать тексты, а это значит нормально выражать свои мысли.

В целом- ничего нового.

   Сарказм (но это не точно)
Сарказм (но это не точно)

Что же делать?

Итого, что имеем: проверка знаний и базовых умений при поступлении в вуз, конечно, необходима. Но останавливаться только лишь на этом- большой риск отказать талантливому ребенку с дисграфией или условным СДВГ. Ну или тому, которого так загнали этими «вколачиваниями» информации, что в итоге на экзамене он просто растерялся, запаниковал и все напутал. Такое тоже бывает и, кстати, чаще, чем многие думают- давление на детей сейчас иногда просто страшное.

В качестве варианта решения проблемы многие предлагают вернуться к истокам- внутренним экзаменам в вузах. НО.

Во-первых: некоторые учебные заведения от них и не отходили (в основном топовые вузы и касаемо творческих специальностей).

Во-вторых: все те опасения, которые описала выше (коррупция, невозможность подавать документы сразу в несколько вузов) все же еще сильно на слуху.

Поэтому решения так и нет, ни у педагогов, ни у Минобра, ни у родителей и тем более, ни у бедных школьников, которые в большинстве своем (в угоду родителям и общественному мнению) готовы через любые обручи прыгать, лишь бы поступить в вуз.

При этом искусственный интеллект продолжает догонять человеческий, а работодатели в один голос говорят, что им нужны самостоятельные, способные решать нестандартные задачи, креативные и эмпатичные сотрудники. А ЕГЭ же продолжает наполнять наши вузы детьми неготовыми к этому новому «нейронному» миру (да и вообще к любому, если честно).

По традиции: мнение автора может не совпадать вообще ни с чем. Спорить- можно и нужно. Только одна просьба: будте сдержанны и не переходите на личности (давайте друг дружку уважать).

Если было интересно, поставьте нам 👍 (мы же старались).

А еще можете на нас подписаться, чтобы не пропустить новые публикации.

Если вам нравится то, что мы делаем, заходите к нам на канал https://t.me/VasyaZna (там еще больше интересного, но коротко и по делу).

Читайте также:

Текст впервые появился на https://vasyaznaet.ru/