Выпускают ли автомобильные компании что-то кроме автомобилей? Первое, что приходит на ум — разнообразный мерч. Однако, к примеру, ни компания Ferrari, ни её гоночное крыло Scuderia Ferrari не являются изготовителями одежды. Так что рубашки поло с символикой бренда производит кто-то другой, по договорённости с автомобильным партнёром.
В случае с Ferrari изготовителя легко обнаружить, если поискать на маркетплейсах нужную информацию — это Stichd, дочка знаменитой Puma. Подобные примеры распространены по всему автомобильному миру — авторучки, кружки, карманные фонарики с логотипами автомобильных монстров производят специализирующиеся на соответствующих предметах фирмы. И всё же — вопрос не столь просто разрешается. Существуют совсем неожиданные вещи, выпускаемые автогигантами напрямую или родственными фирмами.
Так архитектурная корпорация Toyota Housing, входящая в Toyota Group, занимается жилищным строительством. Она разрабатывает и выпускает коттеджи и кондоминиумы, проектирует целые жилые районы. В её каталоге есть несколько серий домов, а в каждой из них ещё более десятка вариантов наружного дизайна, не говоря об интерьерах и начинке (скажем, техника “умного дома”).
Нужно пояснить, что в группу Toyota входят 17 крупных компаний, не считая филиалов и фирм с частичным владением. Все их объединяет не только имя, но и сотрудничество, иногда перекрёстное владение акциями, а также инвестиции и отношения поставщиков и клиентов. Вот и Toyota Housing с Toyota Motor роднит не только “фамилия”. Опыт автогиганта, его принципы организации массового производства, оперативных поставок компонентов, внедрения энергосберегающих технологий и компьютерного проектирования применяется и в Toyota Housing. Причём ключевые детали дома Toyota изготавливаются заранее на заводах Toyota Housing, а на месте всё собирается за считанные часы (в случае частного дома).
В случае с авиастроением можно заподозрить, что картина похожая — косвенное родство с автомобильной фирмой. Но нет. Расположенная в США Honda Aircraft Company является не сестринской, но дочерней компанией автомобильного гиганта Honda Motor. Последняя нам известна не только по автомобилям, мотоциклам и квадроциклам, но и по лодочным моторам, газонокосилкам, переносным генераторам и мобильным водяным насосам. А вот про самолёты знают не все.
Бизнес-джет с простым именем HondaJet впервые поднялся в небо в 2003 году. После серии испытаний и сертификации его серийный выпуск был начат в конце 2015 года и к настоящему времени тираж составляет более 250 штук. Вероятно, перед нами самая дорогая Honda — от $5 млн за штуку. Компания предлагает уже три модели: просто HondaJet на 4-6 пассажиров и 1-2 членов экипажа, с максималкой 782 км/ч и дальностью полёта 2265 км, HondaJet Elite II с дальностью 2865 км и удлинённый HondaJet Echelon на 9-10 пассажиров и 1-2 членов экипажа, c максимальной круизной скоростью 834 км/ч и номинальной дальностью полёта 4862 км.
Ладно самолёты. Машиностроение всё-таки. Ещё интереснее, что концерн Volkswagen выпускает сосиски. И не силами какого-либо партнёра, а реально самостоятельно, на своём главном автозаводе в Вольфсбурге. Сорт сосисок называется Volkswagen-Currywurst и делают их из свинины, с которой обрезают лишний жир, чтобы уменьшить его содержание в продукте. Плюс производится веганская версия на основе пшеницы. Каждая сосиска снабжается клеймом Volkswagen Originalteil, то есть, "Оригинальная запчасть Volkswagen".
Продают сосиски Volkswagen в столовых на заводах компании, а также на футбольных стадионах и в сторонних супермаркетах. Потому попробовать их могут не только работники VW или посетители, но все желающие. Volkswagen выпускает эти сосиски давно, с 1973 года. А в 2024-м производство установило рекорд: 8 552 000 изделий. Между тем суммарные продажи автомобилей всей группы Volkswagen в 2024-м составили 9,03 млн штук. Почти тоже число. В гамме автозавода есть также кетчуп собственного изготовления. И сосиски, и кетчуп обладают своими номерами в реестре деталей Volkswagen!
Компетенции компании Automobili Lamborghini в обработке металла и создании деталей из углепластика вполне хватило бы на ограниченный выпуск элитных детских колясок. Но всё же представленная недавно коляска Reef AL Arancio с ценой более пяти тысяч долларов и тиражом всего 500 штук, это совместный проект с очень старым и известным британским производителем колясок Silver Cross. Дизайн коляски вдохновлён машинами Lamborghini, тут есть гоночное сиденье из замши и бамбука, углепластиковый каркас, подвеска всех колёс, тормоз с педалью, как у Ламбо, отделка рукоятки итальянской кожей. В общем — настоящая первая Ламба для ребёнка состоятельных родителей.
На этом фоне уже никого не удивят велосипеды под марками Volkswagen, Porsche, Skoda, Audi, Mercedes-Benz, BMW, Land Rover, Peugeot, Lexus и Ferrari. Тут видим и собственный опыт, и сотрудничество с велосипедными компаниями-специалистами. Но это направление деятельности автоконцернов предсказать несложно, учитывая, что некоторые такие фирмы велосипеды выпускали ещё на заре своей истории. Так у Peugeot велосипеды в списке продукции появились в районе 1880-го. А вот как вам виски Aston Martin?
Это плод кооперации Астона и производителя шотландского виски Bowmore. Они несколько раз выпускали коллекционные “издания” виски. Такие как Black Bowmore DB5 1964 (25 бутылок по 50 000 фунтов стерлингов, 2020 год) или Bowmore ARC-52: The Mokume Edition (единственная бутылка, ушедшая в 2023-м с аукциона за 225 тысяч фунтов). В первом случае каждая бутылка была вплавлена в поршень от настоящего Астона DB5 1964 года и снабжена кейсом с эксклюзивной книгой об истории марки Bowmore, восходящей к 1779 году.
Во втором случае уникальный сосуд, словно парящий на цыпочках, создан на основе принципов дизайна Астона (тонкий баланс частей с гармоничными пропорциями), а также под впечатлением от японской техники работы с металлом мокумэ-ганэ. Крышка бутыли сделана из углепластика, используемого в Valkyrie с текстурой, одновременно напоминающей дерево и скалы залива Лох-Индаал недалеко от винокурни Bowmore. Само собой, что внутри — эксклюзивный виски, изготовленный из самых ценных спиртов, полученных в 1960-х.
Аналогичный пример кооперации — совместная работа отделения Porsche Lifestyle Group и компании Puma — сникеры, посвящённые 60-летию Porsche 911, выпущенные в 2023 году. В отличие от обычных кроссовок, брендированных Porsche, у этих был ограниченный тираж и особый дизайн в двух вариантах. по силуэту и окраске версия Retro напоминает Porsche 911 S 2.5 1972 года, а Heritage — Porsche 911 S/T 2024-го, причём внешний декор подражает окраске тех купе, а подкладка — отделке их салона. Тираж Retro — 1972 пары, Heritage — 1963 пары. Для фанатов марки — отличный способ пополнить коллекцию своих Porsche. Также ещё целая куча автомобильных марок выпускала на рынок ограниченные издания брендированных наручных часов, или дорогой мебели. Хотели бы себе письменный стол Bentley?
Если вернуться к продукции автогигантов, то здесь найдётся ещё много необычного. Скажем, роботы Honda (серия экспериментальных проектов) и Toyota (серийный робот-компаньон Kirobo Mini) и бобслейные сани BMW. Из истории же можно вспомнить педальные детские автомобильчики “Москвич”, которые силами самого “Москвича” (то есть, МЗМА/АЗЛК) и производились. А вот мельницы для специй под маркой Peugeot выпускает отдельная компания, которая некогда отделилась от автомобильной, но сохранила по-традиции марку.
Примеров кооперации ещё больше. Скажем, это роскошные мелкосерийные яхты Lexus, Mercedes-AMG и Lamborghini. Хотя тут сотрудничество, в основном, идёт по линии дизайна, а реальные изготовители — судостроительные фирмы. И к слову о судостроении. Под именем Hyundai выпускаются крупные суда, в том числе боевые корабли, танки, лифты, энергетическое оборудование, трамваи и поезда. Но заняты этим отдельные компании, связанные с Hyundai Motor Company, в основном, происхождением. Тем не менее, в каком-то смысле можно считать, что вся эта техника — родственники легковушек Hyundai. Можете припомнить ещё подобные примеры пересечений такой продукции с автобрендами?