Найти в Дзене
Blackwood history

Варварские королевства. Мыло "варварских королей".

А еще во времена "варварских королевств" появилось мыло. Ну как появилось.... Конечно же, все знают, что оно было известно в Европе еще со времен Римской республики. Впрочем, римляне тоже не сами его придумали, позаимствовав его по своей старой привычки у кельтов. Которые, в свою очередь, получили его в наследство не очень понятно от кого, но мы совершенно точно знаем, что первый известный нам рецепт мыла, был написан еще во времена Шумерского царства. И вот уже от стен Вечного Города мыло стало распространяться по всему Средиземноморью, от Римской Галлии до дальнего, пока еще не арабского Востока. Вот только было это не то мыло.

Средневековое мыло, как мы его видим.
Средневековое мыло, как мы его видим.

Во времена Вечного города, а вернее, во времена поздней Империи, мыло было в основном жидким и лишь в небольшой степени твердым. Хотя, если говорить совершенно точно, твердое мыло позднего Рима не походило на современное мыло от слова "совсем". То, что называлось в то далекое время "твёрдое мыло" было больше похоже на плотную тестообразную субстанцию, не очень хорошо мылившуюся даже в теплой воде.

  • Полезно «мыло» (sapo), изобретенное галлами для окраски волос в красный цвет; оно делается из сала и золы — лучший сорт из золы букового и грабинового дерева — и приготовляется в двух видах: в твердом и жидком состоянии. Оба его вида употребляются германцами, причем оно больше в ходу у мужчин, чем у женщин. (“Естественная история" Плиний).

Со временем оно довольно быстро высыхало, а если в него добавляли дополнительно мелко смолотой "чистой золы", превращалось в натуральный скраб, который мылился еще хуже и был практически непригоден для помывки. Зато, в таком по-настоящему твердом виде, отлично подходил для стирки одежды. Впрочем, именно такого мыла в Риме было немного, и считалось оно не средством гигиены, а домашней химией.

Нормальное же "человеческое мыло" было в Риме штукой редкой и довольно дорогой. В жидкой и мягкой своей итерации оно проходило по категории благовоний, доступно было сильно не всем, стоило дорого и даже, как и остальные благовония, приносилось в жертву богам на их алтарях. До самого конца III века, мыло было привилегией обеспеченных и знатных семей. Остальные же квириты использовали для оттирания от грязи, жира и пота себя любимого мелкий песок, мылистую глину и даже бобовую муку крупного помола. И только в IV веке на территории Римского Средиземноморья стали более или менее массово появляться мыловарни. Жизнь, казалось, налаживалась. Но....

Случилась неприятность.
Случилась неприятность.

Одним прекрасным утром в земли Западной Римской Империи пришли гунны, готы, чума, франки, раннесредневековый климатический пессимум, и все рухнуло.

Более полувека на обломках Вечного Города, люди пытались выжить и сохранить свои дома от летнего снега, заболевших соседей и накатывающих волна за волной варваров с востока. И им было, если честно, совсем не до мыла. Нет, конечно же, рецепты его не были забыты, и даже более того, даже в самые тяжелые времена падения Империи оно продолжало выпускаться, но это было настолько микроскопическое производство, что и говорить о нем не стоит. Впрочем, вскоре все еще раз изменилось.

Появившиеся казалось бы ниоткуда, "варварские короли", решившие наконец-то непростой вопрос, кто тут настоящий монарх, а кто так, погулять вышел, начали строить свои государства. И, конечно же, сразу вспомнили про мыло. Нет, пока что речь шла не о средстве гигиены, хотя использование мыла при дворах королей раннего Средневековья известно и ни малейших сомнений не вызывает. Мыло было необходимо как основной компонент при окраске тканей.

Оказалось, что если перед покраской, свежеизготовленную ткань постирать в горячей воде с щелоком, а лучше с мылом, то краска ложиться на нее заметно ровнее, превращая просто покрашенную ткань в хорошо покрашенную ткань. Что нужно сказать, отлично сказываться на спросе и цене на нее. Так в момент появления новых "варварских королевств" и укрепления их экономики началось новое восхождение мыла в средневековой уже Европе.

Средневековое мыло большую часть своего существования.
Средневековое мыло большую часть своего существования.

И говоря о мыле, доставшемся в наследство "варварским королям" от Рима, мы должны понимать, что отличалось оно от того, что мы привыкли видеть, не только агрегатным состоянием, но и всем остальным тоже. Причем отличалось настолько, что, увидев мыло, выработанное где-нибудь в Помпеях IV века или при дворе короля Хлотаря, мы бы, скорее всего, его даже и не опознали. Поэтому необходимо поподробнее остановиться на рецепте этого самого мыла.

Основой его, как и во времена Древнего Рима, была древесная зола и жир. "чистую" золу бросали в кипяток и давали отстояться несколько суток. После чего полученный щелок доводили до кипения и добавляли в него животный жир. Впрочем, не всегда животный, был пригоден вообще любой. В Северной Европе и Скандинавии, например, в дело шел рыбий жир. Это не то чтобы улучшало органолептические качества мыла, но свою прямую функцию мылиться и очищать оно выполняло.

После смешивания основных компонентов в смесь добавляли всякие местные и привозные ингредиенты вроде соли, извести и прочих вещей, необходимых для данного конкретного мыла. А дальше начинали регулировать его густоту выпариванием лишней влаги на медленном огне. И вот в этот момент, если мыло шло на производственные нужды, оно было готово. Если же им предполагалось мыть приличных и уважаемых людей, то в готовую, немного охлажденную смесь, не считая, сыпались растерянные душистые травы вроде ладана, лаванды, роз и прочей подобной сирени.

Понятно, что такое мыло и на мыло то было не похоже. Это была густая сметанообразная или салообразная субстанция белесо-серого цвета, с не самым приятным чаще всего запахом (а что вы хотели от смеси жира и золы) которая и мылилась то, честно говоря, довольно посредственно. И вот если для промышленного производства хватало и такого мыла, то для личного пользования новой аристократии хотелось чего-то более приятного.

О Господи, он опять пошел на войну не помывшись!
О Господи, он опять пошел на войну не помывшись!

Главной же проблемой "римского" мыла раннего Средневековья был, конечно, жир. Даже подвергнутый термообработки и щелочению, он все равно придавал готовому продукту своеобразный запах. Особенно если мы говорим о жире рыбьем и говяжьем. И поэтому уже при внуках короля Хлодвига мы видим, что в качестве основы для него, в северном Средиземноморье массово начинают применять оливковое масло. И это было отличное решение.

Мыло, особенно напичканное большим количеством ароматных трав, цветами и медом, немедленно начинает издавать благоухание. Ну, по крайней мере, на фоне окружающих его очень средних веков запах его чувствуется именно так. И естественно, что после таких разительных изменений оно снова переходит из категории "бытовой химии" в раздел "благовония". А значит, становится редким и дорогим.

Впрочем, большей части населения раннесредневековой Европы до всего этого дела никакого нет. Нового, приятно пахнущего мыла вырабатывалось все еще катастрофически недостаточно. Поэтому большинство жителей "варварских королевств", по-прежнему довольствовались дешевым жировым мылом или даже вовсе щелоком, оставшимся после обработки шерстяных тканей.

И такая вот история, практически без изменений продолжается более двух веков. Щелоком и дешевым жидким жировым мылом, до самого VII века стирают ткани перед окраской. Им же моются королевские подданные из тех, что попроще. Благородные или просто богатые используют более приятно пахнущий продукт. Ну, понятно, если вообще успевают делать это в суете боев и походов. И всех, всё, в общем-то, устраивает.

И тут они принесли ему дорогие благовония. Может быть даже мыло.
И тут они принесли ему дорогие благовония. Может быть даже мыло.

Второй серьезный прорыв в европейском мыловарении случается в начале VIII века, когда погоды на континенте становятся лучше, а значит, количество оливкового масла, которое не успевают съесть голодные люди, становится большим. Причем настолько, что его теперь можно пустить на мыло, массово заменяя основу из животного жира, с которой было так много проблем.

Примерно в это же время, в южных землях Европы мы видим появление мыловарен. И пускай их все еще немного, но первый шаг к более или менее массовому производству мыла был сделан. Однако, несмотря на заметные успехи в деле мыловарения, необходимость любого мыла была настолько велика, что распоряжениями о его производстве и доставке озаботился лично Император Запада.

  • Каждый управляющий, когда будет служить, ежедневно должен поставлять по 3 фунта воску и по 8 секстариев мыла; кроме того, к празднику Святого Андрея, где бы мы с нашими людьми не находились, обязан поставить 8 фунтов воску; то же и в середине четыре десятницы. («Капитулярий о поместьях». Карл Великий. 798 год).

При учете количества земель, плативших подати Императору лично, получается, что раз в полгода, только с податных земель ко двору поставлялось более тонны мыла. И, судя по всему, его не хватало. Понятно, что в этот перечень, скорее всего, входило вообще все мыло, от дорогого, пахнущего лавандой и сиренью, до самого дешевого, которым и мыться то было небезопасно, однако масштабы, конечно, впечатляют.

Повеливаю привозить мыло!
Повеливаю привозить мыло!

И, казалось бы, все только что стало так хорошо, что лучше некуда. Запах у мыла улучшили, производство увеличили - чего же еще желать? Но, как оказалось, нет предела совершенству. Проблема, о которой красавицы и ткачи даже не думали в те времена, когда мыла было, мягко говоря, мало, с появлением его в недостаточном, но все же более-менее приличном количестве, встала в полный рост. Оказалось, кроме того, что раннесредневековое мыло не очень хорошо мылилось, не идеально пахло и ужасно выглядело, оно еще и так себе хранилось.

Уже через несколько недель после приготовление мыло начинало терять свои свойства. А через пару месяцев жир и даже оливковое масло прогоркали, превращая его в вонючую субстанцию, в которой, конечно, все еще можно было помыться или постирать вещи, но лучше не надо.

А тем временем, напомню, на дворе уже заканчивалось вестготское Возрождение и входило в силу Возрождение каролингское. Писались сотни и тысячи иллюминированных хроник, зарождалась новая романская архитектура, появились первые идеи рыцарства, а еще наконец-то начали работать законы и налоговая служба. И вот на фоне всех этих великих свершений, с мылом точно было нужно что-то делать. Например, позаимствовать идею у арабов, что к этому времени все еще оккупировали добрую половину Испании.

Алепское мыло. Римские технологии доработанные мусульманами.
Алепское мыло. Римские технологии доработанные мусульманами.

Арабы в те времена мыло тоже знали и любили. И даже более того, смогли улучшить римский еще рецепт густого мыла, сделав его по-настоящему твердым и пригодным к сушке. А высушенное мыло хранилось настолько дольше жидкого и густого, что об этом даже говорить как-то неудобно. В такое мыло, которое на рубеже VII и VIII века называли "алеппским" арабские мыловары добавляли водоросли, известь, оливковое и лавровое масло. А главное, они использовали загуститель. И это меняло все.

И не то чтобы кастильцы, а за ними и франки украли у мусульман идею, вовсе нет. Скорее позаимствовали ее и творчески переработали. Увидев, что твердое брикетированное мыло не только отлично храниться, но и удобно транспортируется даже на большие расстояния, европейские мыловары начали эксперименты с загустителем, и очень скоро остановившись на крахмале. Который, попав в химически агрессивную среду, быстро превращал ее в довольно плотную субстанцию, которая после некоторых еще доработок превращалась в то самое, известное нам твердое мыло.

С загустителем довольно долго проводили эксперименты в надежде найти лучший рецепт, но главное было сделано. В таком или плюс-минус похожем виде, мыло выстрелило расцвет империи Каролингов и начало свое небыстрое шествие по средневековой Европе.

Белое кастильское мыло. Его еще разывали королевским.
Белое кастильское мыло. Его еще разывали королевским.

И как бы это забавно не звучало, но именно во времена "варварских королевств" мыло перестало быть дорогим благовонием и стало массово проникать во все слои общества. А твердое мыло заняло свое место как косметическое средство и предмет личной гигиены королевских семей и высшей аристократии.

Понятно, что беднейшие франки, саксы и прочие везиготы если вообще заморачивались во время помывки мылом, то чаще всего их выбором были самые дешевые жировые сорта, а иногда так и вовсе щелок. Но вот богатые и высокородные семьи конца раннего Средневековья использовали мыло совершенно точно, никак не меньше, чем их римские коллеги - аристократы. И было это мыло, к слову, заметно лучшего качества. Такие дела. А про мыло, которым мылись "варварские короли", мне вам больше нечего рассказать.