Представьте: семь лет без единого выходного. Семь лет, когда твое тело принадлежит не тебе, а сцене, когда каждый день – это изматывающие репетиции, выступления, бесконечные перелеты и обязательства... Николай Цискаридзе знает, что это такое.
На пике славы, когда его имя гремело на весь мир, а зрители ломали руки в овациях, внутри него что-то сломалось. Не физически – морально. Он больше не чувствовал радости от танца, не мог заставить себя выйти к людям. Депрессия накрыла его, как тяжелое одеяло, из-под которого не хотелось выбираться.
"Я не хотел абсолютно ничего. Даже звук голосов за дверью вызывал раздражение. Я понял – это конец, если не остановлюсь", – вспоминает он.
И тогда он сделал то, что многим показалось бы безумием – просто уехал. Бросил все: графики, контракты, ожидания. Канарские острова стали его убежищем. Там не было балета, не было требовательных хореографов, не было публики, жаждущей зрелищ. Только океан, ветер и тишина.
Несколько месяцев он жил как обычный человек: спал, когда хотел, гулял по пустынным пляжам, читал книги. Никаких репетиций, никаких звонков. Постепенно к нему вернулись силы. И главное – желание танцевать.
Сейчас он по-прежнему работает на износ, но уже знает: если не остановиться вовремя, можно потерять себя навсегда.
Ректор, телезвезда и хранитель традиций: чем живет Цискаридзе сегодня
Сегодня Николай Цискаридзе – не просто артист, а человек-институция. Он возглавляет Академию русского балета имени Вагановой, и это не просто формальная должность. Он буквально живет этим местом, как когда-то жил сценой.
Недавно он воссоздал легендарного "Щелкунчика" 1934 года – не просто поставил спектакль, а вернул к жизни ту самую версию, которую когда-то придумал Василий Вайнонен. И сделал это с потрясающей точностью: в его постановке, как и почти сто лет назад, все детские роли исполняют не взрослые артисты, а ученики Академии.
"Прелесть этого спектакля в том, что он создавался для детей и должен играться детьми", – объясняет он.
Но балет – не единственное его занятие. Он регулярно появляется на телевидении, в жюри конкурса "Синяя птица", где ищут новые таланты. А еще пишет книгу – продолжение своих мемуаров "Мой театр", где обещает рассказать о самых тяжелых моментах своей карьеры: о борьбе за место в Большом театре, о травле, о восстановлении после серьезной травмы.
И при этом он остается удивительно живым, ироничным человеком. Например, когда Netflix выпустил свой исторический сериал с вопиющими неточностями, Цискаридзе не сдержался:
"Я хохотал, как сумасшедший. Это же катастрофа!"
Дружба с Галкиным*: преданность вопреки всему
В 2022 году, когда Максим Галкин* попал в список иноагентов и исчез с экранов, Цискаридзе не стал от него отворачиваться. Наоборот – когда его пригласили заменить Галкина* в шоу "Сегодня вечером", он первым делом написал другу.
"Я сказал ему: 'Макс, что бы ни случилось, я всегда буду тебя любить и уважать'. Мы дружим много лет, и я не собираюсь это менять", – рассказывает Николай.
Эта дружба для него не пустые слова. В 2011-2013 годах, когда самого Цискаридзе травили в СМИ, Галкин* был одним из немногих, кто открыто встал на его защиту.
"Он написал две заметки в мою поддержку. Казалось бы, мелочь, но для меня это было важно. Я никогда этого не забуду".
При этом Цискаридзе не согласен с самой системой маркировки иноагентов.
"Публичные люди в России не имеют такого влияния, чтобы их бояться", – говорит он.
"Я никогда не предам Россию": почему Цискаридзе остался
В 2022 году многие звезды уехали, многие начали осуждать власть. Цискаридзе – нет.
"Я никогда не хотел менять страну и язык. Для меня самое ценное – быть русским артистом", – заявил он.
Из-за этой позиции с ним перестали общаться некоторые друзья. Но он не жалеет.
"В 90-е я видел, как относятся к эмигрантам. Даже если ты лучший – ты чужой. Я так не хочу".
При этом он категорически против призыва артистов в армию.
"Наша профессия несовместима с сапогами. Нам даже на коньках кататься нельзя – это вредит суставам".
Но если будет мобилизация – его подчиненные получат отсрочку. Он уже все "продумал".
"Он резкий, но дети его обожают": как Цискаридзе воспитывает звезд
Анастасия Меськова, солистка Большого театра, знает Цискаридзе не понаслышке.
"Он бывает жестким. Не все это выдерживают. Но детей он обожает", – говорит она.
Под его руководством выросла целая плеяда звезд – например, Денис Родькин, нынешний премьер Большого.
А еще он поддерживает Светлану Захарову, которая стала ректором Московской академии хореографии.
"Новые руководители умеют привлекать внимание и решать важные вопросы", – отмечает Меськова.
"Надо быть идиотом, чтобы отказаться": как Хабенский уговорил Цискаридзе выйти на драматическую сцену
Казалось бы, балет, телевидение, преподавание – куда больше? Но Цискаридзе решил бросить себе новый вызов – стать драматическим актером. Все началось с СМС от Константина Хабенского: "Николай, это Хабенский. Позвоните мне".
Цискаридзе сначала не поверил. Но когда понял, что ему предлагают сыграть Людовика XIV в булгаковской "Кабале святош" – согласился.
"Чтобы отказаться, надо быть полным идиотом", – смеется он.
Но с одним условием: он выйдет на сцену под другим именем. Каким? Пока секрет.
Впрочем, личная жизнь Цискаридзе тоже всегда была загадкой. В интервью Лауре Джугелии он наконец объяснил почему.
"30 лет у меня нет родни. Я эгоист. Не хочу ни за кого отвечать – ни за жену, ни за ребенка, ни даже за собаку", – признается он.
Четыре года назад умерло несколько близких людей.
"Я так устал… Теперь мне хватает ответственности за театр".
Лучший Щелкунчик в мире: как Цискаридзе покорил балет
Он танцевал 101 раз в "Щелкунчике" на сцене Большого театра. И каждый раз – так, будто это премьера.
"Костюм один и тот же. Талия – 66 см. Как в 21, так и в 39", – гордо говорит он.
А еще он был зловещим Ротбартом в "Лебедином озере", Фавном у Нижинского и Германом в "Пиковой даме" – роль, ради которой французский хореограф Ролан Пети специально приехал в Россию.
Сейчас он учит новых "Щелкунчиков".
Что в итоге?
Цискаридзе – человек, который никогда не сдается. Сбежал от депрессии – вернулся. Пережил травлю – стал сильнее. Не предал страну – даже когда это было модно. И теперь, кажется, готов к новому вызову – драматическому театру.
Интересно, какое имя он выберет?..
*внесён Минюстом РФ в список иноагентов