Найти в Дзене

Киноразбор фильма «Дьявол носит Prada». Взросление сквозь холодный шик

«Все мечтают быть на нашем месте», — говорит Миранда Пристли. Я улыбаюсь, смотря на экран, держа чашку чая в руках и размышляя над тем, что бы я ей ответила. Сначала эта фраза звучит очень надменно, но просмотрев фильм до конца , я услышала в ней нечто большее. Не просто высокомерие властной женщины, а симптом времени. Эпохи, где успех женщины до сих пор вызывает странные смешанные чувства: зависти и страха. Андреа Сакс, или просто Энди — молодая журналистка с большими амбициями, которая переезжает в Нью-Йорк в надежде начать карьеру. Судьба неожиданно подбрасывает ей шанс: она становится помощницей главного редактора культового модного издания Runway. Руководит этим глянцевым королевством прославленная и грозная Миранда Пристли — икона индустрии, чьи приказы не обсуждаются, а имя заставляет дрожать даже самых уверенных профи. Энди совсем далека от мира моды — ни тебе дизайнерских нарядов, ни особого интереса к трендам. Но она бросается в водоворот нового мира, где от неё ждут идеально
Оглавление

«Все мечтают быть на нашем месте», — говорит Миранда Пристли. Я улыбаюсь, смотря на экран, держа чашку чая в руках и размышляя над тем, что бы я ей ответила. Сначала эта фраза звучит очень надменно, но просмотрев фильм до конца , я услышала в ней нечто большее. Не просто высокомерие властной женщины, а симптом времени. Эпохи, где успех женщины до сих пор вызывает странные смешанные чувства: зависти и страха.

Постер фильма «Дьявол носит Prada» (2006), размещённый на сайте студии 20th Century Studios
Постер фильма «Дьявол носит Prada» (2006), размещённый на сайте студии 20th Century Studios

Кратко о сюжете

Андреа Сакс, или просто Энди — молодая журналистка с большими амбициями, которая переезжает в Нью-Йорк в надежде начать карьеру. Судьба неожиданно подбрасывает ей шанс: она становится помощницей главного редактора культового модного издания Runway. Руководит этим глянцевым королевством прославленная и грозная Миранда Пристли — икона индустрии, чьи приказы не обсуждаются, а имя заставляет дрожать даже самых уверенных профи.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник

Энди совсем далека от мира моды — ни тебе дизайнерских нарядов, ни особого интереса к трендам. Но она бросается в водоворот нового мира, где от неё ждут идеального исполнения, почти телепатии в понимании приказов и полной самоотдачи.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник

С течением времени она преображается: серая провинциальная простушка постепенно превращается в уверенную, элегантную женщину, которая может не только выдержать ритм безумной редакции, но и гармонично вписаться в её блестящий образ. Однако чем дальше Энди заходит по карьерной лестнице, тем острее встаёт вопрос: насколько далеко она готова зайти, и не потеряет ли по пути себя?

Это история о том, как мечты и амбиции сталкиваются с внутренними ценностями — рассказанная легко, ярко, с юмором и немножко драматично

Как создавался фильм


Кино «Дьявол носит Prada» (2006) родилось из книги, которую в 2003 году выпустила Лорен Вайсбергер — она сама когда-то была помощницей главного редактора американского Vogue Анны Винтур.

Лорен Вайсбергер — бывшая помощница главного редактора американского Vogue Анны Винтур. Открытый источник
Лорен Вайсбергер — бывшая помощница главного редактора американского Vogue Анны Винтур. Открытый источник

Права на экранизацию выкупили ещё до публикации романа — студия Fox почувствовала в истории потенциал. За адаптацию сценария взялась Алайн Брош МакКенн, добавив в сюжет драматизма и глубины.

Ключевым этапом стали выбор режиссёра и актёров. Ставку сделали на Дэвида Фрэнкела в тандеме с продюсером Венди Финерман (она уже блистала с «Форрестом Гампом»). Вместе они придали фильму нужный баланс между сатирой на модный мир и историей личностного взросления.

Отдельная драма разыгралась при выборе актрисы на роль Миранды. Студия сомневалась, сможет ли Мэрил Стрип воплотить строгую, остроумную и пугающую «леди из моды». Обсуждались и другие имена — Гленн Клоуз, Мишель Пфайффер.

Процесс съемок фильма «Дьявол носит Prada»
Процесс съемок фильма «Дьявол носит Prada»

Мэрил отказалась от первой версии гонорара, он показался ей недостаточно уважительным. В результате ставка была удвоена до $4 миллионов, и контракт подписали.

Процесс съемок фильма «Дьявол носит Prada»
Процесс съемок фильма «Дьявол носит Prada»

К роли Энди присматривались Рэйчел Макадамс, Натали Портман, Скарлетт Йоханссон, но в итоге героиней стала Энн Хэтэуэй и представить кого-то другого в этом образе сегодня уже сложно.

Эмили Блант, тогда ещё малоизвестная, сыграла первую ассистентку и настояла на сохранении своего британского акцента. А Стэнли Туччи, исполнивший роль Найджела, внес немало импровизаций — в том числе ставшую культовой фразу о львице на охоте.

Съёмки шли 57 дней между Нью-Йорком и Парижем. Художники в точности воссоздали офис Миранды, вдохновившись реальным кабинетом Винтур — настолько точно, что после премьеры Анна решила переделать интерьер. За образы героинь отвечала Патриша Филд — легендарная стилистка «Секса в большом городе». Бюджет костюмов превысил $1 миллион: сумки Hermès, очки Chanel, наряды от Dolce & Gabbana и, конечно, Prada.

Стилист фильма «Дьявол носит Prada» Патриша Филд
Стилист фильма «Дьявол носит Prada» Патриша Филд

Многие бренды поначалу отказывались участвовать, опасаясь реакций Анны Винтур. Но Prada первой сказала «да» и за ней потянулись остальные.

 Главный редактор американского Vogue Анна Винтур. Открытый источник
Главный редактор американского Vogue Анна Винтур. Открытый источник

Фильм стал настоящим хитом, собрав в прокате более $326 миллионов по миру. Критики отметили: экранизация оказалась даже удачнее книги. Мэрил Стрип получила свою 14-ю номинацию на «Оскар». А Анна Винтур на премьеру пришла… в Prada. Позже она даже снялась в ироничном видео с Мэрил для Vogue.

Сегодня имя Миранды Пристли стало нарицательным, а сам фильм — культовым. Особенно среди тех, кто знает разницу между бирюзовым, лазурным и сине-cerulean.

Разбор персонажей

Миранда Пристли (Мэрил Стрип) царит в своем светлом, почти стерильном офисе на Манхэттене. Безупречная, отстранённая, хрупко-величественная. Её давно уже стали называть классическим примером «адского босса», но всё не так просто — благодаря игре Стрип, Миранда выходит за рамки привычного шаблона.

Вместо истеричных вспышек — глухое, ледяное спокойствие. Её голос никогда не повышается, и в этом безмолвном давлении — куда больше власти, чем в любом крике.

Та самая сцена с голубым свитером — практически классика. Без истерики, с тонкой иронией, она методично объясняет Энди, как путь от модных показов до дешёвого прилавка в масс-маркете проходит через бесконечные выборы людей вроде неё. Цвет «серулен» стал символом не только моды, но и того, как тонко Миранда умеет унизить, не прибегая к агрессии.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник

Фразы вроде: «Цветочки? Весной? Как оригинально» давно разлетелись в цитаты — её сарказм одновременно пугает и завораживает. И да, она кажется эгоцентричной и бездушной — той самой «драконом в Prada», но Стрип делает важную вещь: добавляет в образ человечность.

В одном из эпизодов мы видим Миранду без мейка, в халате, уставшую, внутренне надломленную. Брак рушится, мир трещит, но она держится. И в этот момент становится понятно, что перед нами не просто икона или диктатор моды, а женщина, которая многое отдала, чтобы дойти туда, где она сейчас. Она не жалуется, но платит.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник

И вот уже страх перед ней немного отступает, а уважение — наоборот, растёт. Как точно выразился критик The New York Times: Миранда в исполнении Стрип — это не банальное зло, а утончённая, хрупкая сила, в которой переплелись элегантность, жёсткость и глубокое одиночество. Она вызывает страх и одновременно невозможно отвести взгляд.

Энди Сакс (Энн Хэтэуэй) — своеобразная Золушка из мира печатного слова, которая неожиданно оказывается среди роскоши, о которой раньше только читала. На фоне Миранды Пристли она — полная противоположность: мешковатый свитер, неряшливые волосы и мечта о серьёзной журналистике. С первых минут фильма зритель смотрит на модный мир её глазами — смеётся над его странностями и одновременно попадает под его очарование.

С течением времени Энди начинает меняться — не только внешне, но и внутренне. Её преображение, инициированное Найджелом (тем самым «феей-крёстной» в образе ироничного и проницательного стилиста), становится одной из визуально самых ярких сцен фильма.

Кадры из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник
Кадры из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник

Всего несколько кадров и перед нами уже не неуклюжая девочка, а уверенная в себе молодая женщина в винтажном жакете Chanel и высоких кожаных сапогах. Однако куда важнее не новый гардероб, а внутренняя трансформация: Энди учится быстро ориентироваться, брать на себя ответственность и приносить в жертву личную жизнь ради работы. В ней просыпаются амбиции и ей вдруг становится важно заслужить уважение Миранды, стать по-настоящему профессиональной.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник

Хэтэуэй играет этот рост тонко и убедительно: зритель ощущает, как в героине растёт желание быть признанной, быть нужной. Но в какой-то момент становится ясно: новая Энди начинает терять свою прежнюю суть — ту, что была теплее, человечнее, более открыта к простым радостям жизни. Друзья и бойфренд замечают перемены и отдаляются, а сама она встаёт перед знакомым многим вопросом: где грань между стремлением к успеху и потерей себя?

Среди второстепенных героев особенно выделяется Эмили (в исполнении Эмили Блант) — первая помощница Миранды. Сначала кажется, что перед нами карикатурная вредина: злобные комментарии, вечное недовольство, слёзы из-за не того кофе, но за внешним пафосом кроется хрупкость.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник

Эмили — не просто комический персонаж. Она как предупреждение Энди о том, чем может обернуться полная самоотдача: строгая диета («я ничего не ем… и потом просто падаю в обморок», иронизирует она), изнурительная гонка за одобрением начальства и мечта о Париже, которой она живёт, забывая о себе. И со временем между двумя героинями, несмотря на конкуренцию, появляется нечто вроде негласной солидарности. Они знают, через что проходит каждая и в этом узнают друг друга.

А фразы героини Блант давно стали мемами среди офисных сотрудников — настолько точно они передают будни в режиме «24/7» и вечную борьбу за внимание начальства.

Найджел (Стэнли Туччи) — мудрый арт-директор, душа редакции и единственный мужчина среди главных персонажей. Его остроумные реплики вроде: «Я прошу горячее, а вы приносите лёд!» — добавляют фильму лёгкости, сбивая пафос и напоминая, что даже в мире высокой моды можно оставаться ироничным.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник

Но за колкостью скрыт глубокий человек. Найджел не просто работает в индустрии — он ей живёт. Для него мода — это искусство, пространство выражения, где за каждым силуэтом и тканью стоит чей-то труд, идеи и страсть. Он становится для Энди чем-то вроде наставника: объясняет, почему этот глянец — не пустышка, а целая вселенная, которую стоит уважать.

У самого Найджела тоже есть мечта — подняться выше, получить больше признания и свободы. Но ближе к финалу его ожидания сталкиваются с жесткой реальностью: индустрия, которую он так любит, оказывается не всегда справедливой. И в этой хрупкой, почти незаметной сцене — когда ему отказывают в давно обещанном — Туччи играет с такой тонкостью, что хочется обнять его персонажа: за маской цинизма там прячется тронутый идеалист.

Повар Нэйт (Эдриан Гренье) — бойфренд Энди, поначалу кажется типичным героем второго плана — парень, которому не хватает внимания, потому что его девушка задерживается на работе. В 2006 году зрительницы сочувствовали в основном Энди: карьерные вызовы, суровая начальница, жизнь на пределе и тут ещё возмущённый партнёр, который не может понять, почему звонки от босса важны.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник

Но с годами взгляд на Нэйта изменился. Всё чаще стали звучать вопросы: а не он ли настоящий антагонист этой истории? Мужчина, который не сумел принять то, что рядом с ним растёт и развивается женщина? Сам Гренье спустя годы признал, что возможно, его герой повёл себя не очень зрело. Он ожидал поддержки, но сам не смог быть опорой.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada». Открытый источник

Интересно, что Энн Хэтэуэй в защиту своего экранного бойфренда всё-таки выступила, что не стоит вешать на него ярлык «вредного парня». Отношения — штука сложная, и фильм это точно показывает.

Линия Энди и Нэйта добавляет в историю приземлённости: успех никогда не даётся без последствий. Иногда путь наверх означает трения и конфликты с теми, кто был рядом в начале. А уж на чью сторону встать — дело зрителя. Тут каждый найдёт своё, в зависимости от того, в каком месте жизни он сам сейчас.

Что остаётся после титров

Фильм оставляет не просто стильное послевкусие, а внутренний отклик. Я ловлю себя на воспоминаниях о собственных «периодах Энди»: первой работе, первых начальниках, первых тяжёлых уступках, которые приходилось делать своей мечте. И неизбежный вопрос: осталась ли я верна той девочке, с которой всё начиналось? А если нет — то простила ли я себе это?

Не часто романтическая комедия заставляет заглянуть вглубь себя, а эта заставляет, не поучая, с юмором, с иронией и честно. И каждая может услышать в этом фильме что-то своё.

Я особенно ценю, как бережно фильм обращается с внутренними мирами своих героинь. Здесь нет злодеев и ангелов. Миранда — не монстр, Энди — не мученица. Обе они — сложные, живые, в чём-то узнаваемые. Обе вызывают уважение, даже когда совершают ошибки. В этом и есть главное послание картины: уважение к выбору женщины, даже если он не очевиден.

Это кино о жёсткой заботе. Про уважение, которое не выражается в похлопывании по плечу. Про учителей, которые не гладят по голове, но именно они оставляют в нас что-то, что потом не сотрёшь.

Были ли в вашей жизни такие женщины, после встречи с которыми вы становились другими?😊

Чтобы не пропустить новые разборы фильмов и книг, подписывайтесь на мой канал — здесь говорим о смыслах и чувствах.­­