ЗВЕЗДА ВЕЛЕСА
Звезда Велеса в интерпретации Тюняева.
ВЕЛЕС - славянский религиозный символ бога Велеса.
На быках есть (видимый или невидимый) знак их принадлежности богу Велесу - назовём это так, хотя знак этот заключается в том, что Велес является покровителем крупного рогатого скота (а также, певцов, музыкантов, торговцев). Олицетворением власти (корень "вл"), величия и золота (ср. волота - от волокно, от великий; великан, богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы).
Как сына коровы Земун (коровы Вселенной), его изображают с бычьей головой. Отсюда и начертание личного свастического славянского символа Велеса - это знак Велеса-Вола-Тельца - луна (треугольник вершиной вниз; женский символ богини Мары) и на ней серп (тоже символ Мары). Поэтому символ его - "латинская" буква "V", в общих чертах напоминающая бычью голову.
Быку-Велесу соответствует число "6" (ср. также иудохристианское - не работать в субботу, шестой день, посвящая его богу - как показано выше, Велесу). Поэтому в круговом варианте получим следующую звезду - Звезду Велеса.
ЗВЕЗДА ВЕЛЕСА - славянский религиозный символ бога Велеса.
Символ бога Велеса, мультиплицированный в матрице (ячеистом поле) круга шесть раз (личное число Велеса), даёт нам исконно славянский символ - Звезда Велеса. В греческой традиции этот символ носит название "пентакл", который также назывался "печатью Соломона". В индуистской - "знаком Вишну".
Звезда Велеса. Керамика Срубной культуры, 2 000 лет до н.э.
Русская пуговица-"гирька". Древняя Русь (9 - 14 вв.). Оловянистая бронза. Дмитровский район Московской области. Декоративный узор на полушарии пуговицы - "Звезда Велеса" [из собственных фондов Музея Древней Цивилизации Академии фундаментальных наук; экспонат - Э-Р 09-00021].
Велес на памятнике тысячелетия Руси, Москва
Велес
Преамбула к Книге Велеса:
ВЕЛЕСА КНИГУ СИЮ ПОСВЯЩАЕМ БОГУ НАШЕМУ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ НАШЕ ПРИБЕЖИЩЕ И СИЛА...И МЫ ПОШЛИ К БОГУ НАШЕМУ И СТАЛИ ЕМУ ВОЗНОСИТЬ ХВАЛУ: - БУДЬ БЛАГОСЛОВЕН, ВОЖДЬ НАШ, И НЫНЕ, И ПРИСНО, И ОТ ВЕКА ДО ВЕКА! ИЗРЕЧЕННО ЭТО КУДЕСНИКАМИ. ОНИ УШЛИ И НАЗАД ВОЗВРАТИЛИСЬ.
В Провещании Книги Велеса сказано:
«И мыслили мы о помощи Перуновой, и увидели, как скачет
по небу Всадник на Белом Коне(1). И поднимает Он меч до небес, и
рассекает облака, и гром гремит, и течет вода живая на нас. И мы пьем
ее, ибо все то, что от Сварога, - то к нам жизнью течет. И это мы будем
пить, ибо это - источник жизни Божьей на земле.
И тут Корова Земун(2) пошла в поля синие и начала есть траву ту и
давать Молоко. И потекло то Молоко по хлябям небесным, и звездами
засветилось над нами в ночи. И мы видим, как то Молоко сияет нам, и это
Путь Прави(3), и по иному мы идти не должны.
Услышь, потомок, песню Славы! Держи в сердце своем Русь, которая есть и
пребудет землей нашей!
И мы были обязаны оборонять ее от врагов. И умирали за нее, как день
умирает без Солнца. И небеса темнели. И приходил вечер, и вечер умирал,
и наступала ночь. А в ночи Велес шел в Сварге по Молоку Небесному(4). И
шел в чертоги свои. И к Седава-звезде до Врат(5). И там мы ожидали,
чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века, и храм Его,
который блестит огнями многими, и стояли мы пред Богом, как агнцы
чистые.
Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать, снопы
свивая, на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и почитать Его как
Отца Божьего: Отцом нашим, а Матерью - Славу. И потому мы должны
бросать в огонь травы и призывать Матерь Славу и Велеса. Ибо Они учили
нас чтить Богов наших и водили за руку Стезей Прави.
Так мы шли, и не были нахлебниками, а были славянами - русами, которые
Богам славу поют и потому - суть славяне».
Примечания:
(1)Созвездие Белояра (Ориона), покровительствующее эпохе Белояра
(зодиакальная эпоха Овна, то есть II тыс. до н.э. - IV в. н.э.)
(2)Созв. Тельца, разливающее по небу Молоко (Млечный путь).
(3)Путь Прави, то есть истинный путь, идя по которому человек (или
народ) следует Небесному Закону (Прави), а отклоняясь, совершает зло.
Небесный Закон ("звездознание") был изложен в "Книге Святовита".
(4)Млечный Путь.
(5)Седава-звезда - это Полярная звезда (звезда Седыя). В сию звезду
упирается небесная ось (стожар), здесь Врата Сварги, Ирия.
Велес
Велес - Бог скотоводства и богатства, Бог мудрости; в своей этнической
ипостаси - проводник в загробный мир. В "Книге Велеса" Он также
выпускает на небо солнечных коней. В седой древности Велес был богом
Солнца и братом Хорса. Позднее Он солнечно-лунно-звездный бог.
Велес - это Бог мудрости, поэзии. Певцы и поэты поклоняются ему,
считаются "велесовыми внуками". "Внуком Велеса" назван в "Слове о полку
Игореве" эпический певец Боян.
Велес в Славянской мифологии подобен верховному богу в арийской мифологии персов Авесты Ахуре Мазде, который даёт наставления Йиме о наступлении холодных зим. О причине похолодания в Авесте не сказано. В Славянских Ведах Верковича рассказывается и о причине похолодания.
Русские изображения Велеса. Велес в виде медведя с двумя головами быка и Велес с одной головой быка
"Исчезновение Солнца, начало холодов и вспышка Сириуса в «Славянских Ведах» - глава из книги "Тайны происхождения человеческих богов"
Во многих мифологиях индусов, персов и славянских племён есть упоминания о северной прародине, исчезновении Солнца и начале холодов. Однако, наиболее подробно и обстоятельно наступление этого периода описывается в «Славянских Ведах» болгаров-помаков:
Сказание о Волгане, дочери Яра, и её сыне Солнце-царе
О, мой Боже! Мой милый Боже!
Что за знамение Ты сотворил,
В небесах и на земле Ты явил…
Три недели нет Солнца в небе,
И не греет он среди лета,
И земля вся в траур одета!
И не хочет никто из пещер выходить,
Чтобы ступать по полю широкому,
Чтобы жниво жать, урожай собирать,
Ведь на третью неделю он стал погибать!
И так лето пройдёт – не рассеется тьма,
И затем настанет зима,
И возлютует мороз, будет снег –
А в пещерах запасов нет!
Думу думали семдесят королей,
Семдесят великих князей:
«Что же делать и как нам быть?
Как нам это лихо изжить?
Так давайте ж
Пойдём мы ко краю Земли,
Мы пойдём ко Первому королю,
Князю сильному и царю,
Что возвел в полях ветроград –
Сей Великий и Новый Град!»
Дело в том, что славяне, жившие у Ледника, в приполярных районах, после исчезновения Солнца, и последующего появления изменился климат, стало гораздо холоднее из-за смещения полюса из района Гренландии в его нынешнее положение. Это и стало причиной их движения на юг. Этому посвящена легенда об Име-царе.
Три звезды в его головном уборе - это память о трёх ночах, когда было светло как днём.
Легенда об Име-царе
Сказание о Велесе и Име-царе есть у славян-помаков. Ещё в античные времена греки делили скифов на скотоводов-кочевников и скифов-пахарей. По-видимому, родоначальником одной из ветвей таких скифов-пахарей был Има-царь, основатель земледелия. В «Сказании о благом Име-царе» «Славянских Вед», в отличие от Авесты, к Име обращается Велес.
Сказание о благом Име-царе
Вознёсся царь Има с земли к небесам.
Вознёсся на небо сам!
И там Богу службу святую справлял
И Велес тогда слово Име сказал:
«О царь! Има царь!
Ты сойди с неба ныне,
Иди-ка, благой муж, скорее к долине,
К святому Белому саду,
Где ты построишь ограду…
И так ты запомни всё, Има-царь!
Построй загон для скотины.
Туда загони ты триста волов и триста волов да и триста коров»…
Учил Ты, мой Боже, нашего Царя
Нашего младого Иму-царя!
Как нужно пахать,
как сеять и жать.
растить как пшеницу,
белую ядрицу
А после, мой Боже, Ты Иму учил,
Как тесто месить и квасить в квашне, и печь на огне
Кулич, каравай для божьей требы из ситного хлеба…
И как сотворить ему Божье вино
Святое вино, не обычное,
Белое вино трёхгодичное!
В этом сказании Има предстаёт основателем земледелия, организатором скотоводства и вообще, культурным и духовным лидером. Особый интерес представляет то, что девять вил, посланные Богом, принесли ему два золотых крыла, чтобы он взлетел на святую гору и служил службу Огнебогу. Это сближает его с такими богами греческой мифологии, как Аполлон и Гермес, имевших по некоторым легендам крылья и участвоваших в мистериях всязанных с Сириусом.
Вот с неба на землю царь Има сходил
И вилам такую он речь говорил:
«Придите ко мне, девять вил
все девять дев Самовил!
Придите, чтоб Богу нам жертву колоть,
Но прежде говеть обещайте…
Ещё я молю вас, прекрасные вилы,
Вы, малые Самовилы!
Придёт пусть ко мне и полюбит меня, а после возьмёт в мужья
Прекрасная Юда вила,
Та юная Самовила, что чудный дар мне дала –
Два золотых крыла.
И чтоб я взлетел на святую гору.
Нашёл там большую нору, пещеру бога Огня.
Чтоб там ему службу святую творил,
Не мало, не много, три года служил,
И так канон учредил, моленье установил.
В арийском сказании об Йиме главный акцент сделан на то, что Ахура Мазда повелел ему построить Вару, чтобы спасти свой народ от суровых и снежных зим. В славянском сказании ограда для скота имеет второстепенную роль. Одна из главных идей состоит в том, что Има получил от Велеса Ясную книгу, а она в свою очередь сопровождалась появлением звезды Зорницы, прилётом девяти Вил, одна из которых золотым жезлом прогнала зиму лютую.
И вот сошёл с небес Има-царь,
Неся ту Ясную книгу,
Что мир вокруг озаряла
И землю всю освещала.
И вот ждали вилы и Има-царь
у Фаф-горы три недели
и вести к ним прилетели,
что в ясном небе явилась звезда,
Явилась звезда Зорница
Явилась перед зарницей,
И Солнце землю согрело!
Знать вся зима пролетела!
Ушла зима снеговитая,
И лето пришло плодовитое!
И златой жезл вила взяла,
и в руке его понесла,
и тем жезлом волшебным вила,
зиму лютую прогнала,
лютую и сердиую,
вьюжную и снеговитую:
Пусть зима скорей уйдёт!
Лето красное придёт!
Им дева дар тот дала
и такое слово рекла:
«Вы украсте, малые вилы, белыми цветами главу.
И сойдите вы со Святой горы, и в святое поле идите,
В Кайле-град скорее спешите и там Иму-царя сыщите,
Что собрался заклать овна малого,
Агнца – первенца белоярого»…
Девять вил, девять сестёр – это девять фаз превращения звезды Зорницы в птицу Матерь Сва, Юду Живу Самовилу, принесшую с неба, от Бога книгу Ратную, Звёздную, Птичью книгу Голубиную.
Юда, Юда! Жива Самовила!
На небе ты, Юда, сидела!
На небе ты, Юда, при Боге
В его золотом чертоге.
Там Бог Ясной книге тебя обучил
И сей Канон учреждал.
И вот от Бога ты дар дала,
Ту книгу ты принесла
Ту ясную книгу, Ратную,
Ту ратную книгу, Звёздную,
Ту Звёздную книгу и книгу Земель,
Ещё дала ты Птичью книгу Голубиную, Голубиную…
И ты с небес на землю сходила,
Иму-царя тогда научила
Нашего царя, Иму-короля,
Те славы Всевышнему воспевать,
Святые гимны писать
От того возрадовались все племена и роды,
Все князи и воеводы,
И в правой руке у Имы была золотая книга
И так царь Има стал первым той Книги Златой создателем,
Священной книги писателем.
По-видимому, у славян и ариев был один общий предок, однако приписывали они ему вместе с основанием Кайле-града и спасением от суровых зим, разные достижения. Арийцы, кратко упоминая о том, что в Кайле-граде были собраны семена растений и плоды, основной упор делают на сохранение поголовья скота. У славян-помаков основной упор сделан на культ земледелия, хотя и упоминается, что они получили его от скотьего Бога Велеса. В сказании славян упоминается о явлении звезды Зорницы, а сам Има предстаёт богом, обладавшим золотыми крыльями, спустившимся с небес, женившимся на легендарной и прекрасной Юде виле, одной из девяти вил Самовил. Все эти признаки указывают на вспышку Сириуса, прообраз звезды Зорницы. Звезда Зорница появляется и в легенде о Златой Майе и рождении Бога Коляды.
Птице-человек Верхнее поволжье I тыс. до н.э. Двуглавыми изображались также Гаруда, несущая Вишну, и Матаришван в индийской мифологии
Птица Матерь Сва
Вот комментарий писателя Щербакова В. И. В книге «Атланты, боги и великаны» о птице Матерь-Сва и царевне-лебеди:
Высшее существо этого мира у славян известно как Птица Матерь Сва. Имя Сва — это одновременно и основа слова «лебедь» в английском и скандинавских языках.
Всюду, и в Скандинавии, и на Руси, полеты лебедей были своеобразной путеводной нитью. Люди ориентировались по ним и принимали решения о походах и переселениях на новые места.
Птица Матерь Сва — главная богиня славян в древности. Ее визитная карточка — «Велесова книга». Поэтому в моем переводе этого славянского памятника литературы, главы из которого опубликованы мной в книгах «Утро богов» и «Встречи с Богоматерью», я назвал его «Лебединой книгой». Ведь богу Велесу посвящены лишь немногие строки. А Матерь Сва сопровождает славян во всех главных событиях, предвещая им будущее.
Не зная этого, Пушкин создал тем не менее светлый образ царевны Лебеди, очень похожей на Птицу Сва. Но первоначально пришел он все же из глубин народной памяти и отразился в былинах. А вся история богини Лебеди стала ясна после открытия «Велесовой книги» в XX веке. Поэт нашел удивительное продолжение народных верований и преданий. И кто знает, все ли мы поняли в его сказке, нет ли в ней пророчеств, которые сбудутся вот-вот...
Прекрасное перо бросает огненная птица Гаруда (аналог птицы Матерь Сва – Матаришван и Гарутман в Ригведе) в ответ на громовую стрелу Индры, утверждая, что этим пером может поднять Землю, Океан и самого Индру.
Относительно происхождения Гаруды интересны рассуждения Ю. А. Шилова в книге «Истоки славянской цивилизации» [82]. Он цитирует римского автора Солина, комментатора знаменитого географа Страбона:
В той части (Скифии), которой владели скифы-пахари вспоминают иногда город Геранию (что называется варварами Какитон), откуда, рассказывают, пигмеи были изгнаны журавлями.
Согласно Дж. Греппину греческие названия птицы Геранос и мифического грифона, впервые упомянутого в «Илиаде», происходят от ведического Гаруды, потомка индоевропейского гер – «журавля». О. Н. Трубачёву некоторые моменты такой трактовки кажутся сомнительными, и он акцентирует родственность мифического Гаруды с индоевропейским же «пожирателем (змей)». В этой связи Шилов отмечает, что это не противоречит первичному образу журавля. Он проводит параллель между индийской журавлиной рекой – Сарасвати и греческим Герросом. Он подчёркивает, что Санскритское сарас при этом – не только «журавель» или «цапля», но и «лебедь».
Лебедь же в свою очередь является частым персонажем мифов, связанных с вспышкой Сириуса. Достаточно вспомнить легенды, связанные с Аполлоном и Фаэтоном.
Само слово, обозначающее огненную небесную птицу Матаришван (Матарисван), как и Прометей, принесшую огонь людям, в санскрите толкуется обычно как «растущий в матери» (mātarí — śvan).
Описание небесной девы-птицы в русских сказках довольно разнообразны, напомним в этой связи описание спасения лебедя Гвидоном в сказке А. С. Пушкина о царе Салтане:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела -
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит -
И царевичу потом
Молвит русским языком:
"Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе - всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
А вот описание преображения лебедя в царевну, но не простую, а небесную:
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
«Книга Велеса» [5] древних славян начинается такими словами:
Вот прилетела к нам Птица, и села на древо, и стала петь, и всякое перо Ее – иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи как днём, и поёт Она песни о битвах и междоусобицах.
В Прославлении это же описано более подробно:
И вот Матерь Сва бьет крылами
По бокам Своим с двух сторон,
Как в огне, вся сияя светом.
И все перья Её – прекрасны:
Черемные, синие, рыже-бурые,
Желтые и серебряные,
Золотые и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
Летает по солнопутью,
И так же сияет седьмой красотой,
Завещанной от Богов.
И Перун, увидев Её, возгремит
Громами в том небе ясном.
И вот это – наше счастье.
И мы должны приложить все силы,
Чтобы видеть,
Как отсекают
Жизнь старую нашу от новой,
Так точно, как рассекают
Дрова в домах наших огнищанских.
Это явление Птицы Матерь Сва (Слава), – с нашей точки зрения, есть всё та же необычайно яркая вспышка Сириуса, о которой рассказывалось ранее, получило разное название у разных народов, населяющих европейскую равнину, разные боги носили имя этого явления.
Однако, птица Матерь Сва появляется под своим именем и в других легендах славян-помаков, собранных Верковичем и изданых под названием «Славянские Веды»
Об исходе славянских племён из читайского края к Белому Дунаю рассказывается в нескольких сказаниях: о короле Яре, о её дочери Вогане и её сыне Солнце-царе, о Саде-короле и, наконец, о Чета-короле.
В сказании о Саде-короле говорится о причинах исхода в жалобе бояр:
… Есть близ Дуная далёкого
Для пашен поле широкое.
И дивные дивы в том поле живут,
И поля не сеют, и поля не жнут.
Ах, если бы, дивов тех нам покорить
И землю их заселить!
Поля же тех дивов заставить вспахать,
И просом их засевать!
Однако на Белом Дунае лежит
Та Сурова Ламия – ужасна на вид:
О трёх головах, о семи хвостах.
У всех та змея вызывет страх!
И мимо её нам пройти не суметь
И птице она не даёт пролететь!
Для нас эти сказания интересны и тем, что в них упоминается о птице Матерь-Сва. В сказании о Саде-короле эта птица является весницей Дивьего короля:
– Мне весть прилетела от дальней земли,
От той сторонки Загорской,
От дальней земли Заморской!
И мне Птица Сва принесла
Белe Книгу,
Белу Книгу чёрного письма.
И крылья той птицы трепетали,
Когда нисходила мне «Белая Книга».
И «Белая Книга» так напевала:
– Ой ты, король, Дунайский король!
Утречком рано ты ждёшь-пождёшь
Младого читайского короля.
А он уже войска отовсюду согнал
За земли твои богатырские биться!
Ты должен ему покориться!