«Премудрый пискарь»— это сказка, написанная о маленьком и трусливом пескаре, который всю жизнь прожил в страхе перед опасностями и не смог насладиться жизнью.
Русская классика часто вызывает вопросы у школьников и взрослых. Чтобы лучше понять произведения Салтыкова-Щедрина, я расскажу о его сказке «Премудрый пискарь». Вы вероятно знаете , что вдохновило писателя на создание этой истории, какие сатирические приемы он использовал и кого хотел высмеять.
Михаил Салтыков-Щедрин был известен своими сатирическими произведениями, в которых критиковал проблемы своего времени. В его сказках традиционные сюжеты переплетаются с размышлениями о реальности второй половины XIX века.
В сказке «Премудрый пискарь» Михаил Салтыков-Щедрин рассказывает о рыбке, которая всю жизнь пряталась от опасностей. Родители пискаря учили его быть осторожным. Однажды отец чуть не попался рыбакам и предостерегал сына: «Пуще всего берегись уды! — говорил он. — Потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее».
В реке, где жил пискарь, обитали крупные рыбы, которые вызывали у него страх. Он боялся даже водяную блоху, которая могла его укусить. Тогда пискарь нашел тесную нору и поселился там и дрожит да одну думу думает: «Слава Богу! кажется, жив!». Лишь по ночам , когда все спали, он выходил на прогулку.
Так пискарь прожил сто лет. Он был рад, что умрёт своей смертью, как его родители. Но за это время у него не было ни друзей, ни семьи. Пискарь начал сомневаться: «Какие были у меня радости? Кому доброе слово сказал? Кто слышал обо мне? Кто вспомнит о моем существовании?»
Однажды ему приснилось, что он выиграл большую сумму и съел хищных щук. Во сне он случайно выглянул из норы и исчез. Сказка заканчивается открытым финалом: умер ли пискарь от старости или его съела щука? «Скорее всего, сам умер, потому что какой вкус щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»
История создания сказки
Салтыков-Щедрин написал «Премудрого пискаря» на рубеже 1882–1883 годов, в непростой период российской истории. После убийства Александра II его сын Александр III усилил контроль за обществом, чтобы предотвратить распространение радикальных идей. Цензура и полицейский надзор стали жестче. Многие революционеры и либералы считали, что лучше переждать трудные времена. Михаил Салтыков-Щедрин не соглашался с такой позицией. Чтобы высмеять тех, кто отказывался от своих убеждений ради безопасности, он написал сатирическую сказку о слишком осторожной рыбе.
Пискарь в сказке Салтыкова-Щедрина олицетворяет затихших революционеров и испуганных интеллигентов, а щуки — небольших чиновников, которые осуществляли цензуру и надзор: «Даже щуки, под конец, и те стали его хвалить: «Вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!»
Филолог Владимир Баскаков отмечал, что «Премудрый пискарь» был для писателя способом донести свои взгляды до широкой аудитории. В 1880-е годы Салтыков-Щедрин не мог открыто говорить о власти и обществе. Даже критику бездействия могли воспринять как призыв к бунту. Поэтому он выбрал форму сказки — иносказательного произведения с глубоким смыслом. Однако даже в таком виде «Премудрый пискарь» впервые был опубликован за границей. В сентябре 1883 года сказку напечатали в швейцарской газете «Общее дело». Редакторы поместили ее в раздел «Сказки для детей изрядного возраста».
В России «Премудрый пискарь» появился только в 1884 году в журнале «Отечественные записки». Но вскоре сказку изъяли из печати, и Салтыков-Щедрин не смог ее переиздать. «Премудрого пискаря» снова начали печатать только при советской власти.
Основные темы сказки — трусость, бездействие и отказ от полноценной жизни ради безопасности. В образе осторожного пискаря Салтыков-Щедрин высмеивал современников, которые считали, что спасение — в подполье.
Название сказки усиливало эту идею. В XIX веке слово «пискарь» писали через букву «и». Этимологический словарь Макса Фасмера объясняет, что «пискарь» связано со словом «писк», потому что пескарь издает звук, если его взять в руки . Поэтому «пискарь» у Салтыкова-Щедрина символизировал трусость.
Герой сказки жил в одиночестве, думая, что это обеспечит ему долгую жизнь. Но его затворничество привело лишь к потере времени. Чрезмерная осторожность и отсутствие рисков, которые символизировал пискарь, отражали пороки общества, над которыми размышлял писатель, насмехаясь над малодушием либеральной интеллигенции.
Таким образом, «Премудрый пескарь» напоминает нам о важности смелости и готовности к переменам. Безопасность важна, но она не должна быть единственной целью. Важно стремиться к полноте жизни, находить радость в каждом дне и не бояться выходить за пределы своей зоны комфорта.
С трех лет Салтыков-Щедрин жил в окружении старших братьев и сестер. Они говорили по-французски и по-немецки, и будущий писатель быстро освоил эти языки. С шести лет его грамоте учил крепостной художник Павел Соколов, а латынь преподавал священник из соседнего села Заозерье. Сестра Надежда, выпускница института благородных девиц, тоже помогала ему готовиться к поступлению в учебное заведение.
Несмотря на скромные доходы, Салтыков-Щедрин часто посещал театры и оперу. В своих автобиографических очерках «Мелочи жизни» он вспоминал: «Иногда ради билета в театр я вынужден был заменять скромный обед десятикопеечной колбасой с булкой».
В 1848 году, когда Салтыков-Щедрин получил повышение до титулярного советника, к нему домой пришел жандарм с предписанием отправиться в «северную трущобу». Его выслали на службу в Вятку, где он провел шесть лет, и все это время ему запретили писать.
Писатель несколько раз обращался к императору с просьбой о помиловании, но получал один и тот же ответ: «рано».
В феврале 1855 года умер Николай I. В сентябре в Вятку приехал генерал-адъютант Петр Ланской с женой Натальей Гончаровой-Пушкиной. Они познакомились с Салтыковым-Щедриным и узнали, что он, как и Пушкин, испытал на себе немилость императора. Вскоре Ланской обратился к брату с просьбой ходатайствовать о прощении для писателя. 12 ноября министр внутренних дел доложил о Салтыкове-Щедрине Александру II, и тот разрешил ему жить и служить где пожелает.
Для высмеивания пороков общественной жизни Салтыков-Щедрин использовал, например:
😉Иронию — тонкую, скрытую насмешку, облечённую в форму похвалы, лести, притворной солидарности с противником.
🙃Гротеск — сочетание реального и фантастического, сказочного и бытового, что вызывает смех.
🧐Иносказание, аллегорию — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эту манеру письма автор назвал «эзоповским языком» по имени древнегреческого баснописца Эзопа.
Немного о Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине:
Родился 15 января 1826 года в деревне Спас-Угол Тверской губернии.
Обладал острым умом и тонким чувством юмора, что позволяло ему мастерски подчёркивать человеческие пороки в своих произведениях.
В возрасте десяти лет поступил в дворянский институт, а затем в Царскосельский лицей.
Подлинная фамилия писателя — «Салтыков», а «Щедрин» — псевдоним.
После издания первой статьи был сослан в провинцию.
Одним из самых известных произведений Салтыкова-Щедрина является роман «Господа Головлёвы».
Творчество Салтыкова-Щедрина обогатило русский язык множеством новых слов и выражений, таких как «халатность» и «мягкотелость».
Писатель писал сатирические сказки, предназначенные для взрослой публики.
До 1862 года был чиновником и помогал простому народу.
Писатель скончался в 63 года из-за осложнений, вызванных простудой, и страдал тяжёлой формой ревматизм.
В современном мире, где родители чрезмерно опекают своих детей, молодёжь часто испытывает страх перед реальностью и трудностями. Молодые люди часто отказываются от полноценной жизни и удовольствий.
Удачи вам в великих делах.