Алексей Гонин – молодой художник, средовой дизайнер. В настоящее время работает в технике цифровой иллюстрации. На его творчество повлияли классики дарк-арта, мрачного сюрреализма и тяжелого рока, однако при создании рисунков Алексей вдохновляется природой и считает свое искусство жизнеутверждающим. Жизнь на севере определила его интерес к темному и потустороннему, но не стоит воспринимать все всерьез, ведь в работах Алексея можно обнаружить себя в образе мультяшного героя.
Алексей, с развитием новых технологий появилось множество направлений в искусстве: диджитал-арт, видео-арт, цифровая живопись, гейм-арт, AR-искусство и мн. др. Как называется направление, в котором работаешь ты, и в чем оно заключается?
Из всего портфолио трудно выделить что-то одно из перечисленного. Когда-то я практиковался красками на холсте, рисуя пятнами. Этот принцип сохранился и в цифре. Так что, наверное, цифровая живопись – наиболее точный вариант.
Сейчас акцентируешь внимание больше на цифровой иллюстрации. Расскажи подробнее для тех, кто не знаком, что это за направление.
Это иллюстрации, которые нарисовали на компьютере. Они используются в качестве обложек или плакатов. Если говорить о моих работах, по возможности их можно также для чего-то задействовать.
Как ты попал в индустрию диджитал иллюстрации?
Мое первое знакомство с цифровым искусством началось еще в детстве, когда мама брала меня с собой на работу и оставляла наедине с рабочим компьютером. Тогда я познакомился с программой Paint и не мог оторваться от рисовального процесса. Для меня он был увлекательнее любой видеоигры. Однако уже в сознательном возрасте я не воспринимал рисование в цифре всерьез и писал в традиционной технике красками и пастелью. Графические программы использовал только для того, чтобы что-то подрисовать или наложить необычный фильтр к уже готовым работам (получалось отвратительно). Постепенно я переходил в полноценный диджитал.
Ты писал, что получил образование в сфере дизайна. А где ты обучался цифровой живописи? Существует мнение, что по этой теме мало литературы и курсов.
Да, я учился на средового дизайнера. Наверное, это дало мне лучше понимать пространство и объем. Я получил навыки, проходя платные курсы, а также самостоятельно изучая гайды. Не могу судить о качестве курсов и литературы в наше время. Все же стоит понимать, что в цифровой живописи главенствующее слово – это «живопись», где цифра – это инструмент, который существенно облегчает работу художника. А если брать курсы и литературу о рисовании в целом, то этого более чем достаточно.
Для тебя рисование стилусом на графическом планшете – новый инструмент живописи наравне с холстом, акварелью, масляными красками и кистью, а не отдельное направление в искусстве?
Да, так и есть. Однако отмечу, что в графических редакторах есть множество функций, о которых раньше могли не знать или не обращать внимание. Это непаханое поле для художественных экспериментов.
Алексей, как происходит процесс работы? Расскажи последовательность действий при создании цифровой иллюстрации.
Удобнее всего мне работать ночью, меньше отвлекающих факторов. Я открываю холст на планшете и начинаю рисовать. Либо беру за основу свои старые эскизы, либо начинаю импровизировать. А именно, рисую нагромождение мутных полупрозрачных пятен, из которых вырисовывается интересная форма. К этим пятнам додумывается сюжет и подбираются референсы. Постепенно мутная картинка обрастает деталями. Главное понимать, когда закончить.
Герои твоих работ в стиле дарк-арт и мультяшные. Расскажи подробнее, это персонажи компьютерной игры, виртуальной вселенной, которую ты придумал или они существуют отдельно друг от друга?
Многие персонажи – образы реальных людей из жизни. Они стали “жертвами” моего искаженного видения и, возможно, станут частью одной виртуальной вселенной.
Реальные люди узнают себя в твоих работах?
Еще как.
Ты иронизируешь в работах над своими знакомыми?
Да. Мои рисунки несут ироничный характер. Например, у меня есть друг, который ведет себя, как старый дед, любит поныть, хотя ему всего 35 лет. На моих рисунках он, как правило, изображается в образе старика, потрепанного жизнью.
У тебя большой список художников, чье творчество увлекает от Северного Возрождения до современных: Иероним Босх, Уильям Блейк, Ханс Гигер, Peter Polach и др. В основном это представители мрачной эстетики. Чем она тебя привлекает?
Мрачная эстетика глубоко залегла мне в душу. Возможно, оттого, что все свое детство я прожил в северных широтах, окруженный тьмой и холодом. Меня привлекает загадочность и ощущение чего-то потустороннего.
Интерес к мистике у художников разных эпох спровоцирован внешнеполитическими трагедиями, как у Здислава Бексиньского, религиозно-идеологическими догмами, как у Иеронима Босха, являются способом рефлексии, возможностью принять или наоборот отвергнуть мир зла. В чем ты пытаешься разобраться в своих работах?
Возможно для меня это особый вид эскапизма и неспособность принять существующие реалии в наше неспокойное время.
Ты писал, что основным источником вдохновения является природа. Классики прошлого отмечали, что в природе все гармонично, невозможно ничего отнять и добавить. И изображали природу в фотографической точности. Как впечатления от природы отражаются в твоих работах?
В моих работах часто присутствуют природные цвета землистого оттенка в качестве основной палитры. Среди референсов много фотографий, отснятых во время прогулок в лесу. Органичные формы дают большой простор для фантазии. Я пытаюсь наполнить жизнью каждую деталь своей работы.
Самый дорогой художник в цифровом искусстве Beeple продал на аукционе Christie's работу «Everydays – The First 5000 Days» за 69 млн. долларов. Тем самым привлек внимание к цифровому искусству и сыграл значительную роль в мейнстриме NFT. Как считаешь, какое место цифра займет в искусстве в целом? Потеснит традиционные виды, будет сосуществовать или как модный тренд вспыхнет и канет в лету?
Цифровое искусство не вытеснит традиционное. По своему опыту скажу, что картина маслом ценится средним обывателем гораздо выше, чем диджитал. Его можно повесить в рамку и наслаждаться плотными мазками краски. Я склоняюсь к тому, что они будут сосуществовать.
Как ты монетизируешь свое искусство или как планируешь монетизировать?
Иногда я рисую на заказ, но это не дает стабильного заработка, тем более в условиях высокой конкуренции на бирже фриланса. Я планирую стать концептуальным художником и участвовать в творческих проектах, где мое видение по-настоящему оценят.
Алексей, если бы тебе пришлось описать свое искусство 3-мя прилагательными, какие бы назвал?
Абсурдное. Мертвое. Живое.
О чем ты мечтаешь и что планируешь?
Я мечтаю распространить свое творческое видение посредством разных проектов, будь то игры, мультипликация или театральные постановки. В моих ближайших планах нарисовать графический роман, плотно изучать историю искусств и освоить навык скульптуры.
Интервью подготовлено для Gerbera Magazine