80 лет назад Закарпатье вошло в состав СССР
Споры русских и украинцев, кто имеет большее право на наследие Древней Руси, разрешаются довольно просто. До сих пор существует народ, сохранивший язык Владимира Святого и Ярослава Мудрого, – это русины, живущие в западных предгорьях Карпат. При этом надо сказать, что с независимой Украиной они себя никогда не ассоциировали, о чём свидетельствуют как исторические документы, так и текущая реальность.
В состав Российской империи Закарпатье никогда не входило, как и Львов с Черновцами, поэтому обосновать права на него было непросто. Однако главное поставить проблему, а её сталинский нарком Вячеслав Молотов формулировал чётко:
«Свою задачу как министр иностранных дел я видел в том, чтобы как можно больше расширить пределы нашего Отечества. И кажется мы со Сталиным неплохо справлялись с этой задачей.»
Западную Украину со Львовом и Буковину с Черновцами присоединили в 1939 году, в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа. Очередь Карпатского края настала через 6 лет.
Регион принадлежал Австро-Венгерской империи, а после её распада по итогам Первой мировой войны достался Чехословакии. Чисто по территориальному признаку. В 1938 году с одобрения Адольфа Гитлера туда вошли венгерские войска (этнически венгры составляли вторую по численности группу после славян) и Закарпатье находилось под властью диктаторов Миклоша Хорти и Ференца Салаши, которые жестко подавляли недовольство местного населения и попытки восстаний. Всего от репрессий венгерских фашистов погибло до 10 тыс. человек.
Поэтому неудивительно, что когда в ходе Карпато-Ужгородской операции осенью 1944 года с Карпатских гор спустилась Рабоче-Крестьянская Красная Армия, её встречали с ликованием. Далее встал вопрос: возвращать ли регион Чехословакии, с президентом которой в изгнании Эдвардом Бенешем советское руководство находилось в хороших рабочих отношениях, либо присоединить к Советскому Союзу? Решать его на земле пришлось видному политику того времени – Льву Захаровичу Мехлису, доверенному лицу вождя, генералу и члену совета 4-ого Украинского фронта.
«Мы разроем Карпаты, если они окажутся препятствием»
Власть в освобожденном Закарпатье существовала в трёх ипостасях. а) советское военное командование б) местные стихийно возникшие народные комитеты в) чехословацкая администрация во главе с Франтишеком Немцем, прибывшим из Лондона по указанию Бенеша. Надо сказать, что местное население обратно в Чехословакию не хотело и всячески выражало своё желание присоединиться к СССР. Мехлис и военные этому не препятствовали, а напротив, помогали процессу идти в нужном русле, в результате чего формально легитимная чехословацкая администрация реальных рычагов власти так и не получила.
В книге Валентины Марьиной «Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь) в политике Бенеша и Сталина» приводятся интересные свидетельства.
«Так, партизанский отряд В. Диянича обращался к Сталину: «Выслушайте и поймите нас, Иосиф Виссарионович! Примите нас в свою семью... Вы нас возродили, ибо до сих пор мы почти мертвыми были. Поэтому и обращаемся к Вам, как к отцу родному... Возьмите нашу бедную, маленькую страну гор и деревень в «Союз нерушимый республик свободных». Мы разроем Карпаты, если они окажутся препятствием к этому, мы разобьем все преграды, если только услышим Ваше отцовское Да!»
Администрация Немеца попробовала было начать мобилизацию, но жители куда охотнее записывались в РККА. С 8 ноября 1944 г. по 15 февраля 1945 г. в армию Чехословакии вступили около 6,5 тысяч жителей Закарпатья, а в Красную Армию – 16 тысяч человек.
Комендант города Рахов арестовал православного священника Юрия Шеллевера, который агитировал за вступление в РККА и присоединение к Советскому Союзу. Это вызвало бурю негодования, в городке собрался митинг числом более 1 тысячи человек. В итоге батюшку освободили, а комендант бежал из города.
Мехлис рапортовал Сталину:
«12 ноября состоялся городской митинг населения города Густе и его окрестностей, посвященный увековечению памяти освобождения города. На митинге присутствовало городское и сельское население, а также делегация, посланная населением города Рахов. Делегацию возглавлял священник Юрий Шеллевер, который заявил: «Я от народа Раховского округа благодарю Красную армию за освобождения нас от ига немецких и мадьярских фашистов. Лучшей благодарностью Красной армии будет то, что мы все будем с тобой, дорогая нам Красная армия, мы с вами, дорогие братья Советской Украины.»
Что интересно, именно духовенство сыграло наиболее активную роль в событиях. 18 ноября 1944 года в Мукачево собрался православный съезд, где присутствовали 23 священника. Они направили письмо «великому вождю и освободителю всего славянства Сталину:
«Желания и мечты наших предков были всегда, чтобы наша область за Карпатами, заселенная русинами, т.е. Руси-сынами, возвратилась в лоно Великой Руси».
Кроме того, служители культа выразили желание перейти из-под омофора Сербской православной церкви в РПЦ. Делегация священников затем выехала в Москву, где встретилась с патриархом Алексием Первым.
Как видно, выражено желание вернуться именно в лоно «великой Руси», предлагалась самостоятельная республика в составе СССР, а не вхождение в УССР. Этот факт служит поводом для многочисленных спекуляций на тему «Закарпатье - сталинский подарок Украине», поддерживаемых с самого верха. Признавая ошибки большевиков в политике украинизации и пополнении её территориального состава, автор предложил бы не судить их строго. Незалежная Украина в лице Симона Петлюры и гетмана Петра Скоропадского была разгромлена Владимиром Лениным и Львом Троцким. При Сталине УССР была частью единого государственного организма и в Киеве никто и слова сказать поперек Кремлю не смел. А если пытались – как поэт Мыкола Хвылевой, выдвинувший лозунг «Геть вид Москвы» – то кончали либо в петле (как сам литератор), либо получали пулю в затылок в НКВД. Представить, что Украина потом отделится и создаст свою государственность именно на петлюровско-бандеровской основе и в страшном сне тогда никто не мог представить себе. И в любом случае это вина не Ленина-Сталина.
«Чехословацкое правительство испытывает неловкость»
26 ноября состоялся 1 съезд народных комитетов Закарпатской Украины в Мукачево. Его почетными гостями были Мехлис и член политсовета того же 4-ого Украинского фронта Леонид Брежнев. Съезд принял обращение с просьбой о принятии края в состав СССР и взял власть в свои руки. Были приняты декреты о земле, проведена национализация предприятий и банков.
Чехословацкая администрация понимала, что власть утекает из её рук. Немец жаловался Бенешу в Лондон, а события получили резонанс в мире, тем самым вбивался клин между советским и чехословацким руководством.
Однако товарищ Сталин, только что разругавшийся с эмигрантским правительством Польши, не желал портить отношения ещё и с чехами. Поэтому после консультации с Молотовым и лидером чешских коммунистов Клементом Готвальдом в январе 1945 года он направил примирительное письмо Бенешу.
«Сегодня я узнал от товарища Готвальда, что чехословацкое правительство испытывает неловкость в связи с событиями в Закарпатской Украине, полагая, что советское правительство думает односторонне решить вопрос о Закарпатской Украине вопреки договору между нашими странами,»
– писал он и далее обозначил, что вопрос должен быть решен по согласию между Чехословакией и СССР.
Цепляться за Закарпатье в условиях, когда победоносная РККА входила в Чехословакию, Бенеш не мог и не хотел. В ходе его визита в Москву в маре 1945-ого проблема была урегулирована. Сталин решил не останавливаться перед горами, а оставить горы (Карпаты) за собой. СССР получил территорию в 12 тыс. километров с населением 750 тыс. человек в самом сердце Европы. Это было тем более важно, что украинские националисты ещё с 1930-х годов вынашивали планы создания там независимой Западно-Украинской республики с последующей аннексией и присоединением к ней Украины. Вышло ровно наоборот.
Ну а официально Чехословакия передала СССР Закарпатский край 29 июня 1945 года. Договор был подписан с советской стороны Молотовым, а с чехословацкой – уполномоченными Фирлингером и Клементисом. «С матерью-Украиной, с советским народом – навеки,» – оценила документ «Правда», опубликовавшая договор 1 июля.
Трагическая судьба русин
В составе советской Украины Закарпатье чувствовало себя прекрасно. Если в соседних регионах – на Волыни и Галичине – вплоть до середине 1950-х годов уничтожали бандеровское подполье, то здесь его как массового явления не существовало. Согласно Справке КГБ 1973 года «о количестве погибших советских граждан от рук бандитов ОУН за период 44-го - 53-го годов» жертвами указаны 48 человек. За тот же период в Ивано-Франковской области погибло свыше 10 тыс. советских граждан.
В 1991 году Закарпатская область на референдуме голосовала за сохранение СССР, а в декабре, понимая, что придется жить в составе незалежной Украины, сделала отчаянную попытку обрести новый статус, подобный Крыму. Там прошел региональный референдум с вопросом о создании автономии в составе Украины. 78% избирателей проголосовали за, однако киевскими властями во главе с Леонидом Кравчуком его результаты были проигнорированы. В дальнейшем регион всегда голосовал за условно «пророссийские» партии.
Судьба русинского движения выглядит печально. Один из его лидеров – опять же священник, протоиерей Дмитрий Сидор – при «нашем» Викторе Януковиче был осужден на 3 года лишения свободы за сепаратизм. Что уж говорить о сегодняшних временах. Если у проживающих в крае венгров имеется защита в лице официального Будапешта, который постоянно привлекает внимание к нарушению их прав и дает паспорта, то русинам рассчитывать не на кого. Ну а симпатии к России, это, понятно, отягчающее обстоятельство.
Однако люди ждут и надеются. Возможно, однажды, как в 1945 году, подует ветер с Востока и этот затерянный в горах осколок Древней Руси воссоединится с исторической Родиной. Рано или поздно это должно произойти.
Андрей Дмитриев, тг-канал Русское чучхе, специально для @wargonzoya