Текст один — обложки разные
Каждое издание «Мастера и Маргариты» на моей полке — не просто один текст под новой обложкой. Это отдельная вселенная: с иным шрифтом, иллюстрациями, заметками и сносками, даже запахом бумаги. Советские тома с выцветшими корешками пахнут старыми библиотеками. Современные издания пахнут типографской свежестью — этим волнующим ароматом новенькой бумаги и чуть горьковатым шлейфом печатной краски. Их глянцевые обложки отсвечивают холодным блеском, как лужи после дождя в весенней Москве, а корешки — плотные, упругие, будто переплетены вчера (хотя на деле могут стоять на полке годами).
Зачем мне 12 разных изданий и почему я хочу ещё?
Потому что Булгаков — как вино. Каждый раз — новое звучание, новый оттенок смысла. Прочтешь второй раз и острее чувствуется едкий сарказм Бегемота. В третий — по-новому звучит нежность Маргариты.
Коллекционирование — не накопительство и не складирование. Это диалог — с автором через время, с художниками обложек, с самой собой в разные годы. Каждое издание — новый "перевод" одного текста, где "переводчиком" выступает и шрифт, и бумага, и та самая атмосфера, что витает между строк.
Собирать разные издания — значит инвестировать не столько в книги, сколько в собственное восприятие. В культурную память — как менялся визуальный код классики, почему со временем обложки поменялись на нечто иное? В кругозор — ведь каждый новый издатель добавляет свою деталь к этому книжному портрету эпохи. В будущие открытия — потому что завтра ты обязательно заметишь в романе то, что не видела вчера.
Да, со временем некоторые тома становятся дороже. Но главная награда — мгновения, когда знакомый роман вдруг раскрывается с неожиданной стороны.
Жемчужина моей коллекции.
Невероятно редкий экземпляр 1988 года с вступительным словом П.А. Николаева — настоящее сокровище, перешедшее ко мне от дедушки. Он с такой любовью собирал эту серию "Классики и современники" от издательства "Художественная литература. Москва", что каждая книга стала частью нашей семейной истории.
Обожаю в этом издании абсолютно всё: и этот волшебный аромат старых страниц, от которого сердце замирает, и потрёпанную от времени обложку, хранящую тепло рук дедушки. Каждый раз, беря книгу в руки, будто прикасаюсь к чему-то по-настоящему дорогому и вечному.
Моя книжная охота продолжается
Потихоньку пополняю свою коллекцию. Сердце замирает одинаково — и когда нахожу редкие раритетные экземпляры, и когда держу в руках новые переиздания с любовью оформленные.
Особенно грезится мне пополнить собрание коллекционными изданиями с иллюстрациями. Например, такими, как выпущенная АСТ в серии "Иллюстрированные шедевры. Русская классика" с работами Геннадия Калиновского. Или же экземпляр из серии "Подарочные издания. Москвоведение" издательского бренда "Алгоритм" (Эксмо).
А какое расчудесное памятное юбилейное издание бессмертного романа Булгакова выходило в серии "Подарочное издание. Знаменитая классика"! с иллюстрациями Павла Оринянского, подготовленное совместно с музеем-театром "Булгаковский дом".
Не могу не вспомнить и потрясающее издание от бренда Like Book (Эксмо) в серии "Young Adult. Легендарные книги" с их эксклюзивным оформлением и шикарным закрашенным обрезом — это нечто особенное. Мне довелось лишь на мгновение прикоснуться к этому произведению искусства, но впечатление осталось незабываемое.
А как хорош "Мастер и Маргарита. Чёрный код" от издательского бренда "Родина" (Эксмо)! Это издание "Мастера и Маргариты" уникально тем, что текст сопровождают фотографии тех самых московских мест, где разворачивается действие романа.
Если вдруг захотите сделать мне подарок (а я знаю, что захотите, милую девушку всегда хочется порадовать), — специально прикрепила ссылки к каждому из этих замечательных изданий. Ведь лучший подарок — это новая книга в моей библиотеке!